04. Мероприятие. Часть основная
Мероприятие
Часть основная
Как работает модель.
Немного простых и глупых вопросов:
Когда полезных фракций будет больше — до прессовки в мусоровозе или после?
Будет ли полезных фракций больше, если каждый человек, выбрасывающий отходы, будет самостоятельно разделять свой объем?
Работает ли это решение сразу после понимания ответственности человека?
Можно ли поставив пункт для раздельного сбора отходов надеяться на результат, допустим, 50/50?
Почему?
Ответов много, вывод, на мой взгляд один — нет культуры потребления.
Сложно ли создать?
Уверен, что нет (но это мое мнение).
Что же необходимо сделать?
Вариантов масса, общий знаменатель — кропотливая, неблагодарная, грязная работа с огромным количеством стереотипов, трудностей, экономически невыгодная, сложная…
А если не усложнять?
Выстроить для начала механику, не задумываясь:
о существующем распределении ролей, о легендах и ужасах раздельного сбора отходов, самыми ключевыми из которых
являются официальное признание неэффективности метода раздельного сбора в Российской Федерации,
почему-то неопровержимое и непреодолимое утверждение о страшной и специфической черте славянского менталитета, которая на корню отвергает все возможности раздельного сбора отходов, и в довершение ко всему еще и низкое
содержание полезных фракций в отходах при ЖК!
Если отталкиваться только от фактов, что выйдет?
Факты:
1. Я как хозяин отходов не занимаюсь разделением самостоятельно.
2. Полезных фракций больше до прессования.
3. Без прессования отходы вывозить никто не будет.
Что делать?
Установить пункт раздельного сбора и приема отходов (ПРСПО) во дворе дома.
Где?
На месте контейнерной площадки для сбора отходов.
Кому он должен принадлежать?
Тому, кто принимает оплату за вывоз отходов из контейнера — ТСЖ, УК.
Кто должен разделять отходы в пункте? Специально обученный человек.
Оставить ли право разделять отходы жильцу дома? Да.
Т.е. функции пункта:
1. Раздельный сбор отходов.
2. Прием отходов безвозмездно и за определенную плату.
Итак, мы имеем ПРСПО на месте контейнерной площадки, он принадлежит УК, в нем работает специально обученный человек, житель дома может самостоятельно разделить отходы либо выбросить в общем пакете. Также пункт примет за определенную плату отработанное автомобильное масло, аккумуляторы и предоставит возможность жильцу оплатить утилизацию его отходов, заключив
необходимый договор “Гражданской ответственности”.
Также пункт перерабатывает люминесцентные лампы.
Каковы размеры и оснащение пункта?
Максимальная площадка для контейнеров, которую приходилось видеть на просторах Российской Федерации, это 9х16 м.
Режим работы пункта с 7:00 - 21:00 подразумевает под собой полный рабочий день для специалиста по разделению, поэтому стены выполнены из сэндвич-панелей, обшитых сайдингом, либо ...
Полы выполнены согласно требованиям для цеха по переработке ламп.
К пункту подведены: электричество, вода, канализация, тепло.
Оснащение пункта:
противопожарная сигнализация, камеры видеонаблюдения снаружи и внутри,
прессы (пластик, бумага, жесть), оборудование для переработки ламп, экобокс для приема люминесцентных ламп, батареек; вентиляция, сплит-система, мойка и, пожалуй... пункт застрахован от несчастных случаев.
Итогами разделения будут: вторсырье (стекло, бумага, металл, пластик), вторичный товар, производные для гумуса, хвосты (то, что в силу обстоятельств на данный момент не нашло применения), фракции, подлежащие строгому порядку утилизации.
Будет ли процент отобранных полезных фракций большим при такой механике процесса?
Позволяет ли такая модель прививать культуру раздельного сбора отходов?
В подъезде каждого дома есть почтовые ящики и картина, которая открывается моему взору, уверен, схожа со многими подъездами.
Осуждать рекламщиков, жителей дома или УК не вижу смысла.
Между рядами почтовых ящиков есть промежутки, если установить большой ящик между почтовых, на замке, но для ненужной рекламной продукции и газет, в той же манере исполнения, что и почтовые ящики — порядка в подъезде прибавится?
Позволит ли это собрать чистую полезную фракцию или вторичный товар?
Замена одиночной урны возле каждого подъезда и входа в офисы, учреждения и магазины, находящиеся в доме, на пятисекционную (бумага, стекло, металл, пластик, прочее) будет ли правильным шагом на пути привития культуры раздельного сбора, уменьшит ли затраты времени и повысит ли эффективность работы одного специалиста по разделению в пункте?
Дворники, работающие в УК, должны быть экипированы специальной тележкой для работы с отходами из пятисекционной урны?
Логичным ли действием будет заключение договора на вывоз отходов с
организациями, офисы которых находятся в жилом доме и выбрасывают отходы в контейнеры пункта?
Логичным ли действием будет предоставление комплекса услуг, не только разделение отходов, но предложение различных урн для помещений и улицы, офиса, магазинов и
кафе; пакетов для мусора, вывоз отходов производства (типография, СТО, кафе)?
Будет ли собственник бизнеса, жилец дома, приобщившись к модели, гордиться своей экологической репутацией?
Будет ли жилец дома, практикующий обращение с отходами в рамках данной модели, стараться проецировать модель на место своей работы, будет ли делится информацией о том, как работает модель в его квартире, подъезде, доме?
Как реагируют его дети на "другие" правила?
Как будет меняться видение человека?
Логичным ли действием будет расширение ареала действия модели (например, со стороны УК) для желающих воспользоваться этим решением вне границ собственного ЖК?
Факторы, влияющие на рентабельность пункта:
1. Повышение КПИ работы специалиста по разделению.
2. Оптимизация размеров пункта: раздельный сбор, прием отходов.
На площадке разместим санузел и банкомат.
Санузел с наличием вендингового аппарата (продажа средств гигиены), стоимость услуги — … руб.*
(*необходим аппарат для размена купюр)
Банкоматы и “пополняшки”. На фасаде размещаем лайтбоксы с логотипами банков.
Стоимость размещения одного банкомата зависит от города, ориентир — 8 000-15 000 руб. в месяц.
Стоимость рекламной площади на фасаде пункта?
3. Экономичность потребления:
- энергосберегающие лампы,
- очистка воды,
- варианты отопления,
- технический этаж для накопления фракций (снижение затрат на хранение и
транспортировку фракций).
После какого действия мусор или отходы становятся вторсырьем?
После разделения?
Как увеличить в разы стоимость вторсырья (кроме увеличения партии)?
Изменением отношения к фракциям?
Стеклянная бутылка в количестве 500 шт. дороже боя стекла того же количества?
Бумага после разделения по сортам дороже неразделенной кипы макулатуры?
Итак, пункт работает.
Обслуживающий персонал:
1. Специалист по разделению — 1-2 чел.;
2. Менеджер, выполняющий функции приемщика, консультанта, управляющего — 1 чел. (в рабочем режиме).
3. Консультант — 1-2 чел (на время реализации модели).
Скептик скажет (и будет прав): количество площадок такого размера очень ограниченно, даже для больших ЖК.
Верно, условно пункты делим на 3 вида: большой, средний, малый.
Рассмотрим ЖК, состоящий, допустим, из двадцати трехподъездных домов, количество площадок для сбора отходов будет около 10, из которых 2 — больших, 5 — средних и 3 — малых.
В рамках такого ЖК одного цеха по переработке люминесцентных ламп достаточно, прием отработанного масла и аккумуляторов, санузел и банкоматы только в больших и средних пунктах. Фракции из малых хранятся в больших пунктах.
Каких результатов можно добиться, запустив 1 пункт:
1. Получить фактические данные о количестве полезных фракций (вторсырья),
вторичного товара, хвостах.
2. Данные о расходной части содержания пункта: коммунальные расходы, з/п фонд, стоимость возведения объекта.
3. Данные о доходной части: вторсырье, вторичный товар, сопутствующие услуги (санузел, вендинг, банкомат, реклама).
Полученные сведения позволяют оценить отношение эффективности метода к его расходной части в разрезе "проблема-решение", а именно: что является более целесообразным, экономически выгодным и скорейшим решением проблемы накопления и утилизации отходов? Пункты раздельного сбора отходов в каждом ЖК и, возможно, определенная компенсация затрат при реализации метода, или выделение земель для организации сортировочных комплексов, приобретение дорогостоящего оборудования...
или...
оставить все как есть!
Недостатки при запуске одного пункта:
Полученные данные справедливо могут считаться необъективными, вырванными из контекста.
При единичном запуске в ЖК прогнозируем перевес внимания жильцов, что вызовет повышение рентабельности пункта, и результаты применения модели не будут признаны ввиду отсутствия объективности данных.
Более верным вариантом реализации модели будет комплексное решение для ЖК, состоящего из 10, 20 и более домов, в идеале имеющих по три подъезда, с
максимальной заселенностью. Результаты такой реализации модели сложно будет назвать вырванными из контекста или не объективными. Полученные результаты будут достаточно убедительны и наглядны.
Скептик скажет: “Вы представляете себе затратную часть реализации проверки модели для ЖК, состоящего из двадцати трехподъездных домов, пусть даже принадлежащих группе компаний, для этого даже 25 миллионов рублей может не хватить, если говорить о продолжительности проверки работы модели минимум в 6 месяцев?
Как Вы говорите?
Надежный застройщик…
Он умеет считать свои деньги!
Никто на это не пойдет!”
Я отвечу:
Статус # 6. “Первый клиент”. Является эксклюзивным, что влечет за собой не только определенную затратную часть, но и так называемые побочные эффекты, которые сможет оценить лишь тот, кто действительно умеет считать деньги.
Ключевым моментом всего этого мероприятия является осознание того, что результатами работы ПРСПО не является извлечение сверхприбылей от организации процесса раздельного сбора и приема отходов.
Речь идет о выводе процесса на уровень безубыточности и самоокупаемости.
Кто-то скажет: зачем все это, допустим, соберете сумму, привлечете внимание,
получите цифры, напишите полезную модель — дальше-то что?
Пусть даже модель признают, какова механика реализации на все и вся.
На местах могут так "доработать" модель, что ни о какой рентабельности не будет и речи!
Стихнет внимание, улягутся эмоции и время с бездействием все инициативы закатает в небытие.
Ответ прост:
"Не превращать текущие вопросы в неразрешимые проблемы!"
Это тема для внесения предложений и составления "Механики внедрения модели".
Вы способны или готовы заглянуть со мной на десять шагов назад и вперед?
Сейчас мы спокойно воспринимаем оснащение своего жилья электричеством, канализацией, отоплением, горячей и холодной водой.
Спокойно относимся к многоэтажности строений.
Было ли так всегда?
Если вернуться на 10 шагов назад, и озвучить своим предкам такое обыденное для нас положение вещей, помимо всех эмоций, которые бы нам пришлось услышать, конструктивным аргументом можно было бы считать:
это очень дорого в реализации, оснащении… Оборудование, решения!..
Теперь вернемся в наше время: почему мы не считаем все оснащение нашего жилья дорогим в исполнении?
Помимо того, что это привычный уровень комфорта и прочее?
Потому что это — стандарт, верно?
Если пропустить это понимание через механику реализации этого проекта относительно строящегося или только что сданного жилого дома?
Вы покупаете новую квартиру в новом ЖК, которая оснащена всеми коммуникациями, а в самом ЖК созданы все условия для реализации этого комфорта: трансформаторная будка — чтобы было электричество, проведена центральная канализация и прочее…
Входит ли реализация и оснащение всего процесса в стоимость Вашей квартиры?
Может ли ПРСПО, его постройка и оснащение в новом ЖК быть таким же этапом в создании комфортных условий, реализация которого входит в итоговую стоимость квартиры?
Т.е. чем отличается ПРСПО от подземной парковки, трансформаторной будки, центральной канализации, спортивной и детской площадок?
Ничем… Его постройка и оснащение входят в стоимость жилого дома!
Имеет ли право ПРСПО стать новым стандартом при сдаче нового жилого дома?
Что необходимо для этого сделать?
В первую очередь, осознать простоту такого решения и положения вещей?
А дальше? Захотеть, чтобы так было?
Скорость и качество исполнения реализации Вашего желания будут прямо пропорциональны силе и направлению Ваших эмоций?
Кто-то скажет: хорошо, но соотношение домов, которые, допустим, будут построены с ПРСПО, к уже существующему жилому фонду не в Вашу пользу.
Отвечу: да, но можно ли считать первым достижением жирную точку в текущем положении вещей и старт отсчета другого положения вещей?
Как быть с существующим жилым фондом?
Постройка и оснащению ПРСПО здесь и сейчас так ли затратны и трудоемки?
Насколько это верно?
Как быть?
Может, просто быть последовательным?
Не забегать вперед и не бояться изменений?
Что еще?
Не вставлять палки в колеса?
Не быть собакой на сене?
Как Вы думаете, кому адресованы последние два вопроса?
К лицам, уполномоченным принимать такие решения?
Да нет же, к Вам и только к Вам!
Почему?
Может, потому что в первую очередь все зависит от того, какое решение сейчас примите Вы?
Будете ли Вы последовательны?
В какое русло направите Вашу энергию?
Является ли эксперимент по реализации модели на практике лучшим способом рассеивания всех сомнений и проверкой догадок и расчетов?
Итак, привлекли внимание, расширили число сподвижников, собрали необходимую сумму, согласовали взаимодействие, привлекли внимание к старту реализации модели, реализовали модель, придав максимальной огласке весь процесс и итоги без стеснения назвать все этапы и итоги своими именами.
Подготовили и отправили
полезную модель на рассмотрение о признании эффективности.
Поможет ли процессу признания действующая модель либо проецирование модели на частный сектор?
Ответы на все вышеперечисленные вопросы находятся в промежутке
между пунктами А и Б,
а сейчас
Вам только предстоит:
определить свое отношение к цели и механике проекта,
определить свой статус
и...
действовать!
Или...
стать членом тайной организации,
не имеющей единого названия, но
гарантирующей сохранение статуса инкогнито и бессрочное членство всем
примкнувшим, лозунг которой звучит как "НД НД НЗ НО".
"Не думаю, не делаю, ни за что не отвечаю!"
Свидетельство о публикации №217121601365