Древняя литература хеттская литература
В 1916 году чехословацкий ученый Б. Грозный нашел ключ к пониманию клинописных текстов на хеттском языке, обнаруженных в начале 20 века в архиве хеттских царей в Богазкее – центр Малой Азии. Ученым открылась культура Хеттского царства (18 – 13 вв. до н. э.)
Хетты пользовались вавилонской клинописью, которую они переняли из Северной Сирии (или из Северной Месопотамии). Другой вид письма (иероглифическое) было воспринято хеттами от своих соседей – лувийцев. Это письмо использовалось хеттами как монументальное и декоративное. Клинопись применялась для написания документов и литературных текстов.
Хетты восприняли богатую религиозную литературу Вавилонии, начиная с мифов и кончая текстами магического содержания, предсказаниями и заклинаниями. В мифах о боге Бури и драконе Иллуянке нашло отражение многообразие напластований религиозных мировоззрений хеттов. В образе Иллуянки переплелись религиозные представления древнейшего населения Малой Азии.
Нередко хеттскими писцами упоминались имена авторов произведений – известно имя автора учебника об уходе за лошадьми (Киккули). Этот учебник был заимствован у митаннийцев.
В богазкейском архиве удалось найти фрагменты эпоса о неком Гисгимммасе, Изучение фрагментов показало, что этот эпос является пересказом сюжетов из эпоса о Гильгамеше (памятник народного творчества Шумера и Аккада).
Из источников официальной хеттской литературы, мы видим, что хетты создали свои собственные литературные формы и стиль, служившие административным и государственным целям. Ученые располагают хорошо сохранившимся текстом, касающимся царствования Хаттусили 3. Хаттусили свергнул своего племянника и тем нарушил старый закон Телепину, который поддерживал стабильность царства. Для того чтобы оправдаться в этих насильственных действиях, он составил тщательно продуманный документ, который принято называть «Автобиографией» Хаттусили. Царь рассказывает о своем детстве, описывает, как он был посвящен богине Иштар. Пишет о своем окружении – завистливыми и коварными людьми, и как богиня Иштар всегда наделяла его способностью одолевать их. Когда он был правителем северных провинций, его племянник, из зависти к его успехам, присоединился к врагам Хаттусили. Далее, Хаттусили рассказывает, как он обошелся с племянником и другими своими врагами, не мстя им, он изгнал их. В конце документа Хаттусили подытоживает свои триумфальные успехи под руководством Иштар.
«Кто бы ни наследовал в будущем, сын ли, внук ли или потомок Хаттусили и Пудухепы, пусть среди богов почитает Иштар города Самухи».
Самое существенное в этом документе – это образец продуманного рассуждения, восходящего почти к юридической аргументации. Такой тип рассуждения нередко встречается в хеттской литературе и почти отсутствует у других народов древности.
Число текстов о хеттских мифах и легендах невелико. Рассказ ведется простой прозой, в которой есть детали с яркими штрихами. Единственное произведение написанное в стихотворной форме – песнь Улликумми.
Короткие рассказы имеют, в основном, хурритское происхождение.
Из чисто хеттских легенд сохранилась только одна: история осады Уршу, на аккадском языке. Действие разворачивается вне города Уршу (Северная Сирия). Город осажден хеттским войском, которым руководит царь из города Лухунцантии. Рассказ состоит из ряда инцидентов, вызвавших гнев царя, возмущенного бездарностью своих служак.
«Почему вы не дали боя? Вы словно стоите на колесницах из воды, вы сами словно превратились в воду…»
В хеттской литературе есть много фрагментов эпоса о Гильгамеше (версии – хурритские и хеттские). Эпизод с Хувавой (Хумбабой), разыгрывающийся в Сирии и Ливане, занимает большую часть сохранившегося текста.
Мифологические тексты, относящиеся к хеттским божествам, составляют две группы – миф об убийстве Змея и миф об исчезнувшем боге.
Суть мифа об убийстве Змея – ритуальная схватка между божественным героем и его противником, олицетворяющим силы зла.
«И пришел Змей Иллуянка со своими детьми (к богине Инара, которая помогала богу Грозы); они ели, пили, и опустошили все бочонки, и утолили свою жажду. Они не могли вернуться в свою нору. Тогда появился Хупасия (человек, помогающий богине Инара) и связал змея путами. Затем бог Грозы пришел и убил Змея Иллуянку, и боги были на его стороне».
Миф об исчезнувшем боге описывает оцепенение, охватившее все живое на земле после исчезновения бога плодородия, далее – поиски бога и исцеление земли, после его возврата. Здесь интерес представляет религиозный момент: описание бедственных последствий отсутствия бога и восстановление земли после его возвращения имеет тесные параллели в мифологической литературе, связанной с Адонисом, Аттисом, Осирисом и Таммузом – это такие же характерные элементы ежегодных весенних праздников.
После гибели Хеттского царства на рубеже 13 и 12 вв. до н. э., хеттская повествовательная традиция сохранилась в надписях на иероглифическом лувийском языке в княжествах юга Малой Азии и Северной Сирии.
Свидетельство о публикации №217121601789