Зинаида Гиппиус

Будущая леди денди Серебряного века русской поэзии Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 ноября 1869 года в городе Белеве Тульской губернии. В детстве очень много читала, и от чтения книг её было оторвать очень трудно. Вот как она сама писала об этом: «Книги и бесконечные собственные, почти всегда тайные писания – только это одно занимало меня в детстве».
Отец служил в судебном ведомстве, семья постоянно переезжала с места на место, поэтому образование девушка получила домашнее. А после смерти отца от туберкулеза, семья вначале пере-ехала жить в Крым, а затем на Кавказ. У Зинаиды тоже обнаружили туберкулез, от которого ей быстро удалось излечиться.
Живя на юге, она познакомилась с человеком, с которым прожила 52 года – с Дмитрием Мережковским. Дмитрий вызывал противоречие чувства у современников. Одни восхваляли поэтический дар поэта. Другие презирали его за сухость характера, и полное отсутствие чувства юмора.
На Кавказе Мережковский выпустил свою первую книгу стихов. Зинаида ещё ничего не вы-пустила, но уже собирает вокруг себя толпы поклонников. Мережковский пленил Зинаиду не только своими серыми глазами, но и тем, что с увлечением говорил о поэзии и философии. Через несколько дней после знакомства поэт сделал ей предложение, которое Зинаида приняла без малейшего колебания, потому что это была та судьба, от которой не отказываются.
Свадьба состоялась 8 января 1889 года, которая была скромной до неприличия: на ней не было ни свидетелей, ни цветов, ни венчального платья, ни гостей. После свадебной церемонии молодые уехали с Кавказа в Петербург, где мать Мережковского в качестве свадебного подарка предоставила им квартиру. Именно эта квартира стала Меккой для молодых поэтов Серебряного века.
Зинаиду Николаевну нельзя воспринимать отдельно от Мережковского: они были единым целым не только в семейной жизни, но и в литературном творчестве. Целым и одновременно полной противоположностью друг другу. Они часто спорили. Часто ссорились, до хрипоты отстаивая свою точку зрения. Вначале он писал стихи, она – прозу. Но вскоре Зинаида поняла, что не писать стихи она не может. И начала писать стихи. Её стихи хвалили, принимали восторженно, хотя до настоящей Гиппиус этому чересчур худому, золотоволосому ангелу было ещё далеко.
У них появилось огромное желание посетить Италию. Наконец, им с трудом удалось заработать денег – это были в основном деньги Зинаиды, которая прославилась как острый на язык критик. В Италии Мережковский увлекся религией. А по возвращению в Петербург супруги выхлопотали у синода разрешение устраивать у себя на квартире религиозные собрания.
Зинаида Гиппиус была очень худой, на её лице всегда был толстый слой пудры. Она никогда не расставалась со своим ларнетом и поднося его близко к своим близоруким глазам, она подходила близко к собеседнику, пронзая его своим взглядом. Любила носить мужскую одежду. Любила подписывать свои произведения мужскими именами: Антон Крайний, Лев Пущин, товарищ Герман, и т.д. Современники называли её сильфидой, ведьмой и сатанесой, воспевали её талант и красоту, поклонялись ей, оскорбляли её. Её считали единственной настоящей женщиной-писательницей в Рос-сии.
Вокруг неё всегда было много самых невероятных слухов. Помимо романов с мужчинами ей приписывали и романы с женщинами. Зинаида эти слухи не отрицала. Так она состояла в близких отношениях с английской баронессой Елизаветой Овербек. Гиппиус посвятила ей несколько своих стихотворений.
Но ни один роман Зинаиды Николаевны не мог заменить ей союз с Мережковским – союза творческого и духовного. И лишь однажды она увлеклась так сильно, что пустила в их с Мережковским жизнь третьего – Дмитрия Философова – барственного красавца, эстета. Они заключили между собой тройственный союз, напоминающий брачный. И стали жить втроем.
Зинаида Гиппиус с каждым годом занимала в петербургской литературной жизни всё более значимое место. Постепенно знакомство с ней, посещение её домашнего салона становится обязательным для начинающих литераторов. При её активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, Осипа Мандельштама, и даже Сергея Есенина.
А в её стихотворениях безраздельно господствовали любовь и Бог.
У каждого, кто встретится случайно
Хотя бы раз – и сгинет навсегда,
Своя история, своя живая тайна,
Свои счастливые и скорбные года.
Какой бы ни был он, прошедший мимо,
Его наверно любит кто-нибудь…
И он не брошен: с высоты, незримо,
За ним следят, пока не кончен путь.
Как Бог, хотел бы знать я все о каждом,
Чужое сердце видеть, как свое,
Водой бессмертья утолить их жажду –
И возвращать иных в небытие.
Гиппиус была не только поэтессой, но и актрисой. Она играла людьми. Она очаровала их, а после окатывала ушатом ледяной надменностью, злыми насмешками и откровенным презрением. Её и любили, и ненавидели, терпеть не могли её дурацкий лорнет, который она подносила к своим близоруким глазам, бесцеремонно разглядывая собеседника.
С 1906 года Гиппиус, Мережковский и Философов жили за границей – либо в Париже, либо в Ривьере. В Петербург возвратились только весной 1914 года – в канун Революции. Став в России живой легендой от литературы, Гиппиус после октября 17-го года вынуждена была покинуть этот свой трон. Они с Мережковским не приняли революцию, и покинули в 1919 году Россию навсегда. И теперь Гиппиус уже вращается с литературными эминрантами: Бунин, Куприн, Бальмонт, Бердяев – и так далее. Деятельная Зтнаида быстро организовала литературное общество под названием «Зеленая лампа», которое просуществовало аж целых 20 лет – до начала войны.
Когда в 1941 году умер Мережковский, она долго не могла поверить в утрату. Очень тяжело это пережила. Говорили даже, что поэтесса собиралась покончить с собой. Но деятельная натура не дала ей этого сделать. Зинаида начала писать воспоминания о муже, но свои мемуары закончить не успела.
Умерла «леди-денди Серебряного века» в 1945 году в Париже. Похоронена на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев де Буа рядом с мужем. Оба прожили по 76 лет.


Рецензии