Близкое и дорогое имя

Затянули хребты Джугдыра
Вьюги мутною пеленой.
Глушь. Безлюдье. И голос мира
Не приник в этот край лесной.

Казимир Лисовский.

Родился Григорий Анисимович 19 января 1899 года в Ставропольском крае, в семье крестьянина. Окончил Кубанский политехнический институт, после чего более тридцати лет провел в экспедициях, изучая малонаселенные, глухие районы страны.
Шесть лет (1948-1954гг.) он прожил в Амурской области: летом - в тайге, зимой – в городе Зее. Во время полевых работ в экспедиции вел дневник. А в городе, в долгие зимние вечера, писал свои произведения. Поэтому нам, зейцам, это имя особенно близкое и дорогое.
Сейчас интерес к произведениям Федосеева значительно поубавился. А я помню времена, когда книги писателя читались семьями, передавались по очереди из рук в руки и зачитывались до дыр. В своих романах он писал о друзьях-геодезистах, о суровой красоте природы неисследованных районов Дальнего Востока…
Я только что закончил чтение повести Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя» и нахожусь под огромным впечатлением.Напомню содержание повести. На одном из отрогов Станового хребта, гольце Ямбуй, начали бесследно исчезать люди – геодезисты, охотники. На поиски пропавших от-правляются начальник экспедиции Григорий Федосеев, радист Павел и верная собака Федосеева – Загря. На всем пути их сопровождают пастухи-эвенки, которые служат и отличными проводниками, и замечательными охотниками, и верными друзьями в трудном и опасном пути.
Имеется несколько версий гибели людей. Они могли заблудиться в тайге и погибнуть от голодной смерти, могли не выдержать тягот таежной жизни и податься в жилые места, могли погиб-нуть от пуль бандитов, запрятавшихся на Ямбуе. Эвенки же утверждали, что это проделки злого духа Харги, поселившегося здесь и не терпящего присутствия людей. Но истинная причина гибели людей превзошла все ожидания и поразила своей жестокостью и неожиданностью.
Во время похода на Ямбуй писатель близко познакомился с нелегкой кочевой жизнью эвенков, их обычаями, традициями. Очень тепло описывает он предводителей рода пастухов: старика Карарбаха и его жену Лангару. Карарбах, глухой семидесятилетний старик, знает все таежные тропы, успешно промышляет на косуль и сохатых, всегда остается победителем в единоборстве с главным обитателем тайги – медведем. Вот как говорит об этом жена Карарбаха, Лангара: «Старик ловчее, чем амакан (медведь). Брось его в тайге без пищи, без ружья, без спичек – не пропадет. В нем – опыт предков».
Сама же Лангара верховодит эвенками-пастухами, на что имеет полное право. Она родилась и прожила всю свою жизнь в зарослях заболоченной тайги, между горными кряжами, да топкими марями, по которым эвенки кочуют всю жизнь. И все подчиняются ей беспрекословно. Вот как об этом говорит сам писатель: «Она молча командует всеми. Достаточно одного жеста руки, одного взгляда, как ты, будто загипнотизированный, подчиняешься ей. Здесь все нуждаются в её опеке, её советах, её распоряжениях. Она, как самая большая головёшка в костре: убери её – и огонь погаснет».
На всем протяжении повести писатель не забывает и о природе: «Идем навстречу пустырям и тишине. Ничего нет печальнее пейзажа нагорья – унылого пространства заболоченных марей. Зимою – только вой холодного ветра. А летом – топь и комары».
Вот в этом таежно-болотистом, забытом людьми крае, поздней осенью и разворачиваются со-бытия, описанные Федосеевым в повести. В результате многодневного похода на Ямбуй, который сопровождался многочисленными происшествиями и приключениями, удалось выяснить, что люди погибли от злого и коварного медведя-людоеда, которого в конце концов все же удается убить…
Книги Федосеева поражают глубокой правдой жизни, тонким пониманием природы. Его ге-рои мужественны и добры, грубоваты и сердечны. Но среди героев его книг есть один, который особенно был близок и дорог писателю – его проводник Улукиткан, сопровождавший экспедиции Федосеева в течение семи лет. Доброта, мудрость этого человека, его отличное знание тайги не раз выручали членов экспедиции в ситуациях, из которых, казалось, выхода нет.
Григорий Анисимович был награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. Его книги изданы во многих странах мира, в том числе в США, Франции, Японии. По повести Григория Анисимовича «Злой дух Ямбуя» в 1979 году «Мосфильм» выпустил фильм с одноименным названием, который демонстрировался в нашей стране с большим успехом. В 1983 году этот фильм на кинофестивале во Франции получил премию Джека Лондона. А кинорежиссёр М. Заплатин снял фильм «Последний костёр», взяв за основу биографию этого замечательного писателя.
В начале августа 1964 года Г.А. Федосеев совершил поездку в поселок Бомнак, чтобы отдать дань уважение и увековечить память о своем друге и учителе эвенке Улукиткане, который незадолго до этого – 26 октября 1963 года – погиб в тайге.
«Семь лет провели мы вместе. Много было прожито, многому научил меня Улукиткан. Он как бы открыл мне истину жизни, показал, каким должен быть человек. Он заставил меня от многого отказаться и помог многое приобрести. Я еще больше полюбил жизнь. Улукиткан был большим педагогом, но не читал лекций, не учил нас в беседах, как жить. Он молча показывал, как надо жить… – вспоминал позже Федосеев. – Он встает передо мною маленький, худенький, почти прозрачный, со сложенными кистями рук на животе, в старенькой дошке, покорный, всегда готовый разделить со своими спутниками все невзгоды жизни».
Рано утром седьмого августа 1964 года с памятника сняли опалубку, и он открылся взорам. Четырехгранный тур венчал надгробье. На правой стороне тура укреплена чугунная плита с надписью: «С тобою, Улукиткан, геодезисты и топографы штурмовали последние «белые пятна» на карте Родины».
На стороне, обращенной к надгробию, надпись на чугунной плите: «Улукиткан. 1871-1963 гг.» на левой стороне надпись: «Тебе, Улукиткан, были доступны тайны природы, ты был великим следопытом, учителем, другом. Гр. Федосеев». На надгробие положена плита с изречением Улукит-кана: «Мать дает жизнь, годы – мудрость».
Глядя на памятник, Федосеев думал о старом товарище, его трудной и долгой жизни, о его трагической гибели. Здесь, у могилы Улукиткана, возможно, и зародился у писателя замысел книги «Последний костер».
Последние годы писателя прошли в Краснодаре. Умер Г.А. Федосеев 29 июня 1968 года в возрасте 69 лет. Перед этим он был на пленуме Союза писателей РСФСР в г. Горьком, на обратном пути заехал к сестре в Москву. Был весел, жизнерадостен. Ночью стало плохо с сердцем, но из-за присущей ему скромности беспокоить родных постеснялся. Когда стало совсем худо, вызвали «неот-ложку». К несчастью, было слишком поздно. Так скончался этот замечательный человек, подарив-ший нам бессмертные образы своих друзей: Улукиткана, Куприенко, Лебедева и других героев его произведений. До сих пор клички собак Бойка, Кучум, Заря, описанных на страницах его книг, встречаются у амурских охотников.
Одним из самых трудных и сложных был маршрут, проложенный им в Восточных Саянах. Суровые горы остались в памяти Федосеева на всю жизнь. В своем завещании, отдав сердце Красно-дару, который крепко любил, просил прах его захоронить в Восточных Саянах.
У смертного одра писателя его старые друзья-геодезисты обещали выполнить волю Григория Анисимовича. Лебедев, герой книг Федосеева и давний его друг, выехал в Восточные Саяны, чтобы найти место для захоронения. Когда-то он вместе с писателем прокладывал свой первый маршрут. Теперь же шел в скорбный поход, выполняя волю друга.
И вот теперь в Иркутской области, в Нижнеудинском районе, на высоте 1623 метра от села Верхняя Гутара, на перевале Г. Федосеева (до 1971 года он назывался Идэн), где и похоронен писатель-геодезист, величаво возвышается памятник писателю, исследователю, геодезисту Григорию Анисимовичу Федосееву, воздвигнутый друзьями, родственниками, работниками Министерства геодезии и картографии РСФСР. А немного выше памятника установлен четырехгранный обелиск, поставленный в честь Н. Рериха, Н. Пржевальского, П. Кропоткина, Г. Федосеева – великих исследователей Дальнего Востока и Сибири.
На горной могиле писателя установлен железобетонный трехгранный тур, подобный тем, какие устанавливают геодезисты. Место захоронения праха писателя – далекий, суровый, труднодоступный край. Люди здесь – редкие гости. Лишь только ветер временами пронесется над могилой, да одинокий коршун с высоты своего полета поприветствует взмахом крыльев покой великого исследователя тайги.
Согласно постановлению правительства России вершина высотой в 2007 м. на северо-востоке Приамурья названа горой Федосеева.
А «АП» 14.05.14 сообщила о том, что на амурском участке БАМа в настоящее время проектируется 19 новых разъездов. Один их них решено назвать в честь Григория Федосеева. А другой будет назван в честь Александра Побожия. И память о них сохранится на годы.
Жители нашего города могут по праву гордиться его красотой. И очень плохо, когда город теряет свои культурные достопримечательности.
Печальная участь постигла дом номер 23 по переулку Жуковского, в котором много лет про-жила семья Ильиных: Михаил Филиппович – участник войны, и его жена – Мария Степановна. А с 1948 по 1954 годы в зимнее время в одной из половин их дома жил писатель и геодезист Григорий Анисимович Федосеев.
После смерти писателя в их доме остались его вещи: плащ, бинокль, сапоги, книги, рукописи – и другие. Вспоминала Мария Степановна: «Когда мы узнали о кончине Григория Анисимовича – решили открыть в половине нашего дома музей имени Федосеева. В этом нам помогли отдел культуры города, краеведческий музей, многие люди – спасибо им за это. И в первую очередь Машкиной Галине Федоровне, которая стала вроде директора нашего дома-музея. Дом этот, постройки 1910 года, стал ветхим. Ремонтировать его надо. Тут уж без помощи городских властей не обойтись.»
Из воспоминаний Михаила Филипповича: «Мы, что могли, своими силами сделали. Но это не то: дом надо бы отреставрировать и сохранить. Пусть обновленный дом был бы лучшей памятью о замечательном человеке, писателе Григории Анисимовиче Федосееве».
В доме-музее Федосеева проводились многочисленные экскурсии, встречи, тематические вечера. Хорошо помню об этом, и даже неоднократно был участником этих мероприятий. Скажу больше: я был очень хорошо знаком с супругами Ильиными. Они были моими друзьями.
После смерти Ильиных дом остался без присмотра. Имеющиеся экспонаты были переданы в краеведческий музей, где они разместились под названием «Зов нехоженых дорог». Дом же стал пристанищем для бомжей и наркоманов. И, как этого требовалось и ожидать, в конце 90-х годов дом сгорел.
А через десять лет еще один исторический памятник нашего города повторил участь федосеевского дома-музея: в феврале 2008 года сгорел дом по улице Мухина 222, в котором провела своё детство талантливая писательница Антонина Коптяева. Причина трагедии та же: в этом доме тоже жили бомжи. И теперь на этом месте – заросли бурьяна и кучи мусора.
Много лет стоит неприкаянной двухэтажное, деревянное здание почты. И, совсем нетрудно догадаться, что когда-то давно оно было украшением нашего города. Но прошли годы. Здание об-ветшало. И с каждым годом оно ветшает все больше, приходя в полную негодность. Не украшает город сегодня и Чуринский магазин.
Понимаю, что всё вышесказанное – это головная боль для руководителей города: нет денег, много более важных дел и забот. Но что-то надо начинать делать и с культурными памятниками го-рода, которые или уже пришли, или приходят в негодность.
Стремительно летит время. Не успеем оглянуться – и уже надо будет отмечать 120-летие (в январе 2019 года) со дня рождения Г.Федосеева. Думаю, что лицам, причастным к этой дате, надо уже сейчас подумать об этом.


Рецензии