Трубадур и живые будут завидовать мертвым?

«Трубадур»: «и живые будут завидовать мертвым»?
Опера Верди, 15 декабря, Новая сцена Мариинского театра

Незаметно пролетели четыре года, в течение которых на Новой сцене Мариинского театра идет «Трубадур» в постановке Пьера Луиджи Пицци. Я начала свой петербургский «роман» с этой оперой с первого январского спектакля 2014 года. Владислав Сулимский (граф ди Луна), Татьяна Сержан (Леонора), Ованес Айвазян (Манрико), Екатерина Семенчук (Азученна), Валерий Гергиев. Ходила подряд на все зимние представления, пока не «споткнулась» о нового дирижера, в версии которого просто не узнала музыку. Но и потом слушала Владислава Сулимского и Татьяну Сержан в этой и других операх Верди регулярно. И они всегда умели и умеют удивлять и радовать! Прежде всего, мастерством своего пения. Оно позволяет им жить на сцене страстями своих героев, завораживать зал необыкновенными голосами, заставлять радоваться, мучиться и страдать вместе с оперными персонажами! И каждый раз по-новому!
Сегодня, 15 декабря, впервые прочитала на табло над сценой перевод последней фразы либретто этой оперы: «А мне предстоит жить!» (по другой версии, «А я еще жив!») – возопил граф ли Луна (Владислав Сулимский), только что велевший казнить, как выяснилось, своего брата, а чуть ранее увидевший смерть любимой женщины, которая отравилась, лишь бы не стать его женой. Воистину, небеса рухнули на этого человека! И хотя в трактовке автора пьесы испанца А. Г. Гутьерреса, граф – сущий тиран, у либреттиста Сальваторе Каммарано он лишь страстный ревнивец, не чуждый некоторого благородства. Мне всегда интересно следить за метаморфозами героев Владислава Сулимского, за их вокальным воплощением. Я получаю огромное удовольствие, просто слушая удивительно красивый, если хотите, магический голос этого певца. И всегда радуюсь, что у меня есть такая возможность! Сегодняшний граф ди Луна Владислава Сулимского поразил меня энергией своей ярости и гнева – просто временами метал громы и молнии! При этом красота вердиевской музыки в его исполнении заставляла содрогаться от напора эмоций и удивляться, что они знают границы! Казалось бы, в те времена, что стоило взять женщину силой, заставить ее выйти замуж, запереть в четырех стенах? Но графу все-таки нужен был от нее эмоциональный ответ, он его жаждал, радовался возникающей перспективе ее согласия на брак. Так красноречивы были некоторые его  жесты в картине неудавшегося пострига: «Откуда взялся этот трубадур, он же должен был умереть от ран?» Или не совсем удачная попытка обнять Леонору, когда она обещает выйти за него замуж! «Наивный», – хочется сказать ему. Любовь всегда наивна! И это, точно, в плюс графу ди Луне, которого Верди захотел сделать более человечным, чем Гутьеррес.
Слушая сегодня Владислава Сулимского и Татьяну Сержан, я думала: «Они настоящие короли оперы. Их поразительная вокальная техника делает незаметными усилия по преодолению музыкальных сложностей в исполнении непростых певческих номеров, а красота тембра их голосов создает уникальную звуковую картину происходящего. Растерянность, удивление, возмущение, ревность, ярость – вот ясно просматриваемая палитра вокальных переживания персонажа Владислава Сулимского. И если ты – не Леонора, то ему можно посочувствовать. А еще спросить главную героиню: «И зачем тебе юноша, который мечется между тобой и мамой, и точно не знает, что ему важно!» Граф ди Луна это-то, как раз, определенно знает!
Татьяна Сержан (Леонора) всегда вызывает мое восхищение! И силой прекрасного сопрано, и великолепными низами, и умением спеть такое пронзительное пианиссимо, что сердце замирает. И это удивительное пианиссимо, которое слышно в каждом уголке огромного зала новой сцены Мариинки, с ее непростой акустикой, хотя некоторых солистов в нем и на форте не слышно! Округлые аккуратные верхи, нежные «плачущие», пульсирующие по уровню звука, легато страстных арий Леоноры, неистовые любовные излияния – вот еще один предмет моего восторга пением Татьяны Сержан. И, конечно, люблю дуэты Татьяны Сержан и Владислава Сулимского, чьи голоса так прекрасно звучат в операх Верди! Мягкие, сильные , богатые по тембру, объемные.
Любой спектакль о любви, почему-то всегда заставляет размышлять и о любви, и о себе. В этот раз подумалось, что самая мучительная из любовей – нереализованная любовь. Иногда все выеденного яйца не стоит. Пару недель или месяцев вместе – и понятно, что нет ничего общего, и лучше разбежаться. Но без этого – страданий на полжизни, а то и на всю! А, думая о себе, порадовалась, что не осталось у меня незавершенных любовных историй. Душа спокойна и радостна! А ведь могли остаться…
Понравился мне сегодняшний спектакль! Такой ладный! Даже мелкие огрехи его не портили! Ведь музыка была чарующая! Мелодии – неверояно прекрасные! Что скажешь? «Трубадур» – этот надолго! А, может, и навечно…
Овации после спектакля были впечатляющие! Занавес пришлось открывать второй раз уже при зажженном в зале свете. Татьяну Сержан, Владислава Сулимского, Нажмиддина Мавлянова приветствовали очень эмоционально, надарили много цветов! Один букет был очень необычный (Мавлянову) – фруктовый, со спелой клубникой!
Р.S. После спектакля не могли не пойти выразить восхищение солистам – Владиславу Сулимскому и Татьяне Сержан. Артисты были в приподнятом настроении, с их точки зрения, спектакль, похоже, тоже удался!
 


Рецензии