C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Привет из солнечной якутии!

***
Я  брела по раскалённому песку, моля небеса  об одном... то есть об одной, единственной  тучке, чтоб прикрыть это безжалостное солнце… Десять дней жары изматывали… раскалённый воздух обжигал горло и хотелось хоть одного глотка прохладной воды, но вокруг не было даже спасительной тени… А в придачу, еще и  этот раскаленный песок… я брала в горсть обжигающий песок, а он просачивался между пальцев и на ладони оставалось только несколько песчинок…
Не гадай, мой друг, это  не  африканская Сахара… и даже не аравийская Руб-эль-Хали… Не поверишь, читатель, это  Якутия! Да, да… та самая Якутия, где есть Оймякон, с самыми низкими  температурами в минус семьдесят градусов, где вечная мерзлота и не тающие языки наледи, даже при такой южной температуре… А песку в этой Якутии может еще больше, чем в пустыне Сахара…но, не буду утверждать…
Вообще то я летела в Якутию померзнуть, среди вечной мерзлоты, покупаться в ледяных горных реках, но… Якутск встретил меня жарой в плюс тридцать пять и это было только начало…
Конечно же Якутск уникальный город, ведь он стоит на вечной мерзлоте. Таких городов в мире раз, два и обчелся. Якутск, а на местном языке Дьокуускай, точнее Ленский острог был основан в тысяча шестьсот тридцать втором году казаками. Острог был полон жизнью, сразу же в нем поселились примерно триста казаков, которым периодически приходилось отбиваться от якутов. В то время местные жители были особо воинственны, отличные бесстрашные воины, они долго не давали казакам почувствовать себя полноценными хозяевами на этой земле. Но время  все меняет…
Гуляя по Якутску, по этому «городу на ножках», разглядывая необычную архитектуру, удивляешься тому, что все…почти все дома стоят на сваях, словно на слоновьих мощных ногах, возвышаясь над землей. Любая  Баба Яга обзавидовалась бы таким ножищам… у Бабы Яги же избушка на тоненьких куриных ножках, которые вечно подгибаются, ненадежные одним словом, а тут… воображение мое рисовало, как Якутск на своих чудо-ногах дефилирует по просторам  Якутии, в поисках нового места своего обитания…

А если конкретно, то я прилетела в  Якутию, чтоб принять участие в сплаве по рекам Сиинэ и Лена, в составе фото географической экспедиции,  ну и,  лицезреть чудо Якутии знаменитые Кисиляхи.
На осмотр достопримечательностей Якутска у меня было два дня, и я как угорелая носилась по улицам и закоулкам города. А в Якутске, я вам скажу, есть, что посмотреть: от причудливых высоток до деревянных бараков, сохранившихся в своей первозданности наверное еще со сталинских времен. Больше всего поразила меня первая ночь в этом городе… ночи не-бы-ло! Не было и все…на часах уже полночь, а на улице день, и в два ночи день и в три…и молодежь гуляет, на спортивных площадках в баскетбол, волейбол играют…Я вообще то знала, что есть они, эти северные бесконечные дни и ночи, но знать это одно, а находиться в этом сооовсем другое.

КАМАРИННЫЙ РАЙ

Заброска на реку Сиинэ оказалась делом хлопотным и трудноватым… Нашу группу из шестнадцати человек, среди коих были два проводника и два ребенка лет десяти везли целый день сначала в Берестях на автобусе, там нас пересадили в такие… ну, типа вездеходы с огромными, как гигантские бублики, надутыми колесами. И вот на этих бубликах по болотам и непролазной жижи повезли нас к месту начала сплава. Когда мне говорили, что Якутия это комариные места, я как бывалый человек отмахивалась… я этих комаров на Камчатке навидалась… у меня для этого случая крутая экипировка фирмы  Columbia имеется… Ага, Columbia в Якутии отдыхает! Мелкая мошка начиная с ботинок пешком заходила целыми табунами в мои штанины и жрала ноги нещадно. Комары спокойно пробивали ту Каламбию и нагло, пили мою кровь, причмокивая. Эти наглые вампиреныши проползали-пролазили и жрали меня беспощадно, на них даже всякие спреи и мазилки не действовали! Первые пятнадцать минут, пока я от спрея отдышусь, отплююсь, гнус в сторонке веселится, а потом снова жрать.
К ночи мы добрались до небольшой турбазы из нескольких домиков, у слияния двух рек Матта и Сиинэ. Ну, если ночью можно назвать легкий сумрак с пылающим закатом, а через час восходом…то да, к ночи.  Михаил любитель рыбалки, пошел ловить рыбу, я с Александром стала готовить ужин, все разбрелись кто-куда… Поужинав на скорую руку мы завалились спать…Усталость от скаканья по болотам и плохим дорогам, вырубила меня очень быстро. Ночью я проснулась от какого-то гула…словно надо мной гудели высоковольтные провода. Что это? Реактивный самолет решил приземлиться поблизости? Или что? Пришлось вылезти из своего спальника и идти к окну посмотреть что же это так гудит…отодвинула тюль и…на меня с той стороны окна пялились тысячи комаров, висящих в воздухе плотной стеной…бррр…ночь вампиров какая-то. Я поразмышляв немного, показала комарам язык, комары нацелили в мою сторону свои жала и загудели еще противнее. Поразмышляв еще немного, я проверила дверь, плотно ли она закрыта? А вдруг эта комариная свора задумает ее открыть…но поняв, что нам ничто не угрожает снова залезла в свой спальник… А утром, часов в семь, гул прекратился… я даже проснулась от тишины…все еще спали, когда я вышла из домика. Михаил суетился в костровой беседке, и я еще окончательно не проснувшаяся, побрела  к нему. А подойдя, поняла, чего это он  спозаранку так радостно суетится, ну и еще поняла,  что у нас сегодня рыбный день. Огромный таз полный рыбы стоял посреди беседки, а Михаил чистил уже третью рыбину, что-то весело напевая себе под нос. Рыбины были, как говориться одна к одной, довольно таки крупные, тут были  и щука и ленок и окунь. Весь день мы эту рыбу ели на первое, второе и третье… и на завтрак и на обед и на ужин…и это было только начало.

ВАЛЬС КАТАМАРАНОВ

Подготовка к  сплаву была серьезной и тщательной: катамараны надувались, экипировались, грузились необходимые в походе вещи и продукты, огромной горой возвышаясь по центру катамаранов. Все почти не сговариваясь, распределились по двум экипажам. В первом была команда Сергея Карпухина, достаточно знаменитого фотографа, исследователя малоизученных мест Северных, особенно якутских. Он сам москвич, но попав в Якутию, заболел ею навсегда. Хотя и путешествует с удовольствием по всему постсоветскому пространству, но Якутия его страсть и вдохновение. С Сергеем на катамаране разместились  те, кто уже бывал с ним в фото экспедициях. А вот  второй катамаран  был облюбован теми, кто в этих экспедициях не бывал. И думаю, что все мы , обитатели второго катамарана, завидовали этому первому экипажу и очень хотели быть рядом со знаменитостью, слушать его рассказы о якутских приключениях, коих великое множество… В своей походной жизни мне не очень часто приходилось сплавляться и я даже представить себе не могла, что половина двухнедельного похода мы проведем на этих надувных, очень неудобных поначалу и суперкомфортных в конце пути, баллонах. Как я только не приноравливалась, к своему месту на катамаране, так и не смогла устроится. Все  подложили себе под попу гермомешки со своим шмутьем и сидели как «курочки на жердочках», у меня же не получалось сидеть в неудобном  положении,  я то съезжала в воду, то скатывалась назад, то вперед… поэтому и сидела без всяких подпопных приспособлений… третьей в четверке, лицом где-то на уровне нижней части спины впередисидящего… и когда Александр и Светлана сидящие впереди меня,  увидев сказочные красоты начинали лихорадочно щелкать фотоаппаратами, я следуя стадному  инстинкту, подскакивая, щелкала на фотоаппарат…блин… их затылки! Рулевой нашего катамарана, а по совместительству проводник Сэмэн, молодой, очень юморной якут,   видя, неэффективный способ моего участия в фотосессиях, останавливал мотор и катамаран плавно поворачивался вокруг своей оси, вот тогда и я  могла лицезреть и запечатлеть дивные места и удивительную природную архитектуру синьских столбов. Но это я уже вперед побежала… возвращаюсь к нашему старту. 
В начале нашего пути по Сиинэя мы шли по мелководью, часто цепляясь дном за камни и тогда катамаран зловеще скрипел, продираясь по каменистому дну, обещая неприятности, но, слава Богу, никаких неприятностей не случалось и мы потихоньку проползали  к большой воде. Чтобы выйти на эту большую воду нам предстояло хорошенько погрести веслами… гребцы конечно, мы были еще те…каждый греб, виртуозно, как хотел и куда хотел, и все команды Сэмэна типа: «Правые гребут,  левые табанят!» как то пролетали мимо наших ушей, и от нашего активного, но бестолкового гребения,  катамаран лихо крутился на воде… словно танцуя. Такую же картину мы наблюдали и на первом катамаране. Но через пару дней мы уже приноровились, дисциплинировались и как заправские водники управлялись с вверенными нам веслами.  А в это время солнце нещадно палило с высоты, было душно и мы с вожделением смотрели на иногда появляющиеся крохотные облачка… В этом водном походе я загорела  так, как не загорала даже на югах разных. И скажу вам, что  якутский загар ни один загар в мире не перещеголяет… он не бронзовый, как в Анапе, не зеленоватый как во Вьетнаме… не поверите… он нереально золотой! Мало того, что Якутия место золоторудных приисков, она еще и путешественников одаривает золотым загаром!  А может быть ежедневное купание в золотоносных реках и ручьях Якутии покрыли нас золотом?

ГОРЫ ЛЕГО

Река Сиинэ бегущая вначале пути по мелководью среди пологих берегов, поросших кустарником и лиственницами, вдруг «обросла» причудливыми скальными образованиями … Скалы эти, словно собранные из детского конструктора «Лего», пазл к пазлу, кирпичик к кирпичику…  активизировали воображение, удивляли идеальными формами,  идеально ровными рассечениями, словно сделанными гигантским лазером, а то и рассыпанные,  словно тот же гигант, проходя мимо, пнул от скуки по такой лего-горе она и рассыпалась, разлетевшись на мелкие пазлы, попробуй собери теперь… Мы, еще не став профи в гребле,  то дружно гребли, то дружно не гребли…хотя дружно нашу беспорядочную греблю назвать было сложно, но скажем так… мы усердно гребли и наши катамараны болтались по воде от одного берега к другому, что вызывало всеобщее веселье, но не продвижение по реке…благо течение  несло наши плавсредства. На нашем катамаране собралась достаточно разношерстная компания. С Сашей, бывшим альпинистом мы познакомились год назад на Ергаки, сдружились и в эту  экспедицию меня он затащил. Так вот наш Александр, как только видел более менее приличную гору, скалу, ну… любую вершину, все… мы его сразу теряли, а через какое-то время он уже скакал по этой неприступной вершине, выкрикивая воинствующий клич апачей: «Аййй-ялла-ялла-ялла!», а мы с замиранием сердца следили за его эквилибристикой на скалах.  Среди нас были одноклассники с севера Михаил и Людмила, они планировали в эту экспедицию податься всем классом, класс сдулся, отправились двое. А еще с нами была учительница географии по имени Светлана из Калуги, заядлая путешественница, проще было у нее спросить, где она не была, чем где уже побывала. Сплавлялись с нами две девушки якутки Лена и Матрена, удивительной красоты и женственности, хотя это им не мешало быть и гребцами и рыбачками. Ленина удочка даже до воды еще не касалась, а рыба уже чуть ли не выпрыгивая жадно хваталась за  крючок. Мы между собой судачили, что наверное Лена какой заговор знает… Вообще в нашей команде было три заядлых рыбака. Ну, про Лену я уже сказала,  Михаила в начале рассказа упомянула… но разовью тему… Михаил вообще  прибыл на сплав с кучей всяких снастей и навороченным спиннингом. Как-то задремал он на носу несущегося на моторе катамарана, а спиннинг бульк в воду и нет спиннинга, мы орать давай, искать…а он пошарил в воде, пошарил да и плюнул, чего мол я из за куска пластмассы переживать буду.
Но вернемся к горам, что я «лего» прозвала. Мы мимо этой скальной гряды целый день плыли… сделали небольшой привал в самом живописном месте, где эти горы подрассыпались. Проводники сопроводили нас к древней наскальной древней писанице «Андреевская». Эта писаница датируются тысячелетием до нашей эры. Она свидетельствуют, что люди еще в древние времена обжили эти места. Интересно какие они были? Или все это тысячелетие неуделланная человеком природа до сих пор стоит в своей первозданной красоте… и только эти древние граффити передают нам привет древнего человека… Посозерцали мы оставленное нам предками послание… походили-побродили вокруг… и снова в путь… и вот тут то горы лего и закончились… а начались… Синьские столбы, удивительное чудо природы! Первоначальное название речки - Сyyнэ, что переводится как  «величественная», берёт она свое начало и течёт по Приленскому плато более ста километров. И почти все эти сто километров ее обрамляют величественные скалы, сложенные кембрийскими известняками самых разнообразных форм. На каждом изгибе реки  тянутся вертикальные стены и столбы высотой до ста метров, образуя фигуры самых замысловатых форм. Здесь можно увидеть колонны, башни, арки, мосты, гроты, фигуры людей, зверей и птиц. Эти скалы в народе называют «Якутскими сфинксами», а ведь и правда… когда утреннее солнце освещает эти скалы, игра света и тени создает иллюзию рукотворного творения…
 Так как  река Сиинэ находится в более отдаленном и труднодоступном месте для туристов, то с уверенностью можно сказать, что она является жемчужиной всего Ленского парка, охраняемая глушью якутской тайги. Эта река поистине одна из самых красивых рек не только Якутии и России, но и планеты. Счастливы те, кто соприкоснулся с этой величественной красотой… их не много, среди них и я!
 
ПОЮЩИЕ СКАЛЫ…ПОЮЩИЕ ПЕСКИ

Много необычного и порой фантастического встречали мы  в этом путешествии… не встретили только человека…места, где мы бывали мало исхожены, и не загажены туристами. Раз в год проходит вот такой сплав и все…
Как-то мы остановились у комплекса скал, которые я сразу окрестила «Органным залом» синьских столбов. Величавые колонны упираются своими трубообразными вершинами в небо,  созерцать  это творение природы можно бесконечно, открывая для себя все новые и новые необычные ракурсы. Даже Александр не ускакал сразу покорять вершины, а так же как и мы любовался этим творением природы. Вечером, когда предзакатное солнце чиркнуло по вершинам «Органного зала» своим волшебным золотым светом, мир вокруг замер от восторга, вершины скал засветились словно внутри них зажгли яркий свет… замолкло все и… скалы запели… это был тихий, еле уловимый звук, скорее больше вибрации…  длилась эта беззвучная мелодия до тех пор пока горели вершины скал…Мы были свидетелями грандиозного концерта: солнце, ветер и скалы демонстрировали для нас удивительное явление, свидетелем которого бывают немногие… нам же посчастливилось…
И еще одно чудо, открывшееся мне в этом укромном уголке Якутии, это  поющий песок,  диво – дивное! 
На полудневку мы остановились в сказочном месте…огромный пляж со сверкающими песчаными барханчиками, на которые не ступала нога человека…в этом году точно. Красота неимоверная…причалив, мы побежали  по этому песку, в разные стороны в поисках ровного места для установки палаток, и… песок запел…такой звук издает свежий снежок…похрустывает - поскрипывает под ногами, а под десятком ног он издает целый каскад звуков, а я начала танцевать, что-то степовское и… жаль, что не догадалась записать эту мелодию поющего песка на телефон (телефон там бесполезная вещь, ну разве, что как фотоаппарат), очень жаль… но горсточку песка с собой захватила и глядя на него я снова слышу ту незабываемую мелодию…

УЩЕЛЬЕ ПЕРЕСМЕШНИК

Как-то на очередной полудневке стояли мы  напротив неописуемой красоты скал. Причудливые резные колонны - скалы, возвышались с той стороны реки, стройными рядами уходя вверх. Невероятно красивое место… Мы поставили палатки прямо на песчаной косе, берег в этом месте был местами песчаный, местами каменный. Зной изнурял, и мы сидели в красновато-кирпичной воде по самые уши…хотя и вода была, как парное молоко. Вообще надо сказать, что вода в  реке темная из-за бурых почв и камней, оттого и цвета необычного. Я все задавалась вопросом, а чего это реку синей называют, когда она то буро-красная, то красно-кирпичная? А оказалось то, что река называется не Синяя, а Сиинэя… изучай Любовь географию и историю тех мест, куда тебя судьба заносит!
А как вкусна водица из Сиинэя, с особым привкусом таежного разнотравья.  Возле реки на стоянке хорошо, ветерок гнус разгоняет. Как только зной спал,  все из воды выбрались и разбрелись… Кто-то рыбачит, и ленок, сверкая серебром, выкидывается на берег, а мы с детьми наперегонки кидаемся пофотографировать с чудо рыбой, Саша как всегда исчез, а через полчаса его  «Аййй-ялла-ялла-ялла!» неслось уже с вершины самого неприступного столба… костровые потихоньку ужин готовят, фотографы убежали за красивыми кадрами и в поисках мест для встречи рассвета… дети снова в воде кувыркаются. Я же решила уйти от лагеря и в тишине немного помедитировать, посозерцать и в свой походный блокнотик впечатления записать. Отошла подальше, за поворот реки, уже и не видно лагерь…села на большой валун, пишу…прерываюсь…созерцаю… напротив меня, за рекой небольшая лощинка среди синьских столбов, уютная такая, взбирается верх между скал…зайка травку щиплет…чуть что, озирается… Мое созерцание идиллии природы, перешло в медитацию… мир растворился в ощущении восторга, полета…и вдруг со всех сторон я услышала голоса…вокруг меня собрались мои походные друзья и что-то активно обсуждают…я открыла глаза… никого! Но голоса продолжают свою беседу… глючу что ли? Рановато вроде, да и предпосылок не было… Я начала озираться, искать откуда эти голоса идут…но не найдя ничего решила не обращать внимания, ведь на любые вопросы рано или поздно придут ответы… Ответ пришел неожиданно, когда я снова сосредоточилась на лощинке… голоса шли именно оттуда…они что? Все на тот берег переправились и по горам шастают, а меня не позвали? Я забыв по медитацию и созерцание, рванула к лагерю, но… издалека увидела, что все на этом берегу, сидят  у костра, болтают. Я рванула на свое место села на валун… и снова услышала беседу нашей команды. И до меня дошло…голоса гуляют между столбов и по лощинке-ущелью выходят аккурат на меня… Вот так, развлекается эхо в синьских столбах!

ПОЛЧИЩА НОЧНЫЕ

Это случилось на стоянке рядом с «ущельем пересмешником». Рано утром, а то ли еще ночью… я только по часам могла ориентироваться, но часов не было под рукой, да и какая разница…светло и ладно. И вот, проснувшись, пока весь лагерь спал, я отправилась подальше от стоянки совершить омовение в Сиинэя… хорошо, прохладно… я нашла место в реке, где было поглубже, разделась и с удовольствием погрузилась в быстрые буроватые воды…ух, хорошо то как! Наплескавшись вволю, я выползла на берег и решила немного обсохнуть, любуясь скальными образованиями на той стороне реки, прислушиваясь к «ущелью пересмешнику» но оно глубокомысленно молчало… И тут я почувствовала… бррр… даже сейчас, вспоминая, становится не по себе! Мои ноги, как в фильме ужасов, начала поглощать какая-то черно-серая масса, мгновенно нахлынувшая со стороны небольшого лиственничного леска. Это масса быстро «текла» вокруг меня, взбираясь по ногам вверх…меня словно парализовало! Я  с ужасом наблюдала, как эта копошащаяся субстанция стекается со всех сторон ко мне и поднимается вверх по моим ногам…мать моя!... это комары… миллионы комаров…они не летали, не пищали, а тихо бежали плотной массой ко мне и  по мне! Я кинулась в воду…комары, кинулись на мою одежду, облепив ее мгновенно, я  схватила свои шмотки, стряхивая в воду это комариное отродье…если я когда-нибудь буду ужастики писать, то этот случай туда обязательно войдет! Удирала я по реке… комары бежали за мной по каменистому берегу…а потом, вдруг, словно по команде остановились на подступах к нашему лагерю и… я не видела что было потом,  бежала со всех ног в свою палатку … И, что самое странное это произошло только со мной. Ведь потом все ходили умываться в ту сторону, откуда погнали меня бегающие комары …благополучно, без преследования этих полчищ, возвращались…  комары больше ни на кого не нападали…странно это, очень странно…

ПОХОДНЫЙ РЕСТОРАНЧИК

Прям отдельно, хочется про нашу походную кухню  рассказать. Еду готовили мы сами, по очереди, а я взяла на себя ежедневную заботу о чае, так как люблю чай из разнотравья, благо изучала травы и их свойства, знаю их целебную и тонизирующую силу. Короче чаем заведовала я! Но истосковавшаяся по химии походная братия нет-нет да и закинут в мое шаманское травяное варево горстку черного чая, вызывая мое негодование и ворчание. Пришлось нам с Александром два дня на камбузе кашеварить. Первое наше дежурство состоялось на первый день заброски…это когда Михаил тонну рыбы наловил, мне тогда пришлось рыбу на первое, второе и третье готовить…и вот тогда, я впервые попробовала ленка, Михаил его от филировал и чуть присолил…  я свою долю с языком вместе съела… Рыба у нас была постоянно, оттого и мясные консервы вернулись снова в Якутск… но вернемся к нашей походной кухне. Каких только блюд мы не едали, скажу я вам. У нас получилось такое дивное соревнование кулинарных изысков и каждая новая кухонная бригада удивляла своими шедеврами. Помимо фото тура у нас получился еще и кулинарный тур. Эх, сейчас бы свеженького леночка, с нежной сладковатой мякотью!
У нас даже был кулинарный батл, который устроили наши дети, соревнуясь, кто же из них лучший шеф-повар. А какой «стол» организовали на день рожденье Сэмэна! Александр с дочерью Алисой, придумали изысканное украшение стола, а Владимир с сыном торт из всех наших сладких заначек соорудили. Ммм… вкуснятина!  А один раз Владимир со своим десятилетним сыном устроили нам день итальянской кухни, урррр, какое объедение было…

ЛЕНА

Почему так реку назвали? Кто-что говорит… по одной из версий, которую я принимаю за более разумную, происходит название от местного эвенкийского слова Елю-Энэ, что означает «большая река».  Одна из самых чистейших и протяжённых рек на Земле. Бурная и коварная в весенние паводки и размеренная, величавая  летом, усыпана она островами, многие из них появляются, когда река спадает…  Лена река судоходная, является важнейшей транспортной артерией региона и зачастую это единственная возможность связаться с остальным миром…
Мы вместе с Сиинэей впали в эту реку и тут же почувствовали мощь Лены и ее норов. Большие волны трепали наши катамараны, подбрасывали их играючи и плескали нам в лицо тысячи брызг… мы шли к противоположному берегу реки и устье Сиинэя терялось уже из виду... Прощай, милая,ласковая Сиинэ! А вдали уже вырисовывались вожделенные Ленские столбы.
  Ленские столбы грандиозны, но после синьских они воспринимаются уже обыденнее, что ли… эти скальные стометровые образования, сложены кембрийскими известняками и сформированы примерно полмиллиона лет назад… и когда смотришь на такой памятник природы, чувствуешь свою мелкость в этих грандиозных декорациях времени… мы как песчинки в этом мироздании…
У нас была возможность прогуляться по природному парку, подняться на видовку, посмотреть  окружающую нас панораму с Ленских столбов,что мы и сделали.
Первую стоянку на Лене мы устроили акурат напротив Ленских столбов на песчаном острове. Хатын Арыы остров достаточно большой, сплошь песчаный… вид с него на столбы просто великолепный… что бы мы не делала наши взоры были устремлены на Столбы! А вечером мы  сидели  на песке и смотрели на величественные столбы, созерцая это творение природы, солнце, исчезающее в знойной дымке… небо,  окрашивающееся в розоватую синь… плавно текущие мимо нас прозрачные воды реки…
 
ЧУДИЩЕ РЕЧНОЕ

Вторая стоянка  на реке Лена была на странном, песчаном острове, что затерян посреди Лены. Небольшие заросли  ивняка в центре острова и песок, песок…а вокруг всякие заводи, лагунки. Наши рыбаки сразу рассредоточились в поисках места для рыбалки, а мы в поисках места для купания т.к. жара стояла неимоверная, и лучше всего было бы до вечера проторчать в прохладной  воде, но… куда бы мы не пытались спуститься в воду, нас затягивало илистое дно, а вода сразу превращалась в грязную илистую взвесь… Только на противоположной стороне острова наши якутские девушки нашли небольшой пляж с  песчаным дном в реке, и мы все наслаждались купанием до самого вечера. И вот, когда уже свечерело, а горячий воздух создавал этакую миражную иллюзию, мы вернувшись к костру, попили чайку, в ожидании готовящегося ужина.
 Первыми его увидели дети, заорав, кинулись навстречу…  я оглянулась и… увидела Михаила, он шел согнувшись, в сумраке плохо было видно отчего его так скукожило, но… я четко увидела, что на уровне икр, между его ног болтается огромный хвост! Боженьки мои! Я впервые в жизни видела такой огромный рыбий хвост…это что? Михаил русалку на себе волочит? Мое воображение начало рисовать сказочные картины…а тем временем  все, похватав свои фотоаппараты, наперегонки кинулись к Михаилу…  вот мы уже рядом… щелкают затворы фотоаппаратов… Михаил вживаясь в роль фотомодели, с видом победителя, скидывает со своей спины огроменую щуку, которая вяло бьёт его по ногам хвостом… до этого времени я видела больших щук на фотографиях разных, но даже на фотографиях я не видела таких монстров… ее затухающие глаза яростно смотрели на нас…  я к ней даже мертвой боялась подойти… и в воду я больше не пошла… такая щука запросто руку-ногу оттяпать может… Щуку эту мы два дня ели, ох, и вкусна  была эта монстриха… А потом ее высушенная  голова стала тотемом нашего завершающегося похода…

ТУКУЛАНЫ

«Горячее солнце… горячий песок… горячие губы… воды бы глоток"
Эта песня назойливо звучала у меня в ушах, когда мы исследовали Тукуланы, что в переводе с эвенкийского языка  означает пески. "Тукулан «Кыhыл Элэhин» что недалеко от устья реки Буотама, лишенные растительности эоловые формы рельефа: серповидные, скобообразные, копьевидные дюны, котловины выдувания, и только вместо характерного для среднеазиатских пустынь перекати-поля – редко встречающееся растение-эндемик тонконог Скрябина". Это я из интернета текстик вставила, чтоб атмосферу этого места передать.Короче и на севере есть пустыни и они ни в чем другим не уступают...

 Последняя нашу походную ночь мы провели под самым большим Тукуланом реки Лена  «Самыс Кумага».  Огромный песчаный хребет,  возвышается над лесным массивом…невообразимое зрелище. Высоченная дюна на вечной мерзлоте среди соснового избитого ветрами леса, превращенного в сказочные декорации к фэнтэзи…"Ветер поднимает песок с обнаженного от растительности берега на высоту в несколько десятков метров, образуя огромный песчаный бархан, который, двигаясь в сторону тайги, как хищник поглощает живые деревья. Тукулан переваривает их в своем организме и через сотни лет иссохшие деревья появляются с противоположной стороны тукулана…"

***
Уже солнце закатилось за горизонт, наступило время короткого призрачного сумрака, под ногами тихо шелестел песок… я села на вершине этой загадочной дюны-токулана, всеми клеточками своего существа ощущая текущее, как песок из моей горсти время… я словно находилась в песчаных часах мироздания… песок медленно тек вокруг меня… я его набирала полные пригоршни, но не могла удержать… он просачивался сквозь пальцы… наше время пребывания в этом сакральном месте заканчивалось, об этом шелестел песок, об этом шептал легкий ветерок, дующий с реки… было немного печально…
- Спасибо и… прощайте… - я обращалась к Тукуланам, лесу, реке… слезы наворачивались на глаза… налетевший ветерок сдул слезу с ресниц…
- Я могу идти?
- Лети! – ветер толкнул меня в спину… я соскочила и помчалась к обрывистому краю Токулана… прыжок в пустоту... короткий полет и, хохоча, я плюхнулась в мягкий песок, увлекая за собой песчаное море, поехала вниз…

***
Где-то там, далеко… куда я уже наверно никогда не попаду… колоннады якутских свинксов держат небосвод и вечные песчаные часы мироздания по песчинке отмеряют дарованное нам время… Я это видела! Я это почувствовала! Мне посчастливилось!


Рецензии
ОЧЕНЬ интересное описание увиденного !
Замечательно !Незабываемые картины и ощущения !
Спасибо

Татьяна Бальмакова   30.03.2019 20:04     Заявить о нарушении
Якутия, это фантастический мир! Спасибо, что прочли... спасибо что сопереживали, Татьяна!
С любовью, Любовь!

Странница Любовь   05.07.2019 17:52   Заявить о нарушении