Три сестры. Гл. 76. Проблеск

                Глава 76
 
            Тютчев. Проблеск.

            Время небес. Инобытие

                Свет бездны

- Но человек меняется и усложняется, -продолжил Тютчев, - вдруг я почувствовал над собой неизвестную бездну. Эта бездна жила и проявляла себя в зависимости от состояния моей души.  Странно, но я почувствовал в себе состояние лжи и греха…
- Ты грешил, Тютчев, и неужели ты лгал?
- Я не на исповеди, но всё было… и грех и любовь. Только состояние лжи и греха уничтожает свет бездны, а вот состояние любви поддерживается бытием и приносит человеку блаженство.
- Но однажды, когда мне было всего 22 года, я написал стихотворение «Проблеск». Точнее Бог вложил мне это стихотворение в душу. Впервые я понял условия перехода к бесконечному бытию и бессмертию.
- Всем, кто с Христом, даруется жизнь вечная, - важно утвердил Рокотов.
- Дар — это факт, хочешь – не хочешь… А ты слышишь вдруг тот гул, который определяет невидимый для человека мир. Мир окружающий человека достаточно сложен.
-В чем сложность?
-Сложность в схождении души с земного круга к бессмертному бытию и сложны условия этого схождения… Я почувствовал, что появилось первое условие перехода к иным мирам. Это - сумрак. Потом я почувствовал и другие условия переходов: радуга, сон, заветное слово, смерть, любовь. Так я строил картину мироздания и человека, находящегося в этом сложном, триедином мире. Да, меня интересовал мир звезд, беспредельность ночного неба и то, что минувшее мелькало рядом в виде призрака.

Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..

То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг…
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшися, потух!

Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах…
Ты скажешь: ангельская лира
Грустит, в пыли, по небесах!

О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.

Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!

Но, ах! не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем, —
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.

Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон, —

И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.

- Так я понял, что душа человека может приходить в состояние созвучное бесконечной природе, бесконечному бытию. Проблеск возникает, когда наступает глубокий сумрак и начинает звучать музыка, гармония сфер грустными аккордами арфы. Человек – пыль, он стремится в небеса, но стремление — это мгновенно. Ослепленный лучами бессмертия он снова впадает в утомительный сон на земле. С одной стороны – утомительный сон, с другой – бесконечная божественная жизнь.
- Бесконечная…, - машинально за Тютчевым повторил Рокотов.


Рецензии