Ян Ливенс. Портрет Константейна Хейгенса

      Ян Ливенс "Портрет Константейна Хейгенса" 1628-29 г.

               Константейн Хейгенс(1596-1687) – сын дворянина-дипломата, был воспитан в строгом кальвинистском духе, нидерландский поэт, учёный и композитор времен голландского «золотого века».  Поступив на дипломатическую службу, много путешествовал по Италии и Англии.

          Был секретарем двух принцев Оранского дома: Фридриха Генриха Оранского и Вильгельма II Оранского-Нассау. Его сын Христиан стал известным естествоиспытателем и математиком. Имя Хейгенса носит литературная премия.
 
         Константейн Хейгенс – в то время секретарь статхаудера ФридрихаГенриха, был на 10 лет старше Ливенса. Он закончил лейденский университете, посетил Англию и Венецию, писал стихи на латыни, французском, итальянском, испанском и голландском языках, сочинял песни и театральные пьесы, интересовался научными открытиями, переписывался с Декартом.

 Его многочисленные произведения носят отчасти биографический характер или едкую сатиру, где Хейгенс выводит типы «нравственно слепых». Наиболее ценны его пословицы и эпиграммы, изданные в 1672 году отдельной книгой.

 Играл на множестве инструментов(на лютне, гитаре, виоле да гамба, клавесине), для которых написал большое количество музыкальных произведений. Свои занятия музыкой считал более важными, чем литературные изыскания. По его словам, литературой он занимался лишь в немногие свободные часы. Был большим ценителем изобразительного искусства.

         
        Свои занятия музыкой считал более важным, чем литературные изыскания.Очень любил заказывать собственные портреты известным художникам. Есть его портреты работы ван Дейка и Томаса де Кайзера.

           На портрете Ливенса Хейгенс сидит, сложив руки на коленях, манжеты на рукавах, черный костюм, большое жабо, черная шляпа. Он не смотрит на художника. Ливенс разглядел глаза навыкате, тонкие усы, родинку под нижней губой – лицо человека, осознающего свою значимость. Он принадлежит к миру власти, но уделяет время на посещение писателей и художников. Не для развлечения, а для того, чтобы следить за переменами в идеях.
 
        Хейгенс знал Рембрандта и Ливенса.Они тогда делили одну художественную мастерскую. Хейгенс писал, что Ливенс был более изобретательным, но менее выразительным, чем Рембрандт, отмечая при этом, что Ливенс умеет чудесным образом передавать выражение человеческого лица. Он же посоветовал художнику не увлекаться многофигурными композициями, а сконцентрироваться на портретах (которые, замечу, оставались источником дохода всю его жизнь).

        Хейгенс был покровителем обоих художников всю жизнь, он даже заказывал им картины на одну тему, сознательно вызывая художников на творческое состязание. Так почти одновременно у обоих художников появились картины «Распятие», «Воскрешение Лазаря» и «Самсон и Далила».
Прожил долгую жизнь.Умер в 90лет.


Рецензии