Шахматный Всеобуч в Качканаре
Шахматный Всеобуч в Качканаре
Шахматы - продукт длительного исторического развития игр.
Они воплощают в себе всё лучшее, что содержится в играх, когда-либо изобретённых человечеством.
Здесь и кроется разгадка их притягательной силы для миллионов людей во всё мире.
Здесь лежит ключ к решению проблемы реального шахматного всеобуча, необходимость которого диктуется временем.
Возможно ли всеобщее обучение этой игре «для души и ума»?
Да!
В некоторых городах нашей страны делались попытки введения такого всеобуча.
Но базировались они с нашей точки зрения на совершенно неверной идее: с самого начала научить детей именно игре в шахматы.
Предлагается же принципиально новый путь: обучать детей по 30-часовой программе (за два первых года обучения) небольшому набору игр, каждая из которых содержит в себе элементы шахматной и одновременно является самостоятельной.
Для реализации этой идеи вполне можно обойтись без капитальных перестроек и вложений.
Что же нужно для введения шахматного всеобуча в Качканаре?
В каждой школе необходимо к началу нового учебного года сконцентрировать следующий инвентарь:
20 комплектов шахмат,
40 комплектов шашек,
10 шахматных часов,
одну-две демонстрационных доски.
Это минимальная база всеобуча, но она вполне достаточна на первых порах.
В августе на одночасовом семинаре-практикуме учителя начальных классов получат необходимый исходный методический материал для проведения первых уроков-игр.
Затем с началом учебного года по специально разработанному плану ученики третьих классов пройдут 12-часовой курс «ударного обучения» и шахматный всеобуч начнёт превращаться из идеи в реальность.
Сейчас многое зависит от оперативности гороно, от того, сумеет ли руководящий орган народного образования в городе оказать реальную помощь администрации школ в организации материальной базы всеобуча.
Мы серьёзно рассчитываем и на помощь шефствующих предприятий, которые вполне могут усилить базу шахматного всеобуча, помочь в оформлении шахматных уголков или кабинетов, изготовить демонстрационные доски, наглядные пособия.
Речь идёт не только о незначительных денежных суммах, но главным образом о выделении художников, направлении ведущих шахматистов предприятий на кружковую работу в школы и детские клубы.
Предстоящий учебный год может стать важной вехой в становлении современной системы игрового воспитания в городе.
Станет ли?
Ведь, возразят некоторые читатели, есть дела и поважнее.
Не станем спорить.
Реформа школы набирает темп и силу.
Перед городом уже зримо встаёт проблема реализации обучения детей с шестилетнего возраста (только в новом учебном году в городе будут открыты три класса шестилеток на базе детских садов), вводятся новые программы по многим предметам.
Большие средства вкладываются в переоборудование кабинетов профориентации.
Не за горами начала строительства новой, самой большой школы города.
На фоне всех этих и множества других забот (организация летних пионерских лагерей, различных массовых мероприятий для детей и т.д.) шахматный всеобуч выглядит неким пигмеем, не заслуживающим серьёзного внимания.
Но вдумайтесь: игра – одна из основных форм деятельности ребёнка.
Без правильного игрового воспитания, без системы последовательно преподаваемых игр, без всесторонней подготовки в игре ни о каком полноценном гармоничном воспитании речи вообще быть не может.
Задумайтесь над тем, что если мы сегодня не увлечём ребёнка игрой в шахматы, завтра какая-нибудь компания в подъезде увлечёт его игрой «в очко».
Вакуума здесь не бывает.
Шахматный всеобуч – это общеинтеллектуальная подготовка школьника, которая призвана дополнить подготовку общефизическую.
Качканар может стать одним из первых городов, где система целенаправленного игрового воспитания обретёт жизнь.
Наверное, не следует упускать такую возможность.
А. Ратушный
тренер ДЮСШ-1
Как видим 30 лет назад уже была продумана и просчитана технология массового обучения детей шахматам.
Дорогого стоит самая первая строка этой публикации.
«Шахматы - продукт длительного исторического развития игр»
Каждая игра на самом деле открывается человечеством миллионы раз.
И только потом закрепляется в жесточайшей борьбе со множеством других игр. Игр глубоких, ярких, увлекательных, но… не несущих в себе счверхинформации.
Собственно понимание того, что всякая совершенная игра несёт в себе некую сверхинформацию, которую нам ещё только предстоит открыть и прочитать и является главным сформулированным мною еще в розовой юности тезисом.
Ни мудрец-одиночка, ни тысяча мудрецов не в состоянии сформулировать шахматы. Они – плод развития феноменального потока биллионов игр.
Как и всякая иная развитая до совершенства игра.
Идея всеобуча базируется на неочевидной гипотезе, что больных детей нет.
Но они встречаются. Больные до полной невозможности изучать что-либо.
Поэтому все эти «все» всегда весьма условны.
С позиций сегодняшнего дня предложенный минимальный ресурс на школу в 1200 учащихся может показаться даже забавным.
Но на мой непросвещённый взгляд он всё равно достаточно избыточен.
Жаль, что «перестройка» первой волной накрыла ростки интеллектуального возрождения Союза. Очень жаль.
Теперь я понимаю, что нас просто-напросто предали и продали.
А тогда мы ждали перемен.
И стремились к ним со всей искренностью юношей.
Вечная память погибшим на этой скачке.
Свидетельство о публикации №217121400688