Много шума из ничего О Матильде Алексея Учителя

Осторожно: спойлер!
...знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
Откр. 3.15-16

Эх, а как же всё хорошо начиналось! По крайней мере, в самой подаче фильма зрителю: запреты, наветы, идейная борьба и споры вокруг того, что художник должен быть свободен. Только вот свободен от чего? Отнюдь не от творческих идей, которым суждено привносить нечто положительное в мир. Но так уж получилось, на мой взгляд, что фильм Алексея Учителя "Матильда" свободен именно от этого. Нет в нём никаких порочащих сведений о русском святом, нет и клубнички, которую, возможно, кто-то ждал... Нет ничего. ПУСТОТА... Если, конечно, автор не вёл речь об экзистенциальной категории. Но не буду перегружать отзыв подобного рода отступлениями. Речь вовсе не о них, а о фильме: его плюсах и минусах и о том, стоит ли смотреть? А также о том: заслуживает ли фильм такой низкий рейтинг на "Кинопоиске" - 5.9. Да-да, он не добрался даже до 6, а между тем относительным качеством в смысловом и/или эстетическом содержании всегда отличались фильмы, имеющие оценку 7.
Итак, господа! Да, рейтинг фильма весьма не объективен, но очень даже состоятелен и отражает суть. Начнём с плюсов картины. Костюмы, исторический ракурс изображения массовых сцен и аутентичность актёров. Каждый из них вполне на своём месте: Николай выглядит Николаем, Матильда - Матильдой, будущая жена императора - вполне себе императрица со знакомых нам фотографий. Интригующее начало: вы мне ночь - я вам колье и карьеру (в общем утром деньги - вечером стулья), но не тут-то было... Я чертовски привлекателен - вы чертовски привлекательны, но зачем зря время терять? Ровно в полночь у колодца. Неее, это вы будете караулить меня у колодца и не только, в общем, устрою я вам райскую жисть, побегаете вы за мной... Но, увы, пробежек не состоялось, точнее они состоялись, но в каком-то совершенно ином ключе. Полфильма император бегает по залам дворца то за балериной, то за будущей женой.
В некоторых отзывах пишут, что в картине якобы отражена история красивой (большой и чистой) любви. Что ж посудите сами!..
Император: постоянно не знающий, чего ему надобно, человек, апатичная, неуверенная фигура, променявшая любовь вовсе не на власть, а на аппарат синема. Только что "погибла" его возлюбленная. Что он делает? Быстренько бежит к своей верной собачке, рассказывать, что ему мама в детстве принцесску заморскую сулила и ни слезинки, ни мучений совести, ни недоумения, куда балерина вообще подевалась, даже вздоха, что содержанки больше не будЕ неее. Причём это касается всего, за что берется товарищ Николай. Ни в одном из аспектов он не выглядит решительным, знающим, чего ему нужно и кого он любит... Его страданий об отечестве тоже как-то не видать. Зато благоговение перед подарками свадебными вполне. Хотя несомненно ему всё же не чужды какие-то благородные чувства, например, отказ от братских могил после Ходынки.
Балерина: вопрос таланта остаётся вполне открытым, вроде и старательная, но не о работе думает, а о польских королевских кровях. Это первым делом новоиспечённому жениху и сообщается. Не хочу быть, дескать, балериной, хочу быть царицею морскую, ты это... сделай рыбка! Но рыбка сама пальцем пошевелить не могёт и мучает влюблённого по уши родственника, дабы тот нашёл хоть каплю царской крови в балерининских генах! Да и балерина как-то не особо шевелится... Любимый человек её попросил - ну поройся в архивах ради нас, ан ... нет, копаться долго, да и амбиции - это шо ж ён меня таку королевишну из простых за соби брати не хоче... Не, я так не Ыграю! Тьфу на твой домик, тьфу на королевскую мою кровь: мене усё и сразу подавай! Да и главное - сам аспект изображения Матильды (главного героя фильма, поскольку именно её именем названа картина)... Это такая типичная любовница-любовница, которых в природе, наверное, очень мало. Нет в фильме не изображения её чувств, её мыслей, мечтаний, развития образа, его эволюции и роста. А что есть? Возлегания в голом виде, даже тогда, когда это в общем-то и не нужно. Оно и, правда, раз любовница, то не человечина ты: лежи себе в голом виде, жди, когда вбежит переполненный возбуждением мужчина, сделает своё дело и убежит. На сём твоя функция ограничивается. Не замечены герои и в таком проявлении любви, как дружба... Вся суть их отношений выражается лишь в полуголых объятиях и возлеганиях. И я вовсе не против эротизма, но где же здесь глубина, облагороженность человека чувством? А теперь давайте вспомним, с чего это чувство начиналось! Вовсе не со светлого порхающего образа в танце, а с голой груди... Конечно, всякое в жисти бывает, однако герои в какой-то самоотдаче, заботе друг о друге и просто возможных интеллектуально-философских беседах не проявили себя.
Александра Фёдоровна: мешочек с амбициями. Ей повезло поболе - кровей она царских-государских. Но в остальном кишка тонка! И все эти махания юбками выглядят жалкими на фоне возможностей Матильды. Поэтому остаётся только ходить и собирать кровь соперницы, колдовать на спиритических сеансах, а вдруг царство-то уплывёт (именно царство - статус замужней королевишны, власть). И при этом она даже совершенно не задумывается, что все вот эти поползновения Николая связаны вовсе не с одурманивающими действиями Матильды, а тем, что привлекает конкретного мужчину конкретная женщина... Ей, мадам, вы, извините, танцевать не запретите. Имеет полное моральное право быть собой. Образ Александры Федоровны также не вызывает сочувствия, поскольку стремится Александра Фёдоровна вовсе не к любви, а к замужеству и поддержанию своего статуса. Это видно хотя бы из сцены, когда она вдвоём с Николаем проезжает мимо кланяющихся крестьян. Её завораживает и опьяняет эта картина... Однако в некотором смысле образ Александры Фёдоровны вполне себе гармоничен, потому что типичен! Впрочем, так же можно сказать и об описанных выше героях.
Был ещё и второстепенный персонаж Козловского - одержимый любовью, её суррогатами. Такое ощущение, что он нужен лишь как двигатель Николая. От поступков сумасшедшего зависит судьба Николая: к чьему плечу он преклонится, что выберет. Тема юродства, к сожалению, выражена слабо, поэтому и персонаж выпирает из фильма, становится лишним. А может просто несёт ИДЁЮ О ТОМ, ЧТО ВСЯ ЭТА "ЛЮБОв" - не любовь вовсе, а бред, одержимых страстями людей.
Поэтому всё же фильм на некоторые рассуждения наталкивает! Например: вопрос любви и власти - в чью пользу сделать выбор? Но вот проблемка: там, где есть любовь, вопрос власти не встаёт, не важно, кто главный и где. Кто-то уступит, а кто-то поймёт, а кто-то простит. А вот такой вот недостоверный исторически-вымышленный персонаж вполне себе отражает ту фигуру, которая профукала в своё время государство. Человек, лишенный воли, лишенный знания о том, что и кого он любит, прозябает в безвыборье и остаётся у разбитого корыта. Это отразил и фильм, и реальная биография. Если ты не сделаешь выбор, то это вовсе не значит, что ничего не изменится. Нет, выбор сделает кто-то другой за тебя. Может быть, Николай вызывал бы больше симпатий, если бы он был Гамлетом и задавался его вопросами: быть или не быть. Но он этими вопросами не задается, а заполняет пустоту жизни образами из свадебного синема. Очень хочется перефразировать слова другого героя из прекраснейшего фильма "Здравствуй и прощай": "Какая баба, такая и жизнь!". Выбор был сделан за него: батюшкой, которого великолепно играет Сергей Гармаш, матушкой, которую великолепно играет Ингеборга Депкунайте. Да и будущей императрицей-женой! Остаётся только смотреть, как Матильда 32 раза крутит фуэте... И доживет до преклонных годов, причём с искренно любящим её мужчиной, который понимает, чего ему нужно и кого он любит. В общем всё могут короли, да только не жениться по любви.
И ещё один парадокс нашей жизни, прекрасно показанный в картине: лишившись любви, лишаются всего, лишаются власти, лишаются своей жизни и живут чужую! Или просто плохо потом живут, кто с сожалениями, кто с головной болью, кто с различными повреждениями души.
Сказать, что фильм совсем уж плох, я не могу, но и рекомендовать его к просмотру я не буду. В мой топовый список он не попал. Думаю, что Алексей Учитель не обидится, но и Поклонская не обрадуется, ей отдельный привет: все действия, чтобы отвратить людей и от себя, и от православия, она с успехом осуществляет. Поэтому для общего развития и размышлений глянуть всё же можно, если сильно хочется, ибо никакой крамолы и гонений на церковь в фильме нет!

И отдельно о песне, которая выступает иллюстрацией моего видения картины: когда человек знает, чего он хочет и кого он на самом деле любит (не важно отечество ли, человека ли), то у него всё получится, кто бы ему на этом пути не мешал. Надо успеть что-то в этой жизни, даже если это успеть заключается в банальной заботе о ком-то одном, кого любишь.

https://vk.com/id17532052?w=wall17532052_2492


Рецензии
Тема интересная, но скользкая...
Дело не в качестве постановки, содержание опасное, очень уж конфликтное. Первые лица государства, а они, оказывается, человеки. Страсти с религиозным оттенком в разные столетия. Быстро, быстро рейтингом опустить до плинтуса и забыть.
Если это не провокация постановщиков, (за это бабки хорошие платят), то им не
повезло, потеряли престиж, имя, деньги. А может, форма пиара, время покажет...

Владимир Конюков   24.05.2018 19:04     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение.

Грёзы Белого Лебедя   27.05.2018 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.