О свободе

 Человек не может явно или тайно не гордиться своей независимостью, мол, я свободен, «словно птица в небесах».
    Трилогия Брежнева появилась внезапно, как ветер из-за угла.  Миллионные тиражи, истошный газетный вой. Книги включены в школьную программу. Ведь все чувствовали фальшь – не он написал, и всех раздражало, что газеты, радио и телевизор охрипли от похвал! Но ни слова критики, ни полслова! Попробуй – скажи!  Захожу в учительскую.  Первый год работаю после диплома.  Гонора – умотаться, от убеждения, что я свободен – задыхаюсь. На полу валяется потрет Брежнева. Прохожу мимо, сажусь за свой стол. Входит секретарь учительской комсомольской организации и возмущенно требует поднять.  Развязно так отвечаю, что если бы это был портрет Достоевского, то я бы поднял. Боже! Что было! Меня чуть не выгнали из комсомола, а это значит, что отобрали бы и диплом. Но пронесло. Какая свобода?
    Мы привыкли считать себя частью коллектива - так меньше чувствуешь подлость, участниками которой иногда невольно становимся.  Владимир Маканин писал, что «есть известное самодовольство –считать себя принадлежащим отряду, к колонне, к артели, которые, внутри себя притираясь, шагают правильно и в меру быстро».  Но рано или поздно человек остается один на один с вечными проблемами бытия, и тогда начинается драма: коллектива-то нет!
   Годы пролетели. И нет уже стремления попасть в колонну. Каждый по себе. Но только до той поры, пока человек не почувствует запах денег. Не все конечно, но наркотик, попав в кровь, может разрушить совесть. А человек в раба превращается. Вот продастся какой-нибудь субъект богатому современному хану, для которого и закон не писан. И поставит его хан, например, руководить редакцией газеты или агентства. И обнаглеет наш человек. По указке хана запросто опозорит на глазах у всех подчиненного, с работы его прогонит. А может ситуацию «сотворить» - мышеловку. Попадет в нее человек – и в тюрьму лет на десять. А все он – хан (или ханы) приказал.  А совести-то нет – растаяла она, как мороженое в блюдце.
   Свободы нет, призрак это, думается иногда. Но откроешь, например, книги Маканина или Карла Поппера, и чувствуешь, что свобода есть, только она, как синяя птица, летает где-то. Или посмотришь на фотографию Сахарова: он сидит – все стоят – и тоже в свободу и в совесть поверишь. И есть закон: подлость, выброшенная в пространство, возвращается. Ханы не всегда своего холуя кормить будут. И ему ловушку организуют, и сядет в тюрьму лет на десять.
    Рабство у идеи, рабство у хана, какая разница!


Рецензии
Уважаемый Георгий! Мы с Вами не только тёзки, но и единомышленники. Совершенно согласен со всем, что прочёл у Вас. Мой отец забайкальский казак из села Шарагол в Бурятмонголии. Возможно, что мы с Вами даже родственники. Я в этом портале случайно и напечатал всего 3 произведения, а пишу в основном в стихи.ру. Мне кажется, что и возрастом мы с Вами приблизительно одинаковы.

С уважением!

Юрий Жаркой   09.03.2018 00:10     Заявить о нарушении