Одиноко идущий человек

Случайно, глянув в окно поезда или машины, увидишь одиноко идущего человека и сердце кольнет от какого-то неопределенного страха, тревоги. Все глубоко социальное и коллективное вдруг покажется, вопреки прицепившейся и во многом преувеличенной интровертности, которой мы зачастую прикрываем естественное желание быть самим собой в отсутствие других людей. Человек этот беззащитен среди мрачного бетона дорог, нехоженых тропинок, бурелома, газопроводных труб, зарытых кабелей. Он лишен общения, магазинов, лавочек, переходов, помощи. Он кажется настолько потерянным, что сам факт его видимости вызывает удивление. И от этого его потерянность кажется непоправимой, чудовищной. Она не дает возможности представить, что он идет куда-то, к кому-то, что его путь не так плох, как видится тебе в окно, что в его пути есть обдуманность, планомерность...
Всего секунда, но образ одиноко идущего человека не оставляет и чудится дальше, дальше. Незнакомец остается с тобой. Вероятные обстоятельства его жизни, их болезненность и бесчеловечность требуют сочувствия. И ты твердишь про себя "так нельзя, так нельзя, так нельзя..."

Люди делают всё для того, чтобы быть вместе. Живут так близко, что постоянно участвуют в жизни друг друга. Ругаются на неправильно припаркованные машины, стучат по батареям, чтобы прекратили стучать по полу, здороваются, осуждают и одобряют. Мы не боимся темноты, если идем в толпе, хотя никаких гарантий помощи нет. Но нам так спокойнее, уютнее, правильнее. Нельзя вдруг оказаться в поле между Воронежем и Волгоградом.

Но одиноко идущий человек оказался. Он взял и всех бросил, он не рассматривает тебя - проезжающего мимо. Ты ему не интересен. Не интересен вместе со своими лавочками, светофорами, магазинами. Со своими праздниками, страхами и унынием горожанина. Человек бесстрашно и обреченно свободен. Ему даже счастливым быть не надо. Может, теперь он как животное, может, как свет. И для него нет больше человеческой участи. Он иссякнет, иссохнет, сгинет, растворится, замерзнет, развеется без жалости, без сожаления. И идет он не куда глаза глядят, а к самому себе.

Даже в теплом и уютном салоне автомобиля можно почувствовать озноб. А вдруг промелькнувший за окном заметил твою растерянность, беспомощность, страх и невольно подумал, что одиноко идущий человек - это ты...


Рецензии