Испытание сытостью

               
   «Испытание сытостью» — термин В.Розова, высказывание которого цитирует С.Кара-Мурза:
«В.Розов как-то в беседе со мной сказал, что человечество с достоинством прошло испытание голодом, но не факт, что оно выдержит испытание сытостью» (С.Кара-Мурза — «Антисоветский проект», М.: Эксмо, 2003, стр. 206-207).
   Меня на 200% не интересует «антисоветский проект», так же, впрочем, как и «советский проект». Я занимаюсь психологией, а не политикой.
   Но не могу не выразить изумления и восхищения психологической проницательностью писателя В.Розова и политолога С.Кара-Мурзы. Говорить об «испытании сытостью» применительно не только к советским временам, но и к последнему десятилетию с его потерями и недостатками (а не «сытостью») кажется парадоксальным. На первый взгляд. Социально-психологические проблемы на Западе, где пока еще есть «сытость», во многом напоминают российские проблемы, хотя и в более мягкой форме.
   Ф.Фукуяма, правда с последующими оговорками, пишет о Западе:
«Утверждение, что рост индивидуализма и вытекающие из него социальные проблемы — результат большего процветания, кажется гораздо более убедительным, чем противоположное — будто они являются следствием растущей бедности.» (Ф.Фукуяма — «Великий разрыв», М.: ACT, 2003, стр. 102)
   В индивидуально-психологическом плане на возможную отрицательную роль гратификации («сытости») указывает психолог R.W.Firestone:
В результате гратификации индивид может действовать «против собственных целей, потребностей, приоритетов и против факторов своего успеха» (R.W.Firestone_ The bipolar causality of regression”, Am. J. Psychoanalysis, 1990, 50(2), p.131).
   Р.Файерстоун выделяет, в частности, случаи, когда регрессивные реакции («детскость» поведения и.т.п.) непосредственно вызываются негативными событиями, но первоначальным импульсом регрессии было предшествовавшее движение индивида к самореализации.
«...Такие реакции легко могут остаться незамеченными или непонятыми, так как на первый взгляд они противоречат обычной логике.» (Ibid., р.122)
   Аналогии индивидуально-психологических и социально-психологических процессов представляются правомерными в свете концепций «социального невроза» (3.Фрейд) и «социальной шизофрении» (Э.Фромм).
   Из клинической психологии известно, что гратификация обладает биполярной природой: она может в одних случаях улучшать, а в других ухудшать состояние пациента. Эти парадоксальные качества гратификации проявляются в ряде клинических и неклинических ситуаций: ср. В.Ротенберг и В.Варшавский — «Поисковая активность и адаптация», М.: Наука, 1984.
   Гратификацию в одном из ее аспектов можно рассматривать как проявление регрессии к ранним стадиям онтогенеза, когда все потребности растущего организма удовлетворялись без усилий и борьбы. Поэтому гратификация легко может приводить к избыточной регрессии, уводящей индивида от мира реальности.
   В другом же своем аспекте гратификация, вызванная стимулами реальности, может связывать индивида с реальностью и способствовать его адаптации.
   Этот положительный аспект гратификации успешно использовался в некоторых методах современной психотерапии (В.Bettelheim, M.Sechehaye, российский психотерапевт, профессор Института гуманитарного образования и психоанализа Академии гуманитарных исследований, г. Москва, В.К.Лосева).
   Б.Беттельхейм, первоначально принимавший в свою клинику только пациентов, признанных неизлечимыми другими врачами, добился поразительных успехов в лечении детской и подростковой шизофрении и аутизма (см. У.Крэйн — «Теории развития. Секреты формирования личности», СПБ: прайм ЕВРОЗНАК, 2002, гл. 14).
   Вместе с тем в ходе психотерапии Б.Беттельхейма систематически наблюдались регрессивные осложнения состояния пациентов, которые в значительной степени можно объяснить воздействием регрессивного аспекта гратификации.
   Б.Беттельхейм пишет об этих осложнениях:
«...Наша работа состоит из длинной серии подъемов и падений, но ..., в общем и целом, каждое новое падение является менее глубоким, а каждый последующий подъем выше и качественно лучше, чем предыдущий.» (В.Bettelheim — “Love is not Enough”, Glencoe, 1950, p.229)
   Выяснение того, какими способами Б.Беттельхейм выводил своих пациентов из «вредной» избыточной регрессии и неуклонно вел их по пути улучшения психического состояния (в большинстве случаев до полного выздоровления) представляет большой интерес с точки зрения нашей темы.
   Б.Беттельхейм считал, что регрессия, даже подчас «избыточная» и «вредная», является необходимым этапом на пути к «прогрессии» (=большей адаптации к реальности): «...мы стремимся помочь нашим детям оказаться в состоянии регрессии, когда для этого наступает правильный момент.» (В.Bettelheim — “The Empty Fortress. Infantile Autism and the Birth of the Self”, N.Y.: Free Press; L.: Collier-Macmillan, 1967, p.294)
   Аналогия из области социальной психологии:
«...Выскажем предположение, что стремление к самоуничтожению выполняет служебную функцию по отношению к другим созидательным силам истории, что оно чем-то нужно человечеству для достижения его целей.» ( И.Шафаревич_— «Социализм как явление мировой истории», М.: Эксмо, Алгоритм, 2003, стр.427)
   Б.Беттельхейм первоначально пытался интерпретировать свою психотерапию на основе психоаналитических теорий 3.Фрейда, но затем пришел к выводу, что «во многих случаях господствующие психоаналитические теории не соответствуют фактам, которые, как предполагается, они должны объяснять, и поэтому требуется значительное видоизменение этих теорий.» (В.Bettelheim — “The Informed Heart”, L.: Penguin, 1991, p.32)
   В свете вышесказанного необходимы широкие индивидуально-психологические исследования проблемы гратификации, построение на основе этих исследований новой психологической теории (разумеется, с полным учетом выдающегося вклада 3.Фрейда в современную психологию) и применение этой теории в области социальной психологии (разумеется, не путем механического переноса данных индивидуальной психологии, а с необходимыми модификациями).
   Все это сложные и трудоемкие задачи. Однако, по нашему мнению, только так можно будет перейти от «догадок» и недоказанных гипотез к «надежному диагнозу».
«Давайте думать дальше, ибо без диагноза не можем мы лечения предложить, ни толком объясниться друг с  другом.» (С.Кара-Мурза — цит. соч., стр.85)
               
                Ок.2004г.
               


Рецензии