Хватит трагедий и жертв АД ДАже оптимистических!
!!!!!! ОПТОМ "рррИМмМистичность" трагедий !!!!!!
"Помни. Что и смерть бывает партийной работой.
Не плакать. Глаза нужны сухие. Нет смерти для нас. Нет смерти для революции."
Перефразируя на свой ЛАД ВакулЫлукаВ переиначу :
Помни. Что и смерть лишь смена МЕРностей !
Волен ТЫ хоть ПЛАЧ(Ь), хоть наёмный, идейный за пайку ПАЛач !!
Есть в революции ГОРЫ ЖЕРТВ и телесных мМмУЧЕНИЙ СМЕРТЕЙ !!!
Лишь в ЭВОЛЮЦИИ ЖИЗНИ КОСМИЧЕСТЬКОЙ - ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТЬКИЙ РАЙ наш МИРна РА-АЗЪ-УМный
........ (((((((( !!!!!!!! 88888888 !!!!!!!! )))))))) ........
Далее из сетей сообщение :
Фильм "Оптимистическая трагедия"
Понедельник, 02 Апреля 2012 г.
Это герои, показанные в штормовых волнах в самом начале. С первых кадров фильм погружает в античность, в какую-то мистериальную и фантастическую реальность. А кто по незнанию недопогрузился - того вмиг притапливают прямые обращения, фигуры "ведущих хора", которые обращаются к зрителям, выражают авторские размышления и переживания.
"Какая вежливая тишина...бойцы не требовали печали после их гибели. Жизнь не умирает. Будьте бодрей - просили бойцы, погибая. Отложите свои дела! Матросский полк, прошедший свой путь до конца, обращается к вам, к потомству!" А в тексте у Вс.Вишневского еще образнее, с ницшеанским, я бы сказала, юмором: «Здравствуй, пришедшее поколение! Бойцы не требовали, чтобы вы были печальны после их гибели. Ни у кого из вас не остановилась кровь оттого, что во время великой гражданской войны в землю легло несколько армий бойцов. Жизнь не умирает. Люди умеют смеяться и есть пищу над могилами ближних. И это прекрасно! “Будьте бодрей! — просили бойцы, погибая. — Гляди веселей, революция!”
Ну вот, ну вот. Попробуй не погрузись. Античность - и в циклопических размерах гиганского памятника, и в лицах, порой неподвижно застывших масками, и герои "встают на котурны" и все их жесты преувеличены, а мимика резка и выразительна. Они боги, или герои, античные герои... или сверх-люди, сверхчеловеки.
Греческая трагедия начинается с ввода (пролога), за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стазимами), и последняя часть — заключительный стазим и уход актёров и хора — экзод. Приблизительно так же и в фильме, включая песни. И великолепный актерский состав.
Это всё тот же титанический памятник, и ведущие хора, для масштаба.
Возрождении героя после его смерти (кто бы ни был этим героем – Озирис, Дионис или даже Христос) была первой оптимистической трагедией в истории художественного осмысления человеком законов жизни. Смерть как источник жизни...
Фильм обращается к истокам греческой трагедии, которые тогда, впрочем, как и сегодня, безвозвратно утрачены. Это связь с мистериальным началом: трагедия происходит из обрядов, посвященных богу Дионису; культ Диониса, или Вакха, – это (временный) выход за пределы установленного культурного порядка, отмена основополагающих границ и различий – социальных, гендерных, сексуальных, даже антропологических (между богом и человеком, между человеком и зверем), вакхическое буйство, завершающееся раздиранием тела бога или его заместительной жертвы (козла, tragos’а) и тем самым указывающее на ритуальный – жертвенный – исток трагедии.
И вот на корабле - выход за пределы установленного порядка... Матросы - анархисты
А вот и будущая жертва. На борт корабля, где процветает полная анархия и всякие нехорошие болезни направлен комиссар. Комиссар в юбке.
Но за красивым лицом и хрупким телом скрывается настоящая машина. Она напоминает, скорее, терминатора, чем женщину. Никаких эмоций, маска вечно нахмуренного сурового лица, глухой стальной голос...
полное самообладание и хладнокровие, одна могучая воля - и никаких чувств.
да-да, это как раз "Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?"
Комиссар гнёт свою линию, и все обсуждения заканчиваются миролюбивым - "мы поладим"
Но однако, тут смертельное противостояние. Противостояние Вожак - Комиссар.
А вот чудовищный в своей бессмысленной жестокости эпизод. Старушка вроде бы узнала того, кто украл у нее кошелек. Его казнят - выбрасывают за борт в мешке...
Оптим трагед 13 (680x340, 64Kb)
Но потом кошелек находится, старая женщина ошиблась... и ее тоже - в мешок - и за борт...
Дальше лирическая и очень грустная сцена - вальс прощального вечера. Завтра - на войну.
Долгий пеший переход от моря - до моря. Иногда - на поездах. "Прощай, родная Балтика!"
Но чаще - пешком. Нескончаемо долго. И постепенно комиссар оживает.
Оттаивает.
А когда случается бой - командует.
Вот она уже и шутит, и улыбается, цитирует по памяти расстрелянного Гумилёва.
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Но вопрос "стоит ли внимание человек, когда речь идет о человечестве?" - остаётся без ответа.
После боя Комиссар высмеивает трусость Алексея, но мягко и я бы даже сказала, деликатно) "Приступ классовой ненависти случился, что ты на врага смотреть не мог?"
Все разговоры подслушивают Вожак и его ближайший помощник - сифилитик Сиплый.
Какие бы интриги они не плели, похоронив мертвых, полк движется дальше.
Возможно, жёсткие рамки советской цензуры играли и свою созидательную роль. Как в поэзии - ритм и рифма, а в иконописи - канон. Чтобы выжить в тисках тотальной идеологии, необходимо было как можно больше вдохнуть в картину жизни. Таковы беглые из лагеря офицеры. Их расстреляют. Вполне жизненно.
А потом и Вожака.
Театр еще в Древней Греции старались использовать как орудие агитации и пропаганды идеологии.
Идеология и искусство - две вещи несовместные. Идеология уже ответила на все вопросы бытия и чётко разделила белое и чёрное, своё и чужое, друзей и врагов. Тогда как настоящее произведение искусства имеет дело с общечеловеческими ценностями. Искусство каждый раз заново и непредвзято пытается познавать мир, ищет ответы на «проклятые» вопросы. И основа здесь не политические, национальные или религиозные постулаты. Мерой всех вещей является Христос, идеал нашей цивилизации, как бы этому внешне не сопротивлялась идеология.
И всё равно насилие и смерть не могут восприниматься нормально.
С иронией воспринимается эпизод прибытия банды анархистов. Как быстро их взяли в оборот!
И строевым шагом пополнившийся полк идёт к месту назначения. Via Dolorosa почти.
И вот он, роковой план.
И предательство Сиплого. И последние слова Вайнонена.
Среди матросов безусловный красавец Алексей - Вячеслав Тихонов. В жарких спорах и сомнениях встаёт он на сторону новой власти. И только в финале мы узнаём главную и истинную причину этого обращения. И только после этого страстного объяснения в комиссаре просыпается женщина…
Финал «Оптимистической трагедии» совершенно чётко возведён до евангельских ассоциаций. Иуда-Сиплый, в исполнении Всеволода Санаева, спускается в темницу, как в Гефсиманский сад, со стражей (иностранными легионерами), держащей в руках фонари и мечи (винтовки со штыками), и показывает им комиссара-Христа…
Практически оплакивание. Почти "Пиета".
И полёт мертвого Комиссара.
При всем трагизме... на гоголевскую панночку похоже, ой!)
Эта картина жива вопреки идеологии, которую она обязана была нести и прославлять в массах. Она выжила вопреки жесточайшей цензуре, доходящей порой до бреда. Вымарывалась любая вольность, любая двусмысленность, которая, не дай Бог, будет превратно истолкована зрителем или наведёт его на опасные размышления.
Но трагедия - это не только жанр.В конце концов всё становится не важно. Социальное происхождение зрителя, его пол, вероисповедание, партийная принадлежность, - не важно, какую яичницу он любит… Важно наличие сердца. Важны самые простые истины: сострадание чужому горю, милосердие, жертвенность. На этих простых истинах и строится кинематограф, способный пережить своё время и даже власть, которую он восхвалял.
А самая главная из простых человеческих истин - это, конечно же, любовь!
И вот и снова вожатые хора.
"Помни. Что и смерть бывает партийной работой.
Не плакать. Глаза нужны сухие. Нет смерти для нас. Нет смерти для революции."
материалы
Свидетельство о публикации №217121501383