Послесловие. И не написанная новелла

Вернее, я написала эту совсем небольшую новеллу. Но, как водится, при редактировании, стала перечитывать и случайно нажала на какую-то клавишу компа и вещь исчезла… Как я говорю: в недрах  вселенной.

 Что ж! - подумала я – значит не судьба, так тому и быть… Конечно, я пыталась ее найти во всевозможных журналах, корзинах и тому подобное. Немного жаль было  своего труда и настроения, с которым писалось. Обычно, когда я пишу, то подхожу достаточно скрупулёзно к материалу. Бывает, что какое-то пришедшее на ум слово, не даёт двигаться вперёд, в общем, я почти всегда пользуюсь всевозможными словарями или википедией. Например,когда я писала эту новеллу, то пришлось изучить и звёзды. Я многое узнала о Полярной звезде, какие вообще звёзды ярко светят в апреле… Да это и полезно, никогда не поздно расширять свой кругозор и память.

 Один мой приятель вообще недавно открыл мне простую истину. У меня что-то не ладилось с компом, я позвонила ему, а он мне говорит: «Прочитай что там написано на экране».
- Как я могу прочитать, - отвечаю ему, - я уже не помню как это читается по-английски.
Дело в том, что в своей жизни я начинала учить много иностранных языков. А там же буквосочетания  звучат совершенно по-разному.
-Ничего, читай, как можешь, - спокойно отвечает Николай, подбадривая меня и внушая уверенность. Прочитала, простите, коверкая английский. И он все понял!  Помог. При встрече спрашиваю его: «Как ты так хорошо выучил английский?»
-Я учил английский с 5 лет. И внимание!
– И по жизни с детства читаю словари, а там включены термины, образованные из элементов древнегреческого, латинского и других языков, которые являются общими для многих языков мира! Вот так Коля-Николай, вот так учёный!

Вернусь к истории новеллы. Это связано с темой, довольно-таки лично  болезненной, произошедшей в 1968 году.  Но, видимо, еще не пришло время написать об этом. Я всегда помню об этом. Мне даже думается, что кто-то из выдающихся российских режиссёров может сделать хорошее кино про то время. Например, Карен Шахназаров. Или его талантливый сын - актёр и режиссёр.
 
Так вот, в очередной раз я пересматривала свои фотоальбомы, и в одном из них увидела фотографии нашего с подругой путешествия в Чехию в 2010 году. Мы с детства по жизни идем с ней. Но почти никогда не обсуждаем то, что произошло тогда с нами в юности. А, если и говорим, то так, как будто это было не с нами теперешними, а с теми девочками, оставшимися там, и, которые ни о чем не жалеют. Потому что мы не предаем. По-моему, тогда у нас был девиз: не предавать идеалы  юности. Подруга моя безвременно ушла. Только сейчас, спустя три года, боль утраты немного стала отпускать. Я просто верю, что мы с ней обязательно встретимся. Её имя Танечка. Она – севастопольский художник, работала до самого конца, и все последние картины подписывала: Таня.

  Тема юности как-то будоражит меня. Когда я увидела фотографии, почему-то всплыло откуда-то название - Пражский ноктюрн. В музыке я не специалист, посмотрела, сами догадались куда, и поняла, что сейчас сяду и напишу.

 Тем более, что всё в тему: ночь и в конце появляется что-то светлое, несмотря ни на что! 

 Если коротко, содержание этой новеллы такое. Начало апреля. Сумерки густеют, почти непроглядная ночь. Останавливаемся на последней автозаправке, гид сообщает, что скоро Прага. Отъезжаем, чернеет ночь, и только звёздный купол над нами. Где-то вдали , то справа, то слева, мелькают "созвездия"… Свет их такой теплый,манящий. Я сразу вспомнила, когда мы еще в детстве, вечером возвращались домой из маленьких путешествий по Крыму, то такие огоньки всплывали и манили к себе. Так хотелось заглянуть в эти, казалось, маленькие хатки, где живут простые и добрые люди.
 
 Прага возникла как сказочный огромный лайнер. Просто огромнейший! Он плыл где-то внизу, празднично светясь тысячами огней, огоньков, мерцающих в ночи, и  освещая полнеба.  От такой картины, возникшей внезапно и ниоткуда, мои спутники в автобусе зашевелились, проснулись, припали к окнам.
 
Весна, ароматы цветущих растений, экскурсии по городу и пригороду, посещение ресторанчиков и просто прогулки по городу в свободное время – как это прекрасно путешествовать и наслаждаться жизнью! В тот день, когда на вечер была запланирована экскурсия на кораблике по Влтаве, мы решили не возвращаться в обед в гостиницу.
 
- Я хотела бы познакомиться и поговорить с художниками, - сказала Танечка.
- Я тоже. А еще познакомиться с «собачниками», - я скучала о своей собаке.
Художников мы не нашли и отправились на набережную реки.

 Только мы пристроились на одну из лавочек, чтобы перекусить, как увидели Его – «собачника». Он вёл на двух повадках золотисто-белых собак с длинными мордами и короткими лапами. Хозяин был сухопарый мужчина, среднего роста и приблизительно нашего возраста. Он отпустил собак «в свободный полёт», а сам присел на лавку напротив. От восторга, что мысли материализуются, я не могла усидеть на месте! Тем более, что одна из собак решила с нами познакомиться, деловито подбежав, обнюхала нас, вернее, наши ноги,  и только после этого побежала делать свои дела.

-Добры день , пане, - я даже не знала, на каком языке я приветствовала незнакомца, то ли на польском, то ли на чешском.  Мужчина был не очень приветлив, он лишь кивнул или подал какой-то знак, что понял приветствие. Но я не унималась.
- Ваші собаки дуже красиві. Яка порода ?– с какого перепугу я перешла, по-моему, уже на украинску мову…
- Это вельш-корги,-нехотя ответил незнакомец, и, видя что я не знаю этой породы, добавил, - королевская, как у английской королевы.
- Пан знает русский? - я перешла на родной язык.
Он долго молчал, потом ответил на чешском, что не хочет говорить по-русски.
- Ваши танки были здесь в 68 году. Мы вас не звали.

События пражской весны молниеносно пролетели в сознании, я даже толком не помнила, когда это было. Мы были детьми.

- Мы стояли здесь. Много людей. Моя жена потеряла ребенка. А я, - он показал рукой на колени, - я стал инвалидом.

Мое сердце пронзила боль. Я как-то остро почувствовала трагедию этой молодой семьи. Я не знала что сказать и как... Ещё пару дней назад наш гид, стоя на Вацлавской площади Праги, как-то информационно, обыденно рассказывал нам, нашей туристической группе, об этой трагедии. А, может быть, мы не хотели слышать это, события давно минувших дней?

- Простите нас. Мы были детьми.- Я говорила на русском.
- Ваши солдаты...- он что-то говорил о трагических событиях тех дней, не снимая  рук с своих колен. Говорил по-чешски. Нет, не гневно, но бранно говорил о наболевшем. Возможно, за столько прошедших лет, мы были первыми русскими, кому он "бросал" свои обвинения вот так: прямо в лицо!

Только сейчас у меня сложилось: его медленная, осторожная походка,которой он шёл со своими собаками, его трость, и, зафиксированные оба колена, поверх спортивных брюк какими-то, похоже, медицинскими наколенниками.

Мне было стыдно. Я не могла сказать, что мы были против. Просто нас никто не спрашивал. И ещё: я вспомнила наши события, в нашем городе. Я не помнила, в каком месяце это было. В нашем городе была создана организация прогрессивной молодежи. Наш руководитель, внучка одного из высокопоставленных военных, создала ее. Мы были грамотно разбиты на пятерки, но практически, я знала только двух человек из нашей пятерки. Но нас "раскрыли" именно в 68 году! Мы все побывали в "застенках КГБ". Позже я узнала, сколько подстрекателей и провокаторов, было около нашей организации (мы никого не выдали!). Но это отдельная история. Мы были юные, чистые, наивные. Тогда же я узнала, что такие же молодежные организации были созданы и в Ленинграде, Москве, и даже где-то за границей. И также раскрыты. Ничего не напоминает ?!
Все эти воспоминания также пронеслись в голове...

- Простите нас, пане, нас никто не спрашивал, - я еще что-то говорила...
 Что осуждаем сейчас эти события, это было трагической ошибкой. Что так, кроме нас с подругой, думают другие русские люди. Я искренне верила в то, что говорила. Я была искренна. И что мы просим прощения у него, его семьи.

Наш диалог был настолько эмоциональным и быстрым, но при этом мы говорили каждый на своем родном языке. Моя подруга позже сказала, что она удивлена, что я знаю чешский язык. Она также уловила смысл нашего разговора. Конечно, я не знаю чешский, но так бывает, что люди понимают друг друга. Когда наш незнакомец замолчал, я почувствовала, что он  немного смягчился. Он сказал всё, а, может, не всё...

Так, не достав из рюкзака наши дежурные бутерброды, мы заспешили на экскурсию на кораблик. Причал находился на другой стороне реки.

- Мы пройдем так по набережной? Нам надо на ту сторону реки,- спросила я у нашего визави.
- Да,-коротко ответил он. Но в его голосе уже не были той неприязни.
Попрощавшись, мы двинулись в нужном направлении.
- Пани,там тупик. Держитесь левее. - отойдя на приличное расстояние, вдогонку мы услышали его голос...

Так заканчивалась моя новелла. "Пражский ноктюрн". Мне очень нравилось её название, так неожиданно и заранее пришедшее мне в голову. И концовка: луч света. Для меня лично это, как малюсенький знак примирения, с этим достойным человеком. Но, не судьба, было публиковать эту новеллу.

После событий, моих событий 68-го года, мне расхотелось, как казалось навсегда, участвовать в политике. Я и не участвовала. Но события Русской весны ворвались в нашу жизнь. Мы ждали, мы мечтали об этом долгие годы. Я, как и все мои сограждане, не могла не участвовать. Мы приняли Русскую весну (так ее назвали не сразу, позже). И мы ни о чем не жалеем. Мы на Родине. Родина с нами. Это высокопарно, но это может понять только тот, кто пережил это вместе с нами. Мы благодарны России и всем россиянам за поддержку.

После событий  2014 года госпереворота в Украине как-то яснее стали и видней  события и 54-года, и  моего 68-го года прошлого столетия. Я поняла, как ненавижу все эти революции, перестройки, перевороты. В одночасье принятые авторитарные решения одного правителя или группой лиц, меняющие судьбу целого народа. Я говорю и о развале СССР, и о подарке Хрущевым в 1954 году Крыма Украине... Сотни тысяч людей, живших в РСФСР, на следующее утро проснулись в УССР (в Украине).

 Наши родители, предки, будучи русскими, и не только, ведь Крым  испокон веков, много национальный, а, если быть точнее, интернациональный, всегда жили здесь.
Они, герои войны и труда, восстанавливали из пепла войны и возрождали к жизни Севастополь, Керчь, Симферополь и другие города и поселки. Которые против воли людей, проживающих там, "благодаря" непродуманному правителю, поправ все их права человека, оказались на долгие годы за границей.
 Никто не посчитался и с волеизъявлением крымчан и севастопольцев на референдуме,прошедшем на переломе 90-х годов.

 Я хочу сказать всем жителям стран, которые живут на нашем прекрасном "шарике":"Разберитесь со своими героями, господа. И со своими предателями Родины. Раз и навсегда. Примите и дорожите своей историей. Никогда один народ не будет счастлив за счет несчастья другого. Не предавайте свой народ! И оставайтесь патриотами".

Я думаю, тогда и путь вперед нам станет яснее. И радостней.

 Перед написанием новеллы я много прочитала о Пражских событиях. Кроме этого, я обратилась к двухтомнику Юлиуса Фучика, стоявшему на моих книжных полках.
Я перечитала его "Репортаж с петлей на шее" и его пронзительные "Последние письма".

 Хочу закончить словами Юлиуса Фучика из "Репортажа":
"Люди, я любил Вас! Будьте бдительны!"

P.S.На днях нашла блокнот с путевыми заметками из Чехии. Хочу добавить выдержкой из него: "В итоге общения пан Павел (так звали чеха -авт.) сказал, что понимает, что мы не виноваты. Всё - политика. Когда он встал и пошёл, то левая нога у него странно сгибалась в колене, как будто это протез. Тем не менее, он на прощанье приобнял нас..."


Рецензии
"Люди, я любил Вас! Будьте бдительны!" Я не раз вспоминала эту фразу за последние несколько лет. Всем нам мира.

Татьяна Кочегарова   19.04.2019 09:40     Заявить о нарушении
Танечка, спасибо, что прочитали и за отзыв. Согласна: с каждым днём это становится всё актуальней.
С уважением и теплом,

Ионесса   19.04.2019 16:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.