Глава. От автора

     Глава. От автора
     ...
     В предлагаемой вниманию читателей книге отражен широкий и многообразный спектр авторских впечатлений от оскорбительных антиеврейских выступлений  середины 1990-х годов.
     ...
     Однако все это было лишь мотивацией, недостаточной ординарному еврею для  написания книги. Но тут случилось «страшное».

     На запрос в областной Госархив мне выдали копию свидетельства о рождении, где я значился русским. Произошло это как раз в тот единственный, можно сказать, исторический момент моей жизни, когда мне обязательно надо было быть евреем, – в 1999 г. н.э. Вот оно – еврейское счастье!
    
     На мое возмущение, адресованное чиновнику, один гражданин из разволновавшейся по этому поводу очереди сочувственно, но резонно заметил: «Что вы так расстраиваетесь, мы все здесь русские…». Я понял, что он был прав, что чаще надо быть таким, как все, и поковылял домой, унося с собой казусный документ, который как нельзя лучше иллюстрировал, что такое «еврейское счастье».

     В этом важном гражданском документе мой отец, Борис Аронович, живший и умерший  евреем, был записан русским. Моя мать, Анна Яковлевна, в паспорте которой гордо значилось «еврейка», до 95 лет не расстававшаяся  с Торой, также была записана русской.

     В свидетельстве о рождении, что получила моя родная сестра в этом же учреждении месяцем раньше, ее родители значились евреями.

     Уже смешно.

     После моего сообщения и вопроса «Что за бедлам творится в нашей семейной синагоге?» моя мама чуть было не перекрестилась, а потом стала рассматривать своего сына на предмет, не поехала ли у него крыша. Тем временем мне вспомнился анекдот:

     «Умирает старый еврей. Пришел к нему раввин с толстенным Талмудом. Едва он собрался его раскрыть, чтоб напомнить умирающему о вечности истинной жизни, которая с уходом человека, даже если он еврей, не прекращается (ну, для того, чтоб старик меньше волновался), как получилось все наоборот. Старик остановил раввина. В глазах его появились озорные искорки. «Когда-то в молодости, – начал он, – шел я однажды по проселочной дороге. Меня нагнала телега со стогом сена. Я на него вскарабкался и увидел удобно устроившуюся там молодку. Мы с ней быстро договорились подарить себя друг другу. Только собрался приступить к процессу дарения, как ее самый обольстительный интимный блок провалился в сено. Все последующие попытки осуществить этот приятный процесс дарения также закончились неудачей, только намучился. Так вот, ребе, я сейчас и подумал, как здорово пригодилась бы мне тогда твоя толстенная книга, которая дает ответы на многие вопросы нашего бытия, некоторые из которых она может помочь решить, если даже ее не раскрывать».

     Я тоже подумал, как сложилась бы моя жизнь, обратись я в Госархив много лет назад, когда впервые получал свой паспорт.

     Совершенно очевидно, что ответ кроется в области многовариантных предположений и догадок, не поддающихся проверке.

     После некоторой суеты и денежных затрат документ сделали более правдивым. Но этот эпизод, хотя и попортил нервы, все же имел веселую составляющую. Захотелось написать небольшое эссе «О том, как старый еврей стал новым русским». Новым русским не в том понимании, в каком это словосочетание трактуется сегодня, а именно «новым» русским. Другими словами, всю жизнь по документам, включая читательский билет, значился евреем со всеми радостями еврейской жизни, а неожиданно стал русским. Предполагал написать нечто веселенькое…

     Однако веселый настрой быстро пропал, уступив место иным чувствам, в том числе раздраженной обиде. Причиной тому неожиданно возникшие грустные вопросы, на которые пришлось искать еще более грустные ответы. Результаты этих поисков вместе с вопросами и ответами, авторскими мыслями и размышлениями, выстроенными в определенную схему, нашли свое отражение в книге «Россия может гордиться своими евреями», выпущенной в 2004 г. издательством «Исрадон», Герцлия, Израиль. К сожалению, материал книги не был должным образом подготовлен издательством к печати, и после появления книги в ней было обнаружено много грамматических ошибок и несуразных описок. Лишь половину тиража удалось успеть изъять из продажи...  Пришли и отзывы читателей – от просто положительных до восторженных.

     Тематика книги «Россия может гордиться своими евреями» отражена и в данной книге, только в более масштабном и развернутом виде. Кроме того, она дополнена множеством событий и исторических фактов, участниками которых были евреи, и не только они.
 
     «Тринадцатое  колено» – это не воспоминания о прошлом, а напоминание о нем для тех, кому оно – это прошлое – интересно.
 
     Получилось то, что получилось. И эпиграфом к тому, что получилось, предлагается четверостишье детского поэта и драматурга Владимира Натановича Орлова (1930–1999). Его содержание удивительно совпадает с тем, о чем рассказывает книга, а потому безоговорочно может являться её алгоритмом.

                Под общей крышей небосвода,
                Враждой своею знамениты,
                Живут на свете два народа:
                Евреи и антисемиты.

     На первый взгляд содержание книги подозрительно противоречиво. В самом деле, как увязать жизнь евреев в атмосфере постоянных преследований, гонений и ограничений, не считая погромов и просто уничтожения, с их огромным вкладом в развитие цивилизации?
     ...
     Так или иначе, захотелось рассказать о евреях то, чего большинство людей не знают, или знают в общих чертах и понаслышке, чаще всего как о плохих людях. Значительный объем книги уделен не просто евреям, а евреям «русским» – и «несчастным» русским антисемитам, которые жили и страдали «в их окружении».


Рецензии