Иэн Гиллан. Окончание всем лучам

Проект: «В поисках новой, иностранной, незнакомой группы или исполнителя… (После 24-х любимых)».
 

Кандидат: Иэн Гиллан. Музыкант, состоящий из девяти лучей света…

Луч восьмой и последний: сольная карьера (1990 – по наши дни, включая первые самостоятельные пробы первой половины 70-х годов, выпущенные в 92-ом).

«Как так последний?» удивлённо спросите вы. «А где девятый?». А девятый, это благотворительный проект с лидером “Black Sabbath” Тони Айомми, состоящий пока из сборных песен разных лет (как Гиллана, так и Тони), где фигурируют одна-две новые, но полноценным альбомом это назвать никак нельзя… Так что, да, луч восьмой - последний…

Вспомним же, какие лучи были-то…

1) Начало музыкальной деятельности до группы “Deep Purple” (до 1969-го года).
2) Тройное участие в составе «Тёмно-Фиолетовых» (1969-1973, 1984-1989, 1992 - по наши дни, первое из которых, до сих пор является новаторским, прогрессивным и встречается во многих музыкальных учебниках, справочниках, да самоучителях!!!).
3) Участие в легендарной рок-опере Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» (1970, партия самого Иисуса!).
4) Джаз-арт-фьюжн рок-коллектив “Ian Gillan Band” (1975-1978, 3 альбома).
5) Хард-рок группа “Gillan” (1979-1982, всего 6 альбомов, но первый выходил только в Японии, а потом, с переработками его увидел и остальной свет, так что считается, что 5).
6) Участие в “Black Sabbath” (запись альбома “Born again”, 1983 и последующий за этим тур).
7) Работа с бас-гитаристом “Deep Purple” Роджером Гловером (альбом “Accidentally on purpose”, 1988).
8) Сольная карьера (и сольные альбомы).
9) Ну, и благотворительный музыкальный проект с лидером “Black Sabbath” Тони Айомми, под названием “Whocares” (2012).

Да, так всё и было. И всё это я неоднократно прослушал. Спасибо, Иэн… Пора поставить финальную точку…

Сольная карьера и сольные альбомы…

Как показала практика жизни, мистеру Гиллану очень мешал работать гитарист “Тёмно-фиолетовых» Ритчи Блэкмор, поэтому, не чувствуя больше вдохновения, в 1989-ом году, вокалист удалился подальше от “Deep Purple”, собрал свой собственный коллектив, но называть его никак не стал, а озаглавил просто – “Ian Gillan”. И это послужило началом сольной карьеры…

И стиль оставил прежним – хард-рок, с элементами хард-энд-хэви, то есть, изменив чистое звучание 70-х и 80-х годов, упростил мелодию, добавив современных (на тот момент) ноток, приблизив себя, тем самым, к молодым металлическим группам, коих в конце 80-х - было великое множество.

Но это был Гиллан. Не молодой уже, и далеко не "зелёный" музыкант на мировой сцене. Легенда рока. И такие простые песни от него, люди могли бы воспринять, как некую конкуренцию, если бы он был моложе. Но он таковым не являлся. А значит, от него требовали большего. Чего музыкант, явно, пока сам не хотел…

Однако его первый сольный альбом “Naked thunder” (1990) получился интересным, динамичным, ярким. Правда, песни одна похожа на другую и нету, по-настоящему выделяющихся шедевров, достойных мастера, но это неплохая запись… Работа не стала большой конкуренцией ни молодёжи, ни бывшим коллегам по “Deep Purple”, сочинившим новый альбом “Slaves and masters” (1990, явно стоящим выше товарища Гиллана и Ко), но заявила о Гиллане, как о сольном певце…
 
1. "Gut Reaction" – 3:46
2. "Talking to You" – 3:36
3. "No Good Luck" – 4:12
4. "Nothing but the Best" – 3:46
5. "Loving on Borrowed Time" – 5:04 (duet with Carol Kenyon)
6. "Sweet Lolita" – 3:50
7. "Nothing to Lose" 6:17
8. "Moonshine" (Gillan/Morris/Buckle) – 2:46
9. "Long and Lonely Ride" – 3:48
10. "Love Gun" – 3:29
11. "No More Cane on the Brazos" (traditional) – 8:13

От себя скажу, что диск мне понравился. Он ровный. Весь. А среди музыкантов хотелось бы отметить гитариста, аранжировщика и соавтора песен - Стива Морриса (не путайте со Стивом Морсом).

Видя, что первая работа не увенчалась успехом, Гиллан, вдогонку выпускает второй альбом “Toolbox” (1991), где, буквально в каждой песне (и я это подчёркиваю), специально берёт высокие ноты, демонстрируя всем, что он ещё силён, не стар и может петь, как настоящий, мощный рокер!!!.

1. "Hang Me Out to Dry" Ian Gillan, Leslie West
4:03
2. "Toolbox" 4:15
3. "Dirty Dog" 4:07
4. "Candy Horizon" 4:17
5. "Don't Hold Me Back" 4:37
6. "Pictures of Hell" 3:56
7. "Dancing Nylon Shirt (Part 1)" 3:39
8. "Bed of Nails" 4:25
9. "Gassed Up" 3:05
10. "Everything I Need" 3:50
11. "Dancing Nylon Shirt (Part 2)"

Но это не спасает положение, и работа пролетает мимо хит-парадов.

Однако скажу, что слушать её можно, что она не скучная, запись интересная и поклонникам Гиллана будет любопытно послушать, как товарищ берёт свои высокие ноты… Также, отмечу, что снова присутствует Стив Моррис, что даёт нам предположение о духовном контакте Гиллана с этим человеком… В музыкальных кругах – это важный фактор… Людям не всё равно бывает с кем и как работать… 

Итак, два сольных проекта пролетели мимо кассы…

От отчаянья Гиллан перебирает старые архивы и находит давно забытые свои первые начинания: попытку сочинения сказочного мультфильма “Cherkazoo” (ещё во времена своего первого пребывания в “Deep Purple”) и попытку записи своего дебютного сольного альбома (сразу после первого ухода из «Тёмно-Фиолетовых»). Видя, что ничего новое народу не особо интересно, он выпускает свои старые записи. Записи, которые считаются раритетными и ценными, так как заполняют пробелы и помогают достоверно описать историю жизни музыканта, как в составе великой группы, с которой он устроил мировой переворот, так и после его ухода из неё (э-э, первого ухода).

1. Intro (1:19)
2. Cherkazoo (Ian Gillan, Roger Glover) (2:04)
3. Monster in Paradise (Ian Gillan, Roger Glover, John Gustafson) (2:34)
4. The Bull of Birantis (Ian Gillan) (4:08)
5. Intro (2:16)
6. Hogwash (Ian Gillan, Roger Glover) (2:44)
7. Driving Me Wild [Take One] (Ian Gillan) (2:17)
8. Donkey Ride Dream (Ian Gillan) (2:24)
9. Trying to Get to You (Rose Marie McCoy, Charlie Singleton) (2:59)
10. Ain't That Lovin' You Baby (Jimmy Reed) (3:42)
11. Driving Me Wild [Fast Take] (Ian Gillan) (2:34)
12. Music in My Head (Ian Gillan) (4:47)
13. You Make Me Feel So Good (Ian Gillan, Dave Wintour) (4:41)
14. She Called Me Softly (Ian Gillan) (4:44)
15. Driving Me Wild [Take Three] (Ian Gillan) (3:13)
16. You Led My Heart Astray (Ian Gillan) (5:53)
17. A Little Share of Plenty (Ian Gillan) (7:05)
18. Night & Day (Ian Gillan, Dave Wintour) (5:32)
19. [Untitled Hidden Track] (2:49)

Ну, что тут скажешь… Гиллан – гений! Недаром, в 1972-ом году идеей этого мультфильма заинтересовалась великая студия «Уолт Дисней». Но передумала, как это часто бывает, и взялась за другой проект. А запись “Cherkazoo” – интересна не только тем, что здесь мы слышим молодого, да голосистого Гиллана, а тем, что мы застаём музыканта в самый золотой его период жизни. Участие в рок-опере, три великих, да переворотных альбома “Deep Purple” (догадайтесь сами, мол, какие. Шутка. Это "In rock", "Fireball" и "Machine head", конечно же). И вот проба мультфильма. Нескончаемый поток идей, мыслей да творчества, остановленный лишь уходом из великой группы… Но даже здесь, при попытке издания первого собственного альбома, мы видим, что Гиллан – мелодист, да всесторонне развитый музыкант, с красивым голосом, способный на эстрадные номера, джаз, фокстрот, да что угодно, лишь бы звучало! И это сильно, ибо у него получилось! Подчёркиваю: у него получилось! Остаётся только гадать, мол, почему он эту запись не выпустил в те годы. Наверное, помешало его возникшее решение покинуть мир шоу-бизнеса и музыки, и заняться отелями, да мотоциклами. Но хорошо, что сейчас, в 1992-ом году, он всё же решился на это.

Музыканты, которые ему помогали в записи – знакомые. Некоторых он позже возьмёт в свой джаз-арт-фьюжн рок-проект “Ian Gillan Band”. Вот-с… 

Я был поражён насколько весь этот альбом (состоящий из двух частей: отрывков из несуществующего мультфильма и первого сольного проекта), оказался таким слаженным, ярким, мощным и плавным, даже не всегда являясь чисто роковым. Гиллан – гений. И зря он держал такие красивые песни в столе. Они сильнее, чем его записи начала 90-х! Сильнее и лучше запоминаются! И их можно играть хоть в ресторане, на вечере «Открытого микрофона», потому, как они ярче металла, что он выпустил. Ярче!!!..

Ну, а песни… Хочу выделить все!!!.. Даже тройную версию “Driving me wild”, где каждая новая – отличается от предыдущей так, что не подкопаешься. Гений…      

От прошлого вернёмся к нашей истории… Итак, три работы выпущены (две новых и одна старая, раритетная), но былой славы, как не было, так и нет…

И тут, судьба даёт ему третий шанс обосноваться в “Deep Purple”. Ну, раз даёт, то упускать было бы глупо. Остывший Ритчи соглашается принять обратно своего неприятеля, и великий Гиллан снова в “Deep Purple”! В третий и последний раз! И хотя с Ритчи он вновь не смог сойтись, великому гитаристу улыбнулась фортуна – он встретил свою главную любовь жизни (Кэндис Найт) и участие в “Deep Purple” перестало играть для него важную роль. Он ушёл, возродил сначала “Rainbow”, а потом занялся с женой особенным музыкальным проектом, под названием “Blackmore’s Night” (который в будущем также надо будет изучать, будь неладна банда “Deep Purple” и все её, так называемые ветви! Шутка…). 

И всё! Гиллан лидер! Никто не мешает, ни с кем он не ссорится, не ругается. Всё дело было только в одном Ритчи! «Тёмно-Фиолетовые» находят нового, талантливого гитариста (Стива Морса), выстреливают мощным альбомом “Purpendicular” (1996), где особенно выделялись тексты песен вдохновлённого Гиллана, под слаженную музыку всей группы, и всё встало на свои места… У Иэна был контракт, деньги, концерты. По всему миру вновь гремела “Smoke on the water”, а сольные проекты он выпускал только тогда, когда хотел отдохнуть от шумного и динамичного “Deep Purple”.

Такой и оказалась работа, под названием “Dreamcatcher” («Ловец снов»), выпущенная в 1997-ом.

1. "Chandra's Coriander" (Gillan, Morris) – 5:24
2. "Prima Donna" (Gillan) – 3:59
3. "All in My Mind" (Gillan, Morris) – 4:15
4. "That's Why God Is Singing the Blues" (Corbett) – 3:33
5. "Gunga Din" (Gillan) – 2:50
6. "Hard on You" (Bloomfield, Gillan, Haze, Howard) – 4:45
7. "Sleepy Warm" (Gillan) – 3:56
8. "Country Mile" (Gillan, Morris) – 3:47
9. "You Sold My Love for a Song" (Gillan, Morris) – 4:04
10. "A Day Late and a Dollar Short" (Bloomfield, Gillan, Haze, Howard) – 4:26
11. "Sugar Plum" (Bloomfield, Gillan, Haze, Howard) – 4:54
12. "Anyway You Want Me" (Schroeder, Owens) – 3:42
Outtakes and bonus tracks
1. "High Ground"
2. "Sleepy Warm" (alternative version)

Тихая, спокойная запись, с мелодиями далёких, таинственных островов, приправленная красивым вокалом самого Гиллана, да гитарой старого приятеля – Стива Морриса.

Мне понравилось. Тут песни разных стилей, но чувствуется некая концепция общей тематики таинственных, далёких, райских островов. Мест, куда хочется больше всего на свете, чтобы отдохнуть от всех забот…
   
Ну, а следующего альбома – пришлось ждать о-о-очень долго. Аж, в 2006-ом году. То есть, спустя 9 лет после «Ловца». Видно, что, участвуя в “Deep Purple”, Гиллан теперь не спешил выпускать сольные проекты…

Ну, а тут был повод! “Gillan’s inn” (2006). 40 лет музыкальной карьере певца! И хотя, мы, русские, тут такое не празднуем, мол, цифра 40 и всё, что с ней связано мешает нормальному торжеству, англичане, видать, другой народ, и чихать хотели на предрассудки, приметы и прочее. Что ж… Каждому своё. Обвинять и предостерегать не будем. Лучше порадуемся. 40 лет на сцене… Поздравляем, сэр Гиллан! От души поздравляем…

1. "Unchain Your Brain" (Ian Gillan, Bernie Torm;, John McCoy) - 3:19
o featuring Joe Satriani, Don Airey & Michael Lee (original version from the Gillan album Glory Road)
2. "Bluesy Blue Sea" (Gillan, Janick Gers) - 4:27
o featuring Janick Gers (original version from the Gillan album Magic)
3. "Day Late and a Dollar Short" (Brett Bloomfield, Gillan, Leonard Haze, Dean Howard) - 5:12
o featuring Uli Jon Roth, Dean Howard, Michael Lee & Ronnie James Dio (original version from the Ian Gillan solo album Dreamcatcher)
4. "Hang Me Out to Dry" (Gillan, Leslie West) - 3:59
o featuring Joe Satriani & Don Airey (original version from the Ian Gillan solo album Toolbox)
5. "Men of War" (Gillan, McCoy) - 4:38
o featuring Steve Morse & Johnny Rzeznik (original version from the Gillan album Double Trouble)
6. "When a Blind Man Cries" (Ritchie Blackmore, Gillan, Roger Glover, Jon Lord, Ian Paice) - 4:21
o featuring Jeff Healey, Tommy Z, Jon Lord, Vasyl Popadiuk & Howard Wilson (original version from the Deep Purple album Machine Head)
7. "Sugar Plum" (Bloomfield, Gillan, Haze, Howard) - 4:54
o featuring Dean Howard, Roger Glover, Don Airey & Ian Paice (original version from the Ian Gillan solo album Dreamcatcher)
8. "Trashed" (Tony Iommi, Geezer Butler, Bill Ward, Gillan) - 4:07
o featuring Tony Iommi, Roger Glover & Ian Paice (original version from the Black Sabbath album Born Again)
9. "No Worries" (Gillan, Michael Lee Jackson) - 5:02
o featuring Jerry Augustyniak (previously unreleased)
10. "Smoke on the Water" (Blackmore, Gillan, Glover, Lord, Paice) - 5:48
o featuring Steve Morse, Johnny Rzeznik, Sim Jones, Ian Paice, Roger Glover, Robby Takac (original version from the Deep Purple album Machine Head)
11. "No Laughing in Heaven" (Gillan, McCoy, Torm;, Colin Towns, Mick Underwood) - 4:33
o featuring Don Airey, Roger Glover & Ian Paice (original version from the Gillan album Future Shock)
12. "Speed King" (Blackmore, Gillan, Glover, Lord, Paice) - 3:48
o featuring Joe Satriani, Don Airey, Rick McGirr & Michael Lee Jackson (original version from the Deep Purple album In Rock)
13. "Loving on Borrowed Time" (Gillan, Steve Morris) - 5:37
o featuring Steve Morris, Steve Morse, Uli Jon Roth, Howard Wilson, Jaro Jarosil, Nick Blagona & Mary Jane Russell (original version from the Ian Gillan solo album Naked Thunder)
14. "I'll Be Your Baby Tonight" (Bob Dylan) - 3:03
o featuring Joe Elliott, Ron Davis, Redd Volkaert, Charlie Quill, Mickey Lee Soule & Howard Wilson (previously unreleased cover version of the Bob Dylan classic)

Deluxe Tour Edition bonus tracks
1. "Demon's Eye" (Blackmore, Gillan, Glover, Lord, Paice) - 4:40
o featuring Jeff Healey, Jon Lord, Michael Lee Jackson, Rodney Appleby & Michael Lee (original version from the Deep Purple album Fireball – inserted at track 10)
2. "Can I Get a Witness?" – previously unreleased cover version of the Marvin Gaye song (only included in error on rare early pressings)
3. "Have Love Will Travel" (Richard Berry) - 3:40
o featuring Randy Cooke, Michael Lee, Dean Howard & Joe Mennonna (live at House of Blues, Anaheim, CA 14 Sep 2006)
4. "Wasted Sunsets" (Blackmore, Gillan, Glover) - 4:04
o featuring Randy Cooke, Michael Lee, Dean Howard & Joe Mennonna (live at House of Blues, Anaheim, CA 14 Sep 2006)

Все вещи были сыграны и спеты по новой, уже далеко немолодым Иэном и Ко, но скажу, что лидер “Deep Purple” не испортил их, что он ещё живая рок-легенда, способная "зажечь". Отдельное спасибо хочется сказать Тони Айомми и гитаристу Янику Герсу, которые не только в прошлом играли с Гилланом, но и пришли сейчас, в 2006-ом году, поддержать его и сыграть те же вещи, где они участвовали раньше, по новой. Спасибо им!.. Запись получилась неплохой. Забавно, что Иэн слегка подурачился и даже исполнил одну из известных песен Боба Дилана “I’ll be your baby tonight”. Вышло забавно…

Ну, и завершает сольную карьеру (на данный момент) запись – “One eye to Morocco” (2009).


1. "One Eye to Morocco" (Gillan/Morris) – 4:05
2. "No Lotion for That" (Gillan/Morris) – 3:11
3. "Don't Stop" (Gillan/Appleby) – 2:35
4. "Change My Ways" (Gillan) – 3:26
5. "Girl Goes to Show" (Gillan/Morris) – 3:59
6. "Better Days" (Jackson) – 4:07
7. "Deal with It" (Gillan/Morris) – 3:44
8. "Ultimate Groove" (Jackson) – 3:48
9. "The Sky Is Falling Down" (Gillan/Morris) – 4:09
10. "Texas State of Mind" (Jackson) – 3:49
11. "It Would Be Nice" (Gillan/Morris) – 3:10
12. "Always the Traveller" (Gillan/Morris) – 3:17
13. "Lonely Days" (bonus track)
14. "She Thinks It's a Crime" (bonus track)


Вновь тихие песни. На этот раз африканские мотивы (путешествовать Гиллана потянуло). Вновь старый товарищ – Стив Моррис, который участвовал во всех сольных проектах певца. Вновь необычные аранжировки. И вновь просыпающееся у меня желание изучать эту запись годами. Чуть-чуть сейчас, чуть-чуть потом, через год, два. А это - зачёт.

Зачёт. Ни один из альбомов Иэна не показался скучным, вялым, неинтересным, нудным. Ни один! Это большой плюс музыканту. И “Deep Purple” тут ни причём. Ведь в сольной карьере он может делать, что хочет. Но у него получается! И это факт! Певец от бога, которого приятно слушать, переводить, учить наизусть, пытаться петь… И этим сказано всё!

Уверен, что в будущем, к его сольным проектам ещё вернусь. Ведь не наслушался пока до опупения, чтобы сказать твёрдо, что знаю всё. А хочется…

Спасибо, Иэн, за интересное знакомство. Было очень приятно… Ты не просто голос и слог “Deep Purple”, ты МУЗЫКАНТ с большой буквы…

Конец всем девяти лучам…

Кандидат прошёл проверку, став 25-м лучшим иностранным исполнителем…


Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт. 


Рецензии