Ступени времени. картина 12

                Подошло лето 1946 года. Учебный год был окончен  и можно было
                отправлять детей в деревню -

Анастасия – Конечно, Саша, ты можешь пока не ехать в деревню и дожидаться в городе выступления Инночки на
            музыкальном конкурсе, а затем вместе отправиться в деревню, но это произойдет нескоро. Поезжай-ка
            ты с отцом один, а потом Александр привезет и Инночку.

Саша – Ну как хотите, сейчас там черешня, жалко Инна пропустит её сезон.

                На этот раз в деревне он чувствовал себя вольготнее, так как
                почти свободно стал говорить по-грузински. Теперь он большую
                часть дня проводил с соседними ребятами вне дома –

Саша – Бабуа (дедушка), я познакомился почти со всеми ребятами, даже с теми, кто намного старше меня.  Тут
       встречаются такие имена, которых я в Тбилиси не слышал: Палико, Чабуки, Энвери, Кикиа, Гебена.

Григол – Ну, Тбилиси это не вся Грузия, в разных местах любят разные имена. И потом учти, некоторые имена
         просто домашнего применения, а не те, что в документах. Вот я ведь официально – Георгий. Или ты вот
         назвал имя Чабуки, а ведь это слово  просто значит – юноша, молодой человек.

Саша – Бабуа, ты всех этих ребят знаешь?

Григол – Не только знаю в лицо, но даже знаю как они проявят себя в жизни. Знаю кто из них как учится и какой
         из  каждого из них получится работник.

Саша – Бабуа, ну откуда ты можешь все это знать?

Григол – Я знаю какими были их деды и отцы и этого достаточно – они будут такими же.

Саша – Тогда скажи мне - какими будут эти пятеро, имена которых я назвал?

Григол – Так знай: один из них будет честным работягой, но неумным; двое из них склонны к учебе и люди чести;
         остальные двое - люди с неустойчивыми понятиями и не любят работать. Мне кажется, что ты сам  уже
         сегодня можешь догадаться, кому из них какая моя характеристика подходит.


                Саша отошел от деда в большой задумчивости, каким будет он сам при
                наличии такого деда и такого отца. Тут он увидел у ворот Жору и
                Джемала и побежал на улицу –

Жора – Солнце уходит, в это время начинается клев, если хочешь с нами – бери удочки и пошли.
Саша – А на какую речку пойдем?
Жора – На ту, что на вашей стороне. Пойдем по дороге, а потом свернем налево на старую дорогу.

                Параллельно дороге, за усадьбой Саши, протекала речушка, а 
                вторая пролегала по другую сторону дороги, за усадьбой Жоры. Обе
                речки были неглубокие и неширокие, но на обоих стояли водяные
                мельницы. Речка, что со стороны Жоры затем сворачивала направо и
                пересекала ныне действующую  дорогу  Самтредиа - Цулукидзе, и 
                тамошний  небольшой мостик над ней в деревне называли «Диди
                богири» (Большой мостик).

Саша – А дождевые черви у вас есть?
Джемал – Конечно запаслись, на всех хватит.
Саша – Тогда я мигом, только захвачу удочки.

                Удочки  ребят состояли из тонкой лески длиной примерно 150см,
                привязанной к 50-тисантиметровому  прутику. В 10 см от крючка
                крепилось грузило (чаще всего кусочек свинца).
                По дороге к ребятам присоединились братья Кикиа и Бежан. Они были
                без удочек –

Кикиа – Саша, здесь ловятся в основном бычки, а они так глубоко заглатывают наживку, что иногда даже руками их
        трудно снять с крючка. Поэтому  втыкай удочки в землю и только время от времени проверяй – не поймалось
        ли что.
Саша – Но мне интересно понаблюдать. Я буду держать одну удочку в руках.

                Вдруг леска чуть дернулась, через минуту ещё раз и тогда Саша стал
                медленно поднимать удочку, а когда что-то стало из воды появляться
                – резко дернул удочку на себя и через его голову перелетел и упал в
                траву рак. Тут подошел Кикиа и, поднимая из травы рака, сказал –

Кикиа – Саша,  просто невероятно! Как это тебе удалось?
Саша – Просто я среагировал раньше, чем рак разжал клешню и выпустил крючок с наживкой.
Незнакомец – Ну кто так ловит раков?  А что тут делают мои шалопаи?

                Внезапно появившийся человек в резиновых сапогах и с ружьем за
                плечом оказался отцом  братьев - Бежана и Кикиа. Он(Датико) присел
                и стал стаскивать с себя сапоги и брюки –

Датико – Смотрите как надо!

                И Датико, не задумываясь, шагнул в речку, где вода ему не доходила
                даже  до пояса. Постоял без движения несколько минут и затем
                нагнулся, пошарил у своих ног и выбросил  на берег рака, а через
                минуту другого, а затем и третьего. Саша смотрел на Датико как на
                циркового фокусника –

Датико – Я в этих резиновых сапогах проходил несколько часов и ноги мои в них сопрели и плохо пахнут, а раков
         этот запах привлекает и они садятся прямо мне на ноги.
Саша – А на тухлое мясо они клюнут?
Датико – Я не пробовал, но вероятно, да.

                Натянув штаны и сапоги, Датико ушел.

Джемал – Страшно хочется есть. Не съесть ли нам раков?
Жора – Но нас пятеро, а рака всего четыре и неизвестно сумеем ли мы поймать ещё. Да раков ещё и сварить надо.
Кикиа – Ладно побудьте  тут, мы с братом по-быстрому.

                И Кикиа с Бежаном быстренько рванули к колхозной делянке, где были
                высажены помидоры и принесли несколько штук. Теперь нужно было их
                срочно съесть, пока не  застукал новый «мевеле» - Аксенти,  сменивший
                на этом  ответственном посту деда Саши. С этой задачей ребята быстро
                справились. Вернувшись домой, Саша рассказал об этой истории бабушке.
                Садико покачала головой, не одобрила.

Садико – Больше вам ребята не удастся умыкать колхозные помидоры  – назавтра намечено собрать колхозные
         помидоры и отправить в город.

                А  поздно вечером следующего дня, когда дед стал собираться на работу
                (он теперь был ночным сторожем колхозной конторы)  Саша заметил, что
                на этот раз он забирает с собой двуствольное охотничье ружьё,
                принадлежащее Серго, а не обычную свою берданку, которую для каждого
                выстрела нужно было заряжать через дуло и трамбовать заряд шомполом –

Саша – А почему ты дедушка сегодня берешь  с собой  двустволку?
Григол – Сегодня я иду не в контору,  а сторожить в поле собранные и уложенные в ящики бригадой помидоры. Хочу
         иметь возможность два раза подряд выстрелить, если понадобится. Да ещё и пару патронов беру в карман.

                Поутру, когда дедушка вернулся с ночного дежурства, Саша спросил -

Саша – А как прошло дедушка твоё дежурство?

Григол – Я лег около ящиков с помидорами и закутался в  кусок  брезента, принесенного с собой и собираясь
         заснуть, но не тут-то было – неподалеку завыли шакалы. Я огляделся и заметил сверкающие в кустах
         звериные глаза и решил подать голос.

Саша – И какую же песню ты запел?

Григол – Я просто стал подражать их вою и они замолкли.

Саша – А если бы они не поняли, что это человеческий голос и подошли знакомиться с собратом?

Григол – На этот случай у меня  в двустволке  были два патрона с ЖК (с крупной дробью).

Саша – Выходит ты совсем не испугался?

Григол – А чего пугаться? В наших краях никто никогда не слышал чтобы шакалы отважились нападать на человека.

Саша – А случалось ли что-нибудь такое на твоих  ночных дежурствах, когда тебе становилось страшно?

Григол – Да вот как-то зимой, помню, дежурил я в  конторе и обнаружил,  что племенной бык отвязался и гуляет 
         около дома. К этому бугаю беспрепятственно мог подойти только один человек, специально к нему
         приставленный. Светало и с минуты на минуту люди, не подозревающие об угрожающей им опасности, могли
         появиться во дворе усадьбы. И я решился, попытался загнать бугая в стойло. Этого сделать мне не
         удалось, он бросился на меня, поднял на рога и бросил на землю. К счастью, подоспели люди, отбили меня
         у него и  отделался я помятыми ребрами.
 
                Бабушка Садико была уроженкой  деревни «Диди  Джихаиси» того же
                Самтредского  района, что и «Квирикис убани» - родной деревни Григола,
                и как-то предложила  Саше пойти с ней и навестить её брата с семьей,
                проживающих в их родовом доме –

Садико – Я хочу сходить в «Диди Джихаиси», навестить брата с семьей. Правда, путь не близкий, но если хочешь,
         пойдем со мной, хоть с родственниками познакомишься.

Саша – Хочу, а когда пойдем?

Садико – Вроде бы назавтра дождь не предвидится. Завтра же и отправимся.

                Оказалось, что сворачивающая  у «Диди Богири»  направо дорога (если
                идти от Самтредиа) и была дорогой на  «Диди Джихаиси». Братом Садико
                оказался маленький старичок. Какая из женщин, живущих в том же доме,
                кем ему приходилась Саша не запомнил. Он не мог оторвать глаз от
                прелестных козлят, резвившихся во дворе.

Саша – Бабушка, а почему в нашей деревне коз нет ни у кого?

Садико – С козами очень много хлопот, они так и норовят залезть в огород,  полакомиться овощами, но, правда,
         молоко у них хорошее, жирное.

Саша – Бабушка, мне так хочется, что бы у нас были козлята, они такие милые. Может быть купим?

Садико – Ну сейчас мы купить ничего не можем, я без денег. А там посоветуюсь с Григолом, выдержат ли наши заборы их напоров?

                Вернувшись домой, Саша поведал деду, что ему страшно хочется чтобы у них
                были козлята. Дед, почесав в затылке, обещал подумать.
                А в один прекрасный день приехал из Тбилиси Серго.

Серго – Садико, Григол, я всего на пару дней. Мне нужно по поручению жены посетить тещу и вернувшегося из
        ссылки Иокима, брата моей жены.

                После завтрака он собрался и закинул за плечо своё ружьё. Затем обратился к
                Саше –

Серго – Саша, говорят, что ты выдержал путь пешком аж до Диди Джихаиси, а тут до деревни, где живет моя теща, 
        если полями пройти всего ничего, пошли?
Саша – Иду, только обуюсь и сменю рубашку.

                И они отправились. Пробрались сквозь ограждение в конце двора и пошли
                полями.

Серго – Саша, а Григол  не показывал тебе те участки, которые принадлежали когда-то нашей семье?

Саша – Показывал и рассказывал, что шесть гектар земли, которые числились за семьей, приобретались постепенно и
       потому участки не слились в один большой, а разбросаны по всей деревне. Так как межи между нашими
       участками и чужими сохранились, то я их и запомнил. А как  вдвоем  Константинэ и Григолу удавалось
       обрабатывать шесть гектар земли?

Серго – Почему же вдвоем? У Константинэ было ещё два сына – Барнаб и Лавренти, и две пары волов.  Сыновья,
        кончив обработку своих полей, успевали ещё  наниматься и работать на чужой земле.

Саша – Знаю о том, что Барнаб потом стал паровозным машинистом и жил в своем доме в Самтредиа.

Серго – Да, это его дочь Ксения жила с нами в Тбилиси у твоего отца и училась в консерватории.

Саша – Слышал, что Лавренти умер ещё молодым, неженатым.

Серго – Это так.  А знаешь ты, на каком из участков раньше стоял наш дом?

Саша – Да, это по ту сторону дороги, поближе к той другой реке.

Серго – Я вижу, Григол с тобой неплохо поработал,  раз  ты все это знаешь. А как ты можешь объяснить тот факт,
        что хотя все участки теперь колхозные, межи  в виде канавок и  разросшихся кустов ежевики их по-
        прежнему разделяют?

Саша – Ну как же, в этих зарослях  были посажены и до сих пор растут тутовые деревья, листья которых нужны для
       того чтобы кормить червей шелкопряда. Садико каждый год сдает их коконы, а мы с дедом с помощью «цалди»
       (легкий с удлиненным  лезвием топорик) срубаем новые ветки тутовых деревьев и листьями кормим червей.

Серго – Молодец, а знаешь ли ты что это за деревья, у которых сама собой спадает кора, а листья на ветках
        расположены так, что не дают тени?

Саша – Так это  же эвкалипты, они очень влаголюбивые. Их специально завезли из Австралии, чтобы осушить
       болотистые места. Их теперь тут много, но, к сожалению, скот их листья не ест.

                Так разговаривая, они незаметно добрались до нужной деревни и подошли
                к нужному им дому и Серго громко позвал –

Серго – Макринэ, Иоким!

                Иоким оказался мужчиной средних лет, довольно  изможденного вида и
                откровенно вялый. Когда Серго с Макринэ занялись разборкой каких-то
                их  семейных дел, Саша увидел на этажерке, в комнате у Иокима,
                шахматную коробку и стал того просить научить его играть в шахматы –

Саша – Иоким-батоно, мне так хочется научиться играть в шахматы, а ни отец, ни Серго в шахматы не играют.
       Может быть Вы мне поможете разобраться в правилах этой игры? Пожалуйста, научите.

Иоким – Научиться играть в шахматы непросто,  для этого понадобится не один день. Но правила игры и расстановку фигур я тебе сегодня объяснить смогу (и они приступили к делу).

                Домой вместо того чтоб  возвращаться  довольным -получил начальные
                знания о шахматах, Саша вернулся озабоченным. Он знал, что шахматный
                комплект стоит довольно дорого. По дороге он спросил Серго –

Саша – Серго-бидзиа (дядя Серго),а почему ни ты ни отец не играете в шахматы?

Серго – Не у кого было учиться. Но в шашки и в нарды мы умеем. Ты наверно видел нарды в нашем доме. Могу тебя
        научить игре в нарды, если хочешь.

Саша – Григол  этой игре меня уже научил. Мне бы в шахматы научиться.

                В ближайшем будущем приобретение шахмат не вырисовывалось.
                А в очередное воскресенье Александр привез Инну.

Саша – Ну что, сестренка? Как конкурс?

Инна – Конкурс конкурсом, но самое главное, что мы с мамой побывали в Москве у бабушки.

Саша – Как в Москве? Каким образом?

Инна – Когда мама узнала, что разрешили въезд  в Москву всем желающим (до этого было разрешено приезжать в
       Москву  только москвичам,  возвращающимся из эвакуации), мы взяли билеты на самолет и рейсом, с одной 
       промежуточной  посадкой в Ростове, полетели в Москву.

Саша – И как там бабушка Надя?

Инна – Надечка нам  очень  обрадовалась, она никак не ожидала,  что с мамой буду и я. Мы как раз её на этом и
       разыграли – мама послала меня вперед, чтобы я постучала в дверь и, сказав, что я соседка,  попросить
       немного соли или спичек. Но оказалось, что Надечка в нетерпении ждала маму на площадке своего пятого
       этажа. Я, конечно, стала выполнять свою роль, но тут показалась поднимающаяся по лестнице мама и бабушка
       сказала мне, что ей  сейчас не  до соли – к ней приехала  долгожданная дочь. Я осталась стоять на
       площадке, а они зашли в квартиру и Надечка стала закрывать дверь, а мама и говорит – «Что ж ты внучку не
       пускаешь?»

Саша – Забавно, конечно, но как со здоровьем у этой твоей Надечки?

Инна – К сожалению, осколочное  ранение в ногу оказалось очень серьезным и дает большие осложнения. Бабушка не
       выходит из дому, да и по дому не может передвигаться без костылей.

Саша – Как же они справляются?

Инна – Мама говорит, что мы бы остались Надечке с Бардзимом помогать, но сделать это оказалось невозможным, так
       как там, во второй комнате (квартира двухкомнатная) поселились, вернувшиеся из эвакуации Леля с Тихоном.
       В эвакуации Тихон  работал на авиационном заводе начальником сборочного  цеха. И ему  предложили
       остаться там же, в должности директора завода. Но Лёля твердо  заявила - только в Москву.
 
Саша – Поближе к маме?

Инна – Ну зачем ты так.  По прибытию в Москву Тихон был послан в Германию для осуществления экспроприации и
       отправки  оборудования  с авиационных заводов. А  по возвращению в Москву  о нем как-то забыли. Ни
       должности, ни квартиры ему никакой не предложили, вот они и приютились у Надечки с Бардзимом.

Саша – Что ж, так теперь он и ходит безработным?

Инна –  Не совсем так, с нового учебного года он будет работать старшим преподавателем в Московском Авиационном
        Технологическом Институте (МАТИ), который он в свое время и кончал.

Саша – Выходит, теперь Надечке и Бардзиму будут помогать Лёля с мужем, а хотели вы с мамой, но остаться не
       получилось, так?

Инна –  Да это так, но пойми - мы с мамой устроились бы и потом вызвали бы тебя, понимаешь? (и он понял).

                При случае Саша спросил отца –

Саша – Папа, ведь «джари» это значит – армия, неправда ли?

Александр – Безусловно, по-русски это значит армия. А в чем дело?

Саша – Да Жора мне сказал, что вчера ночью был в армии – как это понять?

Александр – Здесь принято в разные дни недели в разных деревнях проводить вечерние сходки молодежи, где
            танцуют, поют и играют на «пандури» (трехструнный щипковый инструмент) и танцуют. Эти сходки и
            называются «джарианоба».  Отсюда и   Жорино  «джари».

Саша – Понятно, папа, а из дерева трудно  вырезать  шахматные  фигуры?
 
Александр – Большинство шахматных фигур можно выточить на токарном станке, а коней и головные украшения королей
            и королев, конечно, придется вырезать вручную, что достаточно трудно. Помимо вытачивания и
            вырезания придется ещё в нижние части фигур, для устойчивости, ввинчивать шурупы.


                А по приезде в Тбилиси его ждал сюрприз – в  газетных киосках города 
                напечатанные на картонных листах шахматные фигуры и шахматная доска.
                Стоил такой комплект сущие гроши. На следующий день он уже сидел и
                аккуратно вырезал  половинки черных и красных  шахматных  фигур. А
                затем их склеивал.

Инна – У меня было картонное пианино, а у тебя теперь картонные шахматы, на которые если дунешь, тут же
       разлетятся.

Саша – Чтобы не разлетались мне как-то нужно утяжелить их основания. Чтобы придумать? Отец говорил, что в
       деревянные фигурки он ввинтил бы шурупы. А мне что попробовать кнопки или скрепы?

                В  первые же дни школьных занятий, а ходил он уже в 4-ый класс, Саша
                стал выяснять, кто из одноклассников умеет играть в шахматы –

Саша – Игорь, а ты умеешь играть в шахматы и шашки?
Игорь – Конечно умею, а ты разве не умеешь?
Саша – Теперь умею, но пока плохо.
Игорь – Ну тогда тебе нужно приобрести учебник шахматной игры или походить в шахматный кружок.
Саша – Таких учебников я в продаже не видел, а что ты знаешь про  шахматный кружок?
Игорь – Про кружок ты спроси у нашего физрука, он как-то предлагал  моей маме направить меня в этот кружок. Но
        мне знаешь не до этого – у меня музыка, немецкий. А ты, если хочешь, можешь пойти.

                Учитель физкультуры одобрил желание Саши посещать шахматные занятия
                и подсказал ему фамилии двух ребят  из четвертого класса,
                которые ходят на эти занятия и подскажут Саше где, в какие дни и
                часы эти занятия проводит Михаил Васильевич Шишов - мастер спорта. И
                Саша стал ходить на эти занятия –

Михаил Васильевич– Саша, а читать шахматные записи умеешь? Этому нетрудно самому научиться,  на стене висит
                плакатик, на котором указано, какими  русскими буквами принято обозначать шахматные фигуры,
                а каждая клетка поля обозначается латинской буквой и  арабской цифрой,  они указаны на
                шахматной доске, вне зоны игрового поля.  Если ты играл в морской бой,  где на бумаге
                расчерчивается поле в клетку, то тебе это известно.

                Затем Шишов подозвал одного из мальчиков, которого звали
                Ромой и предложил  ему сыграть пару партий с Сашей, до того,
                как он начнет разбор одной из партий сыгранных в последнем
                туре чемпионата СССР.

Рома – Саша, знаешь ли ты, что партии бывают открытые, полуоткрытые и закрытые?
Саша – Рома, откуда мне это знать, если я никогда ещё не играл в шахматы?
Рома – Ну ты мог начитаться шахматной литературы.
Саша – Я не начитался – мне просто её неоткуда взять.
Рома – Ладно, проехали. Теперь смотри сюда, я начинаю: е2 – е4 , то есть я предлагаю сыграть открытую партию.

                Роме очень нравилась роль шахматного знатока, и хотя он имел
                только четвертую категорию (юношеский шахматный разряд), но
                кое-что  толково объяснить мог. И когда всех позвали слушать
                разбор партии, проводимой мастером, Саша уже освоил несколько
                начальных ходов Итальянской партии.
                Елизавета Ивановна как-то объявила классу –

Яновская – Ребята, готовьтесь – к годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции вас будут принимать
           в пионеры.

Шурик – А как надо готовиться?

Яновская – Пионер должен быть во всем примером для других, хорошо учиться, примерно себя вести, помогать
           другим, быть чистым, опрятным и носить на груди красный галстук.

Шурик – А почему годовщину Октябрьской Революции надо отмечать в ноябре?

Яновская – Дело в том, что после революции  в нашей стране исправили ошибку в подсчете дней и передвинули дни
           календаря на 13 дней. Поэтому 25 октября теперь считается как 7 ноября.

Шурик – А каждый пионер должен  обязательно  уметь играть в шахматы?

Яновская – Я думаю, что это было бы неплохо, но заставлять никто никого не собирается.

Шурик – А  Саша мне сказал, что каждый развитый человек в наше время должен уметь играть в шахматы и шашки.

Яновская – Мне и впрямь стало интересно, кто из вас умеет играть в шахматы?

                Кроме Саши и Игоря Б. руки подняли: Алеша, Вова, Жанико, Дима.

Яновская – Шесть человек – не так уж и мало. А в шашки?

Алеша – Елизавета Ивановна, Вы про какие шашки  спрашиваете, 64-клеточные или 100-клеточные?

Яновская - Про те, в которые может играть каждый обладатель нард.

Алеша – Так это и есть 64-клеточные, у нас их называют русскими.

                После этого уточнения поднялся лес рук –

Шурик – Ух ты, почти все!
Алеша – А вот  100-клеточные шашки мой дедушка называет международными.
 
                На этот раз рук никто не поднял –

Шурик – А может надо ввести в школьную программу  предмет  «Теория  и  практика шахматной игры»?

Яновская – А что, может в этом есть определенный смысл. Может к этому когда-нибудь и придут.


Рецензии