Викинги Прикамье - Восток

О масштабах импорта «восточного серебра» в Древнее Прикамье можно судить и по тому, что о серебряных кладах на Урале знали даже в странах Скандинавии. На «возможное проникновение в Прикамье викингов» указывают авторы коллективной монографии «Коми-Пермяцкий автономной округ»,  изданной в 1948 году107.


Следы пребывания викингов на древней пермской земле зафиксированы в скандинавских сагах X века. В одной из них так рассказывается о походе в Биармию братьев Карли Гюнстейна и Торера «Собаки»: «… Пришли они на место, на большом пространстве, свободном от деревьев, где была высокая деревянная ограда с запертой дверью, эту ограду охраняли каждую ночь шесть сторожей из местных жителей, по два человека на каждую третью часть ночи. Когда Торер и его спутники подошли к ограде, сторожа ушли домой, а те, которые должны были их сменить, еще не пришли на караул… Торер сказал: «На этом дворе есть курган, насыпанный из золота и серебра, смешанных с землей; к нему пусть отправляются наши; на дворе стоит бог биармов, который называется Иомаль; пусть никто не осмелится его ограбить». Затем, подойдя к кургану, собрали сколь можно много денег, сложив их в свое платье. Как и следовало ожидать, к ним было примешано много земли. Потом Торер велел им уходить, отдав им такое указание: «Вы, братья Карли и Гюнстейн, идите вперед, а я пойду последним (и буду защищать отряд)»,  после этих слов все отправились к воротам. Торер вернулся к Иомалю и похитил серебряную чашу, наполненную серебряными монетами, стоящую у него на коленях»108. 


Не все ученые в настоящее время отождествляют Биармию с Древним Прикамьем, однако еще в конце XIX века И.Н. Смирнов в очерке о пермяках отметил «поразительное сходство древнего биармийского святилища, описанного в цитированной выше  саге, со святилищами остяков, сохранившимся до самого последнего времени»109. 


Ученые также обращают на сходство социальной структуры общества в Прикамье и Скандинавии эпохи викингов (800 – 1050 гг.)110.  В частности, в среде племен Верхнего Прикамья в эпоху викингов зафиксировано появление дружинников, целиком посвятивших себя войне. Об этом говорят «большое число могил с погребениями мужчин-воинов»111.  В Прикамье также найдено «несколько сот серебряных шейных гривен так называемого глазовского типа… Причем наиболее ранние экземпляры этих гривен, датируемые IX веком, найдены за тысячи километров от места их изготовления (Булгар или бассейн Вятки) – в Швеции, на острове Готланд. Очевидно, шейные гривны были популярным украшением  дружинников как Скандинавии, так и Прикамья»112.


Дружинники стремились служить своих господам так, чтобы получить от них награду – ценные украшения из драгоценного металла – гривны, браслеты, кольца и т.п. богатство, в котором, как они верили, «материализуется счастье и благополучие человека, его рода, семьи»113.  А клады скандинавы эпохи викингов укрывали в землю «в расчете воспользоваться ими в загробном мире»114.  Также у викингов был «широко распространен обычай запрятывания вблизи их усадеб кладов, состоящих из золотых пластинок, посвященных местным богам. Такой же обычай удалось проследить в отношении кладов из серебряной посуды, монет и шейных гривен, принадлежащих предкам коми-пермяков»115.

107. Белавин А.М. Камский торговый путь. Средневековое Предуралье в его экономических и этнокультурных связях. Пермь. Издательство Пермского государственного университета.  С. 19.

108. Бадер О.Н., Смирнов А.П. "Серебро закамское" первых веков нашей эры. М.: Госкультпросветиздат, 1954.  С. 24.
 
109. Там же.

110. Лещенко В.Ю. Серебро закамское.Пермь, 1974. С. 123.

111. Там же. С. 121.

112. Там же. С 122.

113. Там же.  С 121.

114. Там же. С. 122.

115. Там же. С 123.

Предыдущую главу см. здесь http://www.proza.ru/2017/12/12/860
 


Рецензии