Дегтярь

Нашёлся он просто на шару, уже на обратном пути. Начну с начала, хотя рассказывать-то особо и нечего. Пришёл я с армии в 88 году, осенью. По трофеям истосковался...несмотря на на службу ...неспокойную временами, и в войнушку наигрался, хоть и писарем просидел 1,5 годика. Дело не в этом, а в том, что подивившись на мир, гражданку и перестройку в одном флаконе 88-го, я медленно, в алкогольном угаре переплыл в 89-ый, потратив на опохмел девальвированные четвертаки с чириками и пятёрами, и поняв, что мои богатства застоя тают, и превращаются в кал, а фарцовка , с падением железного занавеса превратилась в ничто, я решил отдышаться, осмотреться, и принять решение, как жить дальше. Отходняк начался как раз к февральским праздникам 89 года. - Не буду пить ни хрена на 23-е! ...решил я. ...И пошёл к однокашнику в соседний подъезд, ибо возникли мысли о поездке по лесам-трофеям, ибо жутко не снежный февраль был... Андрюху дома не застал, тот упёрся к тётке в Тверь, даже не помню за чем, родственные дела какие-то.. За то дома был его старший братан, Валера. Валера был даже чем-то круче Андрюхи. Во-первых старше. Во-вторых , в отличии от Андрюхи, всегда за выпить)) Андрюха правильный шибко... ни курева..ни алкоголя... В общем разговор у нас с Валерьяном завязался... И решили мы на 23 сгонять в Апраху, на новые места. Новых мест. мы , собственно, не знали особо, но живо представляли, где оно должно быть. В нашем представлении, все места, куда особо народ не ходит в Апрахе, и где рядом дороги и деревни, там и есть те самые места, в которые тока нам ума хватило заехать. На том и порешили. Андрюху ждать не стали, собрали пожитки, и в 5 утра встретились на остановке троллейбуса, чтоб успеть на Назиевскую электричку с Сортировки в 6-15. Ехали , естественно, стоя, между граблей и досок короедов, которыми вагон был набит до отказа. Радостно смотрели на пейзажи за окном, ибо февральский лес был практически без снега. Толи весна такая ранняя, рассуждали мы, то ли зима не задалась, тем не менее, ранний выезд будоражил кровь в жилах, бесснежный пейзаж за окном вселял надежды на необыкновенные находки на новых местах, да и просто, первый выезд в лес после 2-х лет службы радовал безмерно... Апраксино. Вываливаемся на знакомую до боли платформу с толпой короедов, и пройдя гуртом до края платформы, отделяемся от "мирных" жителей садоводств, и идём дальше...по шпалам... куда идут только те, кому не дачи строить)) и об этом знают те, кто сворачивает к своим огородам. Новые места нас не ждали. лес был гол, как сильно пропареный веник, небо хмурилось, гоня низкие серые облака, и продувало нас сырым ветром. Радовало. разве что, так это полное отсутствие снега 23 февраля. Но при этом любая попытка уйти от железнодорожной насыпи в лес нарывалась на непроходимую сырость в местах, где даже весной воды вроде как и не было. Пройдя километра три, мы вынужденно вылезли на какие-то высоты с права от железки, и заметив там прошлогодние раскопы, решили, что ничего лучшего в эти погоды нам искать не стоит, поковырять можно и тут. На самом деле мы погорячились... Скорее всего сказался голод по покапушкам, двухлетний перерыв. мы зарывались в чьи-то отвалы, наспех побросав рюкзаки , не позаботившись о костре...о стоянке... О чём в скоре сильно пожалели. Ибо пошёл дождь... серые тучи навалившись друг на друга начали цедить из себя сначала мерзкую морось...затем капли стали приобретать вес... впитываться в одежду, потом это приобрело характер долгого..осеннего Питерского дождя, укрыться от которого в лесу, где нет ни одного листа, просто негде. Первое время мы с Валеркой, в горячке раскопок, не обращали на этот дождь особого внимания. Потом, присев перекурить, мы вдруг обнаружили, что спички у нас промокли... да и сигареты , хоть и не совсем мокрые, но курятся уже с трудом, набухли от влаги. После перекура стало ясно. что нужно как-то бороться с сыростью, а именно, развести костёр, и немного обогреться и обсохнуть. Но не тут-то было! ... Дождь уже превратился в умеренный , февральский ледяной ливень. спички зажигались через три одна...и те, либо задувались ветром, либо в них попадала капля воды с дерева или с одежды...или просто, с небес... В запасе у Валерки были "охотничьи" спички, и несколько полос плессигласса, который горел как порох, для разведения костра в любых, казалось бы условиях. Но в февральском лесу, под проливным дождём и температуре около нуля, это всё не работало...не грело ничего! даже береста была пропитана влагой, и тушила огонь с треском горящей пластмассы... через пару часов бесплодных попыток развести огонь, промокнув до нитки, мы решили ехать в Питер. Копать как-то расхотелось совсем, несмотря на неплохие результаты начальных раскопок. В недокопанных, видимо по зиме, ямах, нам попалось немало приятной сопутки, в виде патриков МКБ-АШа, пары магазинов от оного, штык-ножа в ножнах, клинок которого был воронён и бодр, ну и всякого, обещающего сытного продолжения. Погода изгадила все предвкушения. песок лип, как глина.. вода была повсюду... от тел валил пар, а одежда промокла уже почти до тела... и развести огонь не представлялось возможным... Разговоры тоже не клеились. Мы обменивались больше многозначительными взглядами, чем словами. Говорить было тоже мокро, и холодно... Мы единодушно, побросав лопаты, (в следующий раз подберём), сложили скарб в рюкзаки и тронулись к платформе. Идти можно было только по насыпи. Все было залито водой... Вода была над нами, под нами и вокруг нас... она была уже и под одеждой... и казалось, что даже под кожей... Зубы отбивали чечётку, в сапогах хлюпало, а глаза с надеждой высматривали сквозь завесу ледяного дождя долгожданную платформу... Желание погадить возникло неожиданно, и неотвратимо. Ослабший и замёрзший организм решил сбросить балласт, и протестовать против этого было бессмысленно. Я крикнул Валерке: - Валер! Я срать! ...и спустился с насыпи в низ. Мокнуть уже было дальше некуда... я присел около какого-то потока... ручья-не ручья, было непонятно...всё кругом было пропитано водой и холодом... - Валер! курнуть не осталось сухого? ..крикнул я Валерке, который остановился неподалёку, и рылся в карманах, явно намереваясь попытаться подымить. -ща, надыбаю, Джон! У меня в целофане пачка была, не должна промокнуть! ..Тем временем из меня уже выпал завтрак, и я ,промокнув насквозь, пытался отыскать взглядом хотя бы подобие травы, или чего-то того, что нужно для завершения посиделок на природе. -Вставай,давай! Хватит гадить! Раздался рядом Валеркин голос, и сладко потянуло табаком. - да я давно уже того... вытереться чем...блин... травы нет...ни весна..ни зима... - Да пальцем! Пока дойдём, всё смоет!)) Ржал Валера, и смачно затягивался сигаретой. -Дай курнуть, блин... -держи, докуривай мою, и не вылазь пока от туда, вроде как из ручья торчит....непойму что... Сказал Валерка, отдал мне пол-сигареты, и начал поднимать голенища болотников. В самом деле, в разливе потока, среди пары коряг виднелось что-то. отдалённо напоминающее ствол...но не было мушки, и стволом это могло было быть лишь потому, что не имело кривизны , как окружающие ветки и коряки. Валерка черпанул... -Бляха муха! Зачерпнул! Одна нога сухая осталась! На хер эту железяку! Ржать было тоже ...холодно и мокро...поэтому я просто выплюнул хабарик, и полез в ручей.... Мне было просто похрену. Сухих ног у меня давно уже не было ни одной, штаны были тоже насквозь, а зад был неподтёрт. Сначала я подмылся, потом сделал пару шагов в сторону "ствола2, провалился по пояс, по телу пробежала судорога, но рука схватила железяку, и потянула её на себя. На свет божий вылез он! ДП! Без сошек, без надульника, без диска. Только худое тело пулемёта. Рассматривать это чудо было некогда. пулемёт я нашёл в первые, но вылезатьс ним из ручья было неудобно, и я швырнул железяку под ноги Валерке, а сам стал вылезать на негнущихся от холода ногах из воды. -Хера себе подгон! Валерка катнул ногой дегтярь. -В рюкзак суй, пошли на электричку, дома рассмотрим. Сдохну щас от сырости. Меня реально трясло то ли от находки, то ли от холода. -Может обратно закинем? тащить лень, да и нахера нужен-то? .....Валера был охотником, пулемёты его не радовали. -Щас!Закинем! первый раз дегтяря нашёл, да ещё сплавал за ним, в феврале!)) -Тогда к себе пихай, сам разбирайся , мне такая куча ржавчины дома не нужна. Дома мы были часов в шесть вечера, меня долго ещё трясло под горячим душем от холода, но в промокшем рюкзаке в коридоре, грел душу первый февральский трофей, подарок мне от сырого апраксинского леса на 23 февраля. Я ждал Валеркиного звонка, я знал, что он не сможет спокойно жить, не узнав, как устроен ДП. Валера был старше меня на 15 лет, был заядлым охотником, в охоте предпочитал нарезное оружие, то есть, браконьерство, всю жизнь проработал токарем, имел золотые руки, две судимости за "нарезуху", и великую любовь к оружию. -Привет, Джон! Заскочишь на кофий? Не простыл вчера? Валерка явно хотел сказать что-то ещё... -дудку захвати с собой, вместе покопаемся! Не сильно гнилая? -Да нет...хотя я сам не глядел ещё, щас, заскочу, ставь кофейник! Я схватил ещё мокрый рюкзак и через пять мнут сидел у Валерки на кухне. Пулемёт был на удивление хорош. Он явно не валялся с войны в ручье, а просто был почему-то закинут туда нашедшим его копарем, по понятным только ему причинам. Диск и сошки были явно сняты не так давно,следы от них были довольно свежие, и откручен пламегаситель со ствола., так как резьба лишь немного успела заржаветь. - Люблю. когда вещь первый раз в руках! Валера крутил пулемёт в руках, стараясь понять, как его разобрать. -Не звони никому! сам дотумкаю, как он разбирается! Вот эта хрень с боку, явно не предохранитель, а половина его вот тут , в эти пазы влезает, значит щас разберём тебя, товарищ Дегтярёв! Хрень с боку подалась на удивление лекго. Но вместо предполагаемого пол-оборота , типа до щелчка , или типа того, начала выкручиваться, муторно и долго, выпав в конце концов. -Изобретатели, блин! Ворчал Валера, разбирая Д.П. Через час жарких споров и обсуждений предполагаемых вариантов разборки, ДП, пулемёт поддался, и лежал перед нами разобранный, удивляя нас своей добротностью, толщиной металла, запасом прочности и состоянием, которое обещало надёжную работу агрегата после тщательной очистки от многолетней ржавчины. детали затвора были на удивления чистыми, и поражали простотой. Работа механизма была понятна без всяких инструкций и пособий, особенно поразил своей новизной хромированный ствол. -На вставку в ружьё пойдёт! Валерка , щурясь одним глазом с удовольствием разглядывал ствол на лампочку. -Патронник вообще!...муха не сидела! Чистый хром! - Щас тебе, вставка! Я отобрал ствол у Валерки. - Пока с него не дуну диск на все 47 штук, даже не мечтай о стволе! - Дунуть неплохо... Валерка мечтательно затянулся сигаретой. -Диск где взять хороший.... -Достанешь пластинку, я поучаствую. С меня на ход поставить, пружину навить, и приклад сострогать. Сизый дым стелился по кухне...Мы говорили о войне..Как в такую вот погоду, что мы за пол дня чуть не сдохли от сырости и от холода... а они в окопах, в шинелях... -Забегай, Джон! Валерин звонок разбудил меня летним субботним утром. - По кофию дёрнем, и агрегат поглядишь. Готов! -А я диск занесу, как раз вчера в ЦПКО купил. Новьё! Щас буду! Соединение диска с восстановленным Валерой пулемётом прошло просто как встреча на Эльбе! Два механизма, созданные друг для друга соединились воедино с лёгким, но чётким, уверенным щелчком, и как будто приросли друг к другу. -Веееещщщщщь!!! Сказали мы одновременно. Нажатием на кнопку под прицелом, диск лекго отошёл от тела пулемёта. Моя рука уверенно легла на рукоятку затвора, солидно лязгнув, затвор взвёлся, литая тяжесть пулемёта надёжно лежала в ладонях, палец мягко надавил на спуск.... -Щёлк! Внутри что-то вздрогнуло вместе со щелчком, затвор, подавшись вперёд, толкнул массу пулемёта вперёд, и застыл в руках, как влитой. -Ну как, Джон?! Валера светился от удовольствия. -Гарна железяка! Это надо ж, такой агрегат Дегтярёву сострогать! В нём запасу прочности лет на сто ещё! -Звони корешам, вобщем, гвоздей ищи, поедем обкатывать! Валера почесал в затылке, выпустил дым, и добавил: -На следующей неделе, я брательника на машине подобью, ему тоже интересно будет, скатаемся, где потише, только найди патронов, да лучше трассеров каких, интересней будет, штук двести, чтоб троим по диску-второму запустить. -Идёт! Патроны не проблема! Я схватил пулемёт, быстро раскинул его на составляющие, запихал в сумку, и побежал домой. Ждать неделю в мои планы не входило. Патроны я достал легко. Сто штук. От ПКТ, вполне себе современные патроны, но количество их никак не предполагало поездку через неделю с Валерой и его братом. Руки чесались так, что ждать даже пару дней было невыносимо, и я собрался. Пулемёт был смазан и разобран. Каждая деталь на всякий случай была завёрнута в отдельную тряпицу. Чтоб не звякало, не вызывало подозрений. Электричка была выбрана случайно. Я просто купил билет до конечной, и ехал...ехал...ехал... Я знал, что в том направлении самые глухие места...и там никто не копает, а значит риска минимум. В рюкзаке у меня, кроме пулемёта была ещё пол-литровая бутылка водки, банка бычков в томате, бутерброды с сыром, и старенький, портативный радиоприёмник "альпинист". Я ехал оттянуться! А в лесной глуши с пулемётом и без радио...как-то вроде неправильно было в моём представлении. За окном электрички проносились пейзажи, народ почти весь вышел на своих дачных остановках, полтора часа дороги утомили жарой и стуком колёс, и я наконец-то вышел на каком-то 1...1 километре, где даже платформы небыло, и зашагал в лесную глушь... В лесу от летнего зноя пахло хвоёй, и чем-то приторно-летним, в лицо врезались нити паутин, слепни назойливо кружили над головой, а я всё шёл и шёл, хрустя ветками под ногами, углубляясь как можно дальше в чащу, чтоб никто не помешал нам с Дегтярёвым остаться один на один. Перейдя в брод небольшую лесную речушку с коричневатой, но очень вкусной и холодной водой, я решил что всё! Я на месте! На высоком берегу я нашёл упавшее дерево, на котором очень удобно и замечательно и расположился. Процесс сборки пулемёта я оставил на "сладкое". Сначала я достал бутылку "Столичной", отнёс её в холодную речную воду. Затем достал консервы, постелил газету, вынул бутерброды. Ножом вспорол банку с бычками, воткнул нож в податливую древесину рядом с банкой, сходил за бутылкой, налил себе полный стакан, залпом выпил, закинул в догонку томатных бычков, запил водой....и ...закурил... Лес наполнялся звуками. Хмель усилил ощущения лета и глубины лесной чащи. Руки потянулись к свёрткам с пулемётом. Дегтярь собирался деловито клацая сочленениями. И вот уже полностью собранный он тяжело лёг в ладони. Пару раз передёрнув затвор, я аккуратно поставил пулемёт у дерева. Очередь была за диском. Дома я не раз уже набивал его патронами, но в лес я вёз всё по отдельности. Я не мог отказать себе в удовольствии набить диск сидя с сигареткой, аккуратно посылая жёлтое тело патрона в чёрное чрево диска один за другим...один за другим...Патроны податливо укладывались на свои места, а я представлял, насколько быстрее будет выталкивать их из диска затвор, досылая в патронник один за другим, и посылая пулю за пулей в чащу леса. Последний патрон туго щёлкнув, встал на своё место, и сильно потяжелевший диск я положил рядом с пулемётом. Пальцы ныли от непривычной работы, я налил уже треть стакана, водка нагрелась, но выпилась легко, за бычками я даже не потянулся, а просто закурил. Положил пулемёт на колени, неторопливо вставил диск в пазы, и хлопнув ладонью сверху,забил его в пулемёт. Встал, выплюнул окурок сигареты, и уперев приклад в бедро, взвёл затвор. Сердце заухало в ушах как молот. Этот пулемёт молчал 50 лет, и сейчас он снова оживёт в моих руках, выпустив свои 47 положенных в мирный лес...Стоит мне только захотеть, стоит мне только нажать на спуск... И я нажал! Затвор ушёл вперёд, и через мгновение тело пулемёта ожило у меня в руках, отозвавшись первым выстрелом, который мгновенно уничтожил все другие звуки вокруг меня, и тут же повторил второй..третий...и ПОШЛО!!!!!!! Дегтярь толкал меня упругой отдачей в бедро, пламя на конце ствола брызгало оранжевыми всполохами, пули срубали на своём пути ветви, листву, гулко вонзались в стволы деревьев, отщепляя кору, звук выстрелов слился в одну, тягучую и волнующую симфонию, вместе со звоном отстрелянных гильз,ровно 47 раз лязгнув затвором и выпустив ровно 47 пуль, пулемёт затих у меня в руках...Именно затих... Он был ещё жив, по всей его длине струился дым...сильно пахло порохом, в разрубленном пулями проёме леса ещё падали листья. Я положил Дегтяря на землю, сел на бревно, налил ещё треть стакана, выпил, закурил, сердце всё так же ухало, постепенно, с каждой затяжкой затихая. Это был момент истины! Это чувство словами не описать. Я только что включал машину времени...несколько секунд я был не тут....я был в прошлом. Перекурив, я пошёл посмотреть, что наворотила очередь из дегтярёва по лесу. Срубленные ветви, листва, пара отщеплённых кусков коры, и еле заметные пулевые отверстия в стволах деревьев, вот и всё, что оставила очередь. Но какой-то неясный просвет впереди, по ходу стрельбы привлёк моё внимание. На ватных ногах я почти побежал вперёд, и увидел, что просвет,это ничто иное, как наезженная, просёлочная дорога!!! И прямо на дороге лежат не только срубленные пулями листья и ветви, но и чья-то корзина с черникой, чуть дальше соломенная шляпа, и ещё бидон , тоже с ягодами! Быстро пробежав по дороге метров 100 вперёд, я увидел, что дальше начинается какое-то садоводство! Слава богу, крови на дороге, рядом с брошенными вещами я не заметил, но того, что я увидел, мне хватило с лихвой, чтоб я протрезвел, пулей вернулся к речке, за секунды разобрал и уложил в рюкзак дегтярь, залпом допил водку, разбил бутылку, размял в руках пачку сигарет, и посыпал табаком место, где я сидел, спустился в реку, и пройдя по реке метров 500, вышел на берег, и просто на обум, куда глаза глядят, шёл до вечера, обходя мало-мальские тропинки и дорожки , сторонясь жилья и какого-либо жилья. К вечеру я вышел к ж/д станции, убедившись, что всё тихо, я вернулся в лес, под приметным деревом зарыл Дегтяря, и уже пустой,но спокойный и уставший задремал на лавке, в ожидании электрички...


Рецензии