Альберт и Маргарита. История сонета

Действующие лица:
1. Альберт Эйнштейн, 1879 года рождения, физик, в особых представлениях не нуждается.
2. Маргарита Ивановна Коненкова, 1896 года рождения, в девичестве Воронцова, уроженка г.Сарапул. Вот этой даме мы уделим гораздо больше внимания, чем великому физику. И начнем с малого – на одном из сайтов я нашел список «роковых женщин» прошедшего века – наша героиня замыкает первую десятку, возглавляемую Лилией Брик.
Что любопытно: дочь присяжного поверенного, адвоката Сарапульского окружного суда Ивана Тимофеевича Воронцова, закончив женскую гимназию, свободно  владела английским и немецким языками. Что это за гимназии были такие?
Позднее переехала в Москву, где училась  на курсах мадам Полторацкой (звучит – то как, а?) и обзавелась знакомством с Федором Шаляпиным, Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом, Сергеем Рахманиновым, Всеволодом Мейерхольдом и др. И совершенно конкретно - в 1915 году с уже известным и модным скульптором С.Т.Коненковым. Последнего сразила наповал и он добился её руки. Законным браком они сочетались лишь в 1922 году, на предыдущих семь лет их связывал гражданский брак. Взглянем на неё глазами супруга, отметив для себя, что он был на 22 года старше нашей героини:
 
 
В 1924 году - через два года после начала официально зарегистрированной совместной жизни чета Коненковых отправляется в США, где задерживается до 1945 года. Жизнь их в Америки была необычайно насыщенной – муж с головой погрузился в работу и преуспел в этом; супруга жила активной светской жизнью, которая сдабривалась порциями агентурной деятельности, явно добавлявшей адреналина. Круг её близких знакомых: Элеонора Рузвельт, Альберт Эйнштейн, Лео Сциллард, Роберт Оппенгеймер. И другие. И в то же время, со слов Павла Судоплатова:
“Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, действовавшая под руководством Лизы Зарубиной, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне.  Приводится и псевдоним: агент «Лукас». Мало того, есть сведения и о резиденте агента «Лукас» - это Елизавета Зарубина, первым мужем который был известнейший Яков Блюмкин.
Сразу скажу, что к словам П.Судоплатова я отношусь весьма скептически – вряд ли можно было использовать человека на виду для оперативной работы. Другое дело - её офис вполне могли использовать разведчики – время было горячим. Ну, имели слабость красиво отрапортовать зубры разведки и террора начальству. Но представить себе светскую беседу Маргариты Коненковой и Роберта Оппенгеймера на тему «Проект Манхеттен», который был запущен 17 сентября 1943 года, как-то просто неловко. Совершенно очевидно, что здесь имело место близкое знакомство; но куда больше внимания Маргарита уделяла Альберту Эйнштейну. Познакомились они в 1935 году: физику, давно уже признанному великим, стукнуло 66 лет; Маргарита Ивановна не перешагнула ещё сорокалетний возраст и была неотразима. Такой она и была на деле. Судите сами.
 Было бы не справедливым не отметить, что американская жизнь  Маргариты Ивановны не приносила пользу Отечеству. На самом деле она возглавляла Комитет помощи России. При председательстве Коненкова она была секретарем, но  проводила огромную работу:  закупку медикаментов, зерна и военной техники, сбор одежды.  На 500 миллионов долларов собрала она помощи для воюющей России!
Все закончилось в 1945 году, когда вместе с мужем она отбыла на родину. Остаток жизни она прожила в Москве и умерла в 1980 году, пережив мужа на девять лет. Последние годы были чрезвычайно трудными – набрав комплекс болезней и страдая лишним весом, Маргарита Ивановна попала в полную зависимость от домашней прислуги, которая считала её барыней и, по сути дела, глумилась над ней, постепенно проматывая все её состояние. Приехавшие за телом санитары несли её мимо той самой знаменитой скульптуры, не отдавая себе отчета в том, что рядом оригинал. Практически ничем не напоминавший образ. Из всего имущества осталось несколько газетных вырезок и писем на немецком языке. При ближнем рассмотрении легко определили почерк Эйнштейне. Был среди них и листок со стихами – сонет Альберта к Маргарите. Подстрочный перевод делали немецкие специалисты, считая это делом чести. Публиковался он многократно – прочел его и ваш покорный слуга. Вот что вычитал:
Сонет Эйнштейна.
 
Да, две недели ожиданий – долгий срок
Для одного письма. Его недостаёт
Тебе. Ты недовольна - это мне урок!
И  голос твой его преподаёт.
 
Но и тебе не вырваться в дорогу
Из той петли, что сплёл семейный круг.
Друзья мне голову морочат понемногу
А ты скучаешь там, среди подруг.
 
Здесь - в Принстоне – и солнце и покой
И книга на столе, что написал Толстой
Всего-то, что так надо нам с тобой.
 
Мне часто грезятся из этих мест
Глаза твои -  божественный их блеск -
Глядеть в которые мне вряд ли надоест!
 
Материалы и фотографии взяты из открытых источников.


Рецензии