Записки паломника

Посвящается памяти моей духовной матери Светланы Олеговны Клюквиной (1951-2001)               
ВВЕДЕНИЕ
     Первой запиской, которая должна открывать «творение сие», должна быть, вне всякого сомнения, «Южная повесть», которая осталась неоконченной и начата была мной где-то в 2002-2003 г.г., под впечатлением пребывания в Одессе и Одесской области в октябре 1999 года, во время Большого Крестного хода, о котором написано во второй части трилогии «Сестра Светлана, или Петербургские воспоминания».
     Но в настоящее время мне неизвестно о  её местонахождении, также как и «Симбирских рассказов», написанных весной (в мае-месяце) 2002 года, в Ульяновской области, в доме моей матери.
7 августа 2015 г., с.Дивеево, Нижегородская область
ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС НА АРЗАМАС
     Это была четвёртая моя поездка на благодатную Дивеевскую землю – четвёртый удел Пресвятой Богородицы. Ровно сутки я пробыл в Дивеево, за которые я успел трижды пройтись по святой Канавке Божией Матери, приложиться к святым мощам преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца, частично посетить Вечернюю Службу и Божественную Литургию, а также сходить на святые Источники (Божией Матери «Умиление» и целителя Пантелеимона – Прим.авт.).
     С посещением источников произошёл небольшой казус: заблудился я, зная при этом дорогу. Уже позже пришла мысль: а может быть, таким образом, мне небольшую экскурсию по Дивеево провели? Обходными путями, сначала улицей, потом полем, по пешеходным мостикам, я вышел к благословенным источникам.
     - Слава Богу. – зазвучало в моей голове.
     В этот раз, как и в предыдущее посещение Дивеевской обители, мне вспомнилась духовная сестра и наставница, которую позже я стал воспринимать, как свою духовную мать, Светлана Олеговна Клюквина (1951-2001), в 90-е годы 20 века многократно возившая паломнические группы из Петербурга по многим местам Святой Руси, в т.ч. и в Благословенное Дивеево.
     Неоднократно Светлана повторяла слова Преподобного Серафима: «Радость моя, Христос Воскресе!». Читала акафист святому. Вот и в эту поездку на несколько мгновений возник перед глазами её светлый образ и голос, который звучит до сих пор в моей памяти: «Константино, Константино».
     Мне немного, на несколько мгновений, стало вдруг грустно от того, что я не ездил с ней в Благословенное Дивеево и не ходил по Святой Канавке. Но через несколько секунд пришло утешение при мысли о том, что у меня было целых шесть поездок с этим замечательным экскурсоводом, много святых и достопримечательных мест она показала мне.
     Обо всём об этом мной написано в небольшой трилогии «Сестра Светлана, или Петербургские воспоминания» (первая часть посвящена паломничеству на Валаам, вторая – Большому Крестному ходу по городам и весям России, Белоруссии и Украины, третья – поездкам по святым местам Ленинградской и Псковской областей. – Прим.авт.).
     Да упокоит Господь её светлую душу, вечная ей память!
* * *
     Уезжал я из Дивеево автобусом на Арзамас, последним рейсом, который отправляется в 17 часов. А в 19.05 у меня с Арзамаса уходил поезд, билет на который уже был куплен.
     Все автобусы, прибывающие в Арзамас, останавливаются на некотором расстоянии от железнодорожных станций «Арзамас-2» и «Арзамас-1», а поезд отправлялся с последней из них, времени оставалось меньше часа, после прибытия автобуса.
     Вышел я на автостанции, стал искать автобусную остановку, чтобы сесть на маршрутный автобус, который идёт до железнодорожной станции «Арзамас-1». Спросил у одного прохожего, у другого. Первый мне показал одно направление, второй – другое, совершенно противоположное.
     Разволновавшись, стал молиться святителю Николаю Чудотворцу. Вот подошёл нужный мне автобус, номером один. Спросил у кондуктора нужную мне информацию, сказал, сколько времени у меня осталось до отправления поезда.
     На следующей остановке, которая называется «Соборная площадь», автобус остановился и стоял несколько минут (Оказывается, так положено по расписанию для всех автобусов, проезжающих этим маршрутом. – Прим.авт.). Я занервничал и вновь спросил у кондуктора, успею ли сесть на поезд. И так продолжалось три раза.
     Вспомнилось почему-то троекратное отречение апостола Петра и троекратный вопрос к нему при восстановлении его в апостольском достоинстве: «Любиши ли Мя?» Как воистину бывает маловерен человек!
    Конечно же, я успел на поезд. Автобус привёз меня к вокзалу за двадцать минут (!) до отправления поезда. «Слава Тебе, Господи!» - зазвучало в моей голове, и я помчался на стоящий уже поезд, на который производилась посадка.
ВОСПОМИНАНИЯ О БОЛЬШОЙ ПОЕЗДКЕ 2000 года
     Возлюбленный о Христе читатель, я хочу рассказать о моей поездке по городам и весям европейской части России, от блистательного Санкт-Петербурга до моей малой и географической родины – города Сызрань, который находится на Волге. Территориальная принадлежность этого города менялась со временем, об этом будет сказано чуть позже, но на сегодняшний день он входит в состав Самарской области (с 1 января 1943 года – Прим. авт.).
* * *
     Итак, вечером 30 июня 2000 года я выехал из Санкт-Петербурга. Накануне у меня закончилась петербургская регистрация, продлить её не получилось, по этой причине я смог продлить трудовой договор  с Российской Национальной Библиотекой, в которой я работал на протяжении нескольких месяцев в качестве библиотекаря.
* * *
     На тот момент у меня была возможность сесть на поезд дальнего следования и уехать, при этом у меня было два варианта маршрута. Первый – на Самару и Сызрань, где жили у меня друзья и родственники. Второй вариант – г.Усть-Илимск Иркутской области, где в то время жил мой престарелый отец, инвалид первой группы, несколько лет подряд не выходивший из дома (писатель, поэт, журналист, военный разведчик – Анатолий Михайлович Давыдов, лит. псевдоним – Луговой. – Прим.авт.).
     В конце петербургского периода моей жизни я, так сказать, был одержим идеей поездки автостопом из Санкт-Петербурга на Байкал, причём на остров Ольхон, с заездом к отцу. Но эта идея так и осталась нереализованной (Через четыре года папы не стало. – Прим.авт.).
     И всё же я выбрал иной, третий вариант (Или четвёртый, если считать план поездки из Петербурга в Иркутск. – Прим.авт.). Мне захотелось поехать на электричках, чтобы побольше увидеть, с посещением святых мест, монастырей. Впоследствии, где-то через год после описываемых событий, я написал кратко обо всём об этом Светлане Олеговне. Не знаю, успела ли она  получить и прочитать моё письмо.
* * *
     Выехал я в указанную дату электричкой с Московского вокзала Северной столицы на Великий Новгород. Через 9 дней я был уже на Средней Волге, в Сызрани. За эти девять дней я ехал на электричках с пересадками: Великий Новгород, Валдай, Тверь, Москва, Сергиев Посад, Александров, Ярославль, Кострома, Иваново, Владимирская область (в т.ч. Муром), Арзамас, Ужовка, Рузаевка, Инза, Сызрань. Итак, обо всём по порядку…
* * *
P.S. Произведение незакончено, работу над ним планирую продолжить в ближайшее время.


Рецензии