Немного об Уэйте и таро Сола Бруска
«Я ненавижу вульгарные профанации в системе прорицаний... » (Артур Эдвард Уэйт)
История таро Сола Бруска - интересная история. 15 или 16 век - есть разные толкования надписей на ней, не будем спорить. Но ведь когда о ней узнали? В 1845 году 23 гравюры были проданы Британскому музею. О них написали книгу, автор которой - с разрешения владельцев - сфотографировал все карты. Эти фотографии были куплены, опять же , Британским музеем в 1907 году. После чего сами карты исчезли (говорят, исчезло и само семейство Сола Бруско, ох уж эти инопланетяне!). Так что остались только разрозненные (подлинные) гравюры и фотографии всей колоды (которой уже нет). Уэйт – тогда, в 1907 году - конечно, видел эти изображения и, вероятно, привел на выставку Памелу Смит. Так они нашли стиль, который подошел для выражения идей Уэйта.
Сходство этих изображений - не секрет. Об этом написал еще Каплан в своей знаменитой «Энциклопедии Таро». Но интерес-то в отличиях. Гравюры Сола Бруска крайне трудны в толковании. Там изображены герои (вроде Александра Македонского ), мифические персонажи; мало кому что-то говорят их имена. Исследователи этой колоды кропотливо до сих пор расшифровывают ее и в итоге пришли к выводу, что это – игра, описывающая жизнь Римской республики.
Чем это интересно нам, сейчас? Тем, что это была попытка создать универсальную описательную систему. Такая же прекрасная попытка, как таро Минхиат Этрурия или таро Висконти-Сфорца. Вот из таких – внезапно, ниоткуда появившихся почти одновременно изображений – через 500 лет, почти что также вдруг, возникла современная система таро, такая доступная, распространенная, всем известная, простая до того, что только ленивый не гадает. Хотя иногда гадает бестолку.
Уникальное стало массовым. Каков тут вклад Уэйта? Этот вклад неоценим. Вместо игры в «Римскую республику» он предложил нам игру «Найди смысл жизни». Его описательная система стала универсальной. Ведь он же был не издатель итальянских колод! Он был философ и мистик. И джентльмен . И, как все оккультисты того времени, верил в существование Тайной Доктрины – секретного знания, данного человечеству свыше, но пока скрытого, потому что мы не достойны его. Знание скрыто, но его хранят особые жрецы-хранители и пока что зашифровывают. Раскрытию таких шифров он и посвятил годы исследований. Его интересовали легенды о Граале, тайны Розенкрейцеров и – в том числе - образы таро, в той степени, в какой он нашел в них совпадение со своими идеями.
Зачем же ему было искажать то найденное, что - как ему казалось – верно передает Высшее знание? Хотя и в зашифрованном виде. Тут не было никакого «слямзил». Тут была радость от узнавания своего понимания мира в работах старинных художников. Вот этим узнаванием он с нами и поделился. Мол, смотрите: вот это правильно, и вот это правильно, а вот тут я внесу изменения. Отсюда сходство изображений. Различия гораздо интересней.
Уэйт считал, что за века такого вот шифрованного способа передачи информация была искажена художниками-переписчиками, вкрались ошибки. Ведь те, кто копировали изображения, не знали сути, не знали, что важно, что не важно, - и меняли детали. И Уэйт, со своей точки зрения, опираясь на свои эзотерические знания, создал колоду, исправленную от грубых ошибок.
Первое, что бросается в глаза, - замена стихий. В Соло-Бруско мечи – огонь, потому мечи красные, в Уэйте – воздух, мечи белые. Люди, глядящие в суть, до сих пор думают о причинах такой замены). Любая такая замена крайне интересна для аналитиков. 10 мечей Соло Бруско трансформировались в 10 жезлов Уэйта. И таких отличий много. Недавно я прочла интереснейшее размышление (автор - Эльза Хапатнюковская, возможно, это псевдоним) о даме кубков. В Уэйте – это нежная дама, В Сола Бруско – отравительница или отравленная, в ее руках кубок со змеями, то ли одна Полисена, то ли другая, из другого мифа. Понятно, что там был конкретный исторический пример (нам сейчас не вполне понятный, а то и вообще не известный). А в колоде Уэйта дама - прежде всего дама своей масти, а не какая-то историческая особа. Женское проявление определенной стихии. Это лишь пример обобщения, сделанного Уэйтом. Обобщение - против всеми забытой конкретики. А сколько их еще?
Надо быть большим мистиком и «переварить» множество идей, пока создашь свою – прочную – теорию. Вклад Уэйта в развитие таро – не переоценить. Может, потому колода Сола Бруско и исчезла? В ней больше нет необходимости. Ее знания были переданы в надежные руки Уэйта. А что касается людей, которые не видят высших задач таро и не ищут смысла жизни, а только гадают на этих картах, то сам Уэйт находил забавным, но одновременно и правильным такой способ сохранения и передачи высших знаний: отдать его шарлатанам, шутам, цыганам, ловким гадателям, словом, - толпе. Ведь так оно (знание) обязательно сохранится, не будет пылиться в пыльных музеях или герцогских сундуках. Знание обязательно сохранится, чтобы потом новый исследователь отредактировал уже самого Уэйта и внес новый свет, новый взгляд на смысл таро (если все мы заслужим большее открытие истины, большее открытие всего сокрытого).
Сэр Артур Эдвард Уэйт написал в своей книге, что он открыл нам лишь треть тайны. О самой же колоде он так и высказался, что находит отражение Высших знаний в итальянском таро любопытным проявлением этих знаний, а потому и содействовал созданию колоды, нарисованной современным художником, колоды, очищенной от некоторых накопившихся ошибок. Она даст подсказку тем, кто достаточно просветлен, а другие все равно не раскроют тайну. В этом смысле он даже успокоил «хранителей тайны», мол, я не сказал больше, чем сейчас это уместно. По-русски, это его выражение можно было бы перевести так, что он не стал метать бисер перед свиньями. Но с людьми бисером поделился) .
Видящий – увидит.
Слышащий – услышит.
Чуткий – угадает.
И жизнь не будет казаться лишенной смысла.
Жизнь станет более человечной.
Свидетельство о публикации №217121501505