30. Летние каникулы. А ну ешь всё подряд!

 
Предыдущая глава:http://www.proza.ru/2017/12/14/83

           Ура! Учебный год закончился! Ещё стояли славные майские денёчки, а мы уже уходили на каникулы. Сколько прекрасных возможностей, воспоминаний, удивительных переживаний, мыслей и чувств, особого личного опыта, свободы, солнца и тепла заключено в этом приятном слове "каникулы"!

            Вера закончила на отлично третий класс, а я - четвёртый, с хорошими успехами, то есть на четвёрки и пятёрки. Обе получили Почётные грамоты. По случаю окончания начальной школы учительница в нашем классе собирала деньги на общую фотографию и на чаепитие с пирожными. Мама на фотографию деньги дала, а на чаепитие - нет, ворча на постоянные школьные поборы. Мне было немного неудобно перед одноклассниками за нашу бедность, но и идти на это чаепитие вовсе не хотелось, так что, отчасти, была и рада маминой конфронтации.

           Как приятно проснуться солнечным утром и осознать, что в школу идти не надо, перевернуться на другой бок и сладко заснуть опять. Проснуться от дуновения приятного прохладного ветерка из открытого окна и уловить запахи ещё по-весеннему свежей  зелени. Проснуться не по будильнику, а от того, что ты выспалась! Свобода!!! Целое лето впереди!

           Мы с Верой вскакивали и мчались на кухню. Там на столе мама обычно оставляла ежедневную записку - краткое руководство к действию. "Валя и Вера! Сходите за хлебом и молоком. Деньги оставляю. Помойте полы. Не лоботрясничайте. Ешьте то-то и то-то. Суп в холодильнике. Целую. Мама."

           Суп и жареные колечки из покупного дрожжевого теста - это святое. Мама считала, что в доме всегда должен быть суп. Сначала она варила мясо с косточкой, говядину или свинину, но готовый бульон не так сразу превращался в суп. Иногда он стоял пару дней в холодильнике. Жир застывал и плавал на поверхности бульона сероватыми айсбергами. Потом, когда у мамы было время и настроение, она бросала в кипящий бульон картошку, морковку, резаный лук. А потом мы с Верой сидели над супом и сопелька за сопелькой выковыривали этот противный на вкус, разварившийся лук и развешивали прозрачные луковые полоски на краях своих тарелок. "Опять кружева развесили?" - кричала возмущённо мама. "А ну ешьте всё подряд, нечего носами крутить!"

           Тут она начинала вспоминать своё полуголодное детство, когда они были рады любому куску, а мы, уныло повесив головы, вполуха слушали  её ворчание. Позже мама приноровилась надрезать луковицу глубоко крест накрест, бросать в полуготовый суп, потом доставать её и выбрасывать в мусорное ведро - это уже было значительное облегчение для нас.

           Однажды я заупрямилась и не стала есть суп. "Ешь!" - приказала мама. "А то сейчас тарелку на голову надену!" Я подумала, что она шутит, и буркнула:"Ну и надень!" Мама схватила тарелку и опрокинула мне её прямо на голову. Суп потёк по щекам на плечи, я вспыхнула, сбросила тарелку, выскочила из-за стола и убежала в ванную комнату. В этот день я вообще принципиально отказалась от еды. Мама, видимо, всё-таки чувствуя свою вину, приставала ко мне:

    - Федул, а Федул, чего губы надул?
    - Кафтан прожёг.
    - А велика ли ли дыра?
    - Один ворот остался.

Обычно я не выдерживала, когда мама ко мне приставала с такой прибауткой, мои губы расползались в улыбке и считалось, что обида прошла и мир восстановлен. Но в этот раз я не реагировала на её попытки примириться, чувствовала себя очень униженной и одинокой. Вечером отказалась от ужина, хоть вроде уже и чувствовала голод. Попила водички и легла спать.

             Я не понимала маму: неужели можно испытывать какое-то удовольствие, обижая и унижая других, намеренно поднимая кого-то на смех или отпуская в его сторону колкости и злые шутки. Мне было несвойственно унижать других, злословить, плести за спиной других какие-то интриги, я просто ненавидела всю эту грязь и всегда предпочитала чистоту, простоту, искренность отношений со всеми людьми, с которыми мне выпадало общаться.

            Маме же природное чувство юмора не давало покоя! Она обожала позубоскалить над кем-нибудь, слегка поиздеваться, артистически изобразить кого-то в глупом, нелепом виде, смешно пародируя его манеру говорить, ходить, что-то делать. Иногда это было, действительно, до слёз смешно, но когда она изображала нас с Верой, то тут она уже перебарщивала, на наш субъективный взгляд, конечно. Как говорится, а вот это - зря!

           В один из тёплых солнечных дней в конце мая по маминой записке я отправилась за хлебом, слегка поперепиравшись с Верой кому идти в магазин. Обычно мы договаривались между собой, кто что будет делать, но не обходилось и без споров, а иногда и ссор, но всё-таки старались всё делать по справедливости. В этот раз я уступила Вере и, надев своё любимое штапельное платьице в тёмно-синюю с белым полоску, вот уже шла себе беспечно по улице Ленина, разглядывая витрины, деревья со свежей листвой, людей.

           И вдруг увидела, что мне навстречу идёт одноклассник Боря и смотрит своими черносливинами прямо на меня. Ноги стали немножко ватными, но я не подала виду, что я ошеломлена встречей. Мы поздоровались и прошли мимо друг друга. Сердечко моё усиленно забилось, радуясь безмерно этой встрече. Странно мир устроен - только что шла вся такая внутренне безмятежная, расслабленная, а эта секундная встреча вдруг дала такой взрыв чувств, что переживать их хватило на долгое время, жаль только, что не с кем было поделиться своим сокровенным: и мама, и Вера - ещё те насмешники.

           Я была известной домоседкой, при условии, конечно, что я одна в квартире, ну или хотя бы с Верой. Дай мне волю, я бы с удовольствием провела все каникулы дома, но мама объявила нам, что вскоре мы отправляемся в санаторий - ей удалось достать путёвки для нас обеих. Мы с Верой слегка приуныли, но потом, люди подневольные, начали собирать свои весьма немногочисленные вещи в маленькие чемоданчики. Любые казённые заведения всегда ввергали меня в великую печаль, отнимали у меня ощущение свободы и, наверно, реальную свободу тоже, ведь там всегда всё надо было делать по чужому плану, по  чужой указке.


Продолжение:http://www.proza.ru/2017/12/16/2121


Рецензии
"Ты ловишь эти мельчайшие снежинки на варежку и пристально рассматриваешь их, и изумляешься разнообразию их строения и, в тоже время,поразительному сходству! Они, как люди, так же уникальны, красивы и совершенны, и также мимолётны. И эта искрящаяся красота вызывает в тебе невероятный восторг, радость и удивительное единение с природой."

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! ПОЛУЧЕНИЕ БЛАГОДАТИ ВЕЛИКОЕ ЧУДО!!!

Вспомнилось, у нас с сестрой тоже были школьные штапельные платья.
Когда дети резвились на переменках, мы стояли под стенкой. Потому, что сзади они уже светились.

Мне тоже не дали денег на поездку классом в театр. Я не покупала пирожки в школе и собрала сумму на поездку.

Этот случай научил меня говорить правду.

Поездка была в воскресенье. Я оделась в форму и соврала, что у нас мероприятия.

Мама пошла в магазин и встретила маму моей одноклассницы. Правда восторжествовала! Родители строились, были финансовые трудности.

Мама очень хотела, чтобы я выучилась. Когда я поступила в институт и сказала ей, она заплакала. Объяснила, - Это слёзы радости!

Я считаю каждому дана определённая жизнь на Земле для совершенствования души, для опыта!

Благодарю, Тина за Ваши Мемуары! Гармонии и радости Вам от жизни!

С тёплышком, Нина.

Нина Косякова   06.02.2021 14:16     Заявить о нарушении
Согласна с Вами! Движение вперёд во внутреннем развитии человека происходит, если он незамедлительно усваивает уроки, преподанные ему свыше. Более того, сам старается чутко улавливать знаки, сигнализирующие ему, где он поступил правильно, а где нет. Наверное, эта внутренняя зоркость тоже даётся свыше... Спасибо Вам большое за комментарии, за то, что поделились своими интересными историями. Творческого вдохновения Вам и удачи во всех Ваших делах!
С благодарностью, Тина

Незабудка07   06.02.2021 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.