Папа живой, не на фотокарточке. дети войны

     Мои  родители  поженились  совсем  молодыми   учителями  сельской  школы  до начала  Великой  отечественной  войны.  Папу       призвали  на  фронт  в  1942  году.  Мама  провожала  его  из  города  Аткарска  Саратовской  области,  где  формировалась   дивизия, под  форменную  одежду зашила  молитву  «Живые  в  помощи» или   псалом  90.  Возможно, он  с  этими  молитвами   выжил  в  кровавой  войне.
    Папа участвовал в трех  упорных боях  за освобождение  Харькова. Город  освободили от фашистов,  как  память,   сохранились  четыре   фотографии  от  24  февраля  1943  года  из освобожденного города, на первой - он  в  полушубке, на  второй -  держит  на  прицеле  фрица, на третьей - стоит  в  офицерской  форме, на четвертой - сидит в  той  же  форме.  Все  фото  у одного   дерева,  на  обороте фото папиной  рукой в один день написаны два письма  с фронта  маме и  мне.  Письмо  маме:  «Верик! Пусть  эта  фотокарточка    будет  тебе  напоминанием,  что  у  тебя  есть  муж,  который  находится  в  боях  за  Родину.  Павел.  24 февраля  1943  года. Харьков». На  второй фотографии  письмо  мне. «Эличка!  смотри  на  своего  родного  отца и  не  забывай  его.  Папа.  24 февраля  1943 года.  Харьков». 
     Я  в  то  время  была  совсем  маленьким ребенком.  Мама и ее сестра, с  детьми  на  руках,  вернулись  к  нашей бабушке Евдокии  в  маленький  поселок Грабенко,   чтобы  выжить, сохранить нас, своих детей. У  мамы (Веры Степановны)  я  была  одна,  у ее сестры (Анны Степановны)  двое  моих  ровесников  Володя  и  Галя,  и  похоронка  на  мужа.  Наши  мамы  были постоянно заняты,  с утра  уроки в  школе,  потом  работа  на  ферме или в поле с колхозниками,  собирали  колоски  в  том  же поле с учениками после  покоса.  Мы  на  попечении  бабушки  Дуни,  но  и  она  работала  в  колхозе. Взрослые обрабатывали  большой бабушкин  огород.  А  за  печкой сидела слепая  прабабушка  Настя.  Мы  постоянно  забирались  к  ней, слушали ее сказки, рассказы   о  гражданской   войне, которая происходила  на  ее  глазах,  тогда  она еще была зрячей,  слушали  ее  журчащий  голос.  Она  гладила  нас ласково  по  головкам, и мы часто  засыпали  возле  нее.  Она  и  была  нашей  нянькой  большую  часть дня.
   Пол  бабушкиной  избы  был  земляной.  Летом  его  устилали  травой,  от  нее исходил  аромат  луга,  зимой  траву  заменяла  солома,  от  нее  шло  тепло.  Мы  постоянно  кувыркались  на  полу  в  теплое  время  года.  Зимой  печку  топили  соломой  и  хворостом, они тепла  давали мало,  поэтому в  морозы   часто  сидели  на  печке  с  бабушкой   Настей.
   Коровы у бабушки не  было,  давала  молоко  коза  Белка.  Ее  мы    любили, ласково   называли   Белочкой.  Но  с  произнесением  буквы  «л»  были  проблемы.  А  коза  понимала  нас  и  всегда  шла  на  наш  зов.  С  большого бабушкиного огорода взрослые убирали  картошку,  сахарную  свеклу, тыквы,  лук,  половина  огорода  засеивали  просом.  Свеклу  бабушка  вялила  в  печке. Она была для нас привычным лакомством.  Пили  компот  из  сухих  яблок.   Как и   взрослые,  ели  суп    из  пшена и  картошки, иногда  с  маслом,  пшенную тыквенную  кашу. Пшено взрослые  вручную  перетирали из  проса.  Когда  успевали   все  делать,  не  запечатлела    детская  память.
  Незабываемым  событием  стало  возвращение  папы  с  фронта  в  1944  году, после ранения. В избу вошел  молодой  красивый  офицер  с  улыбкой  на  лице,  посмотрел  на  меня  и  радостно  сообщил,  что  он  мой  папа. Хотел  взять  меня  на  руки, а  я  недоверчиво  посмотрела  на  него и  объяснила,  что  мой  папа  на  фотокарточке,  показала  на  ту, что висела  на  стене, ее  он и прислал   с  фронта. Папа  достал  из  кармана  брюк  галифе  несколько  конфет  и  дал  их  мне.  Я  не  знала,  что  это  такое,  спросила у него. Папа еще раз улыбнулся и сказал: «Кушай, дочка конфету, она сладкая, тебе обязательно понравится».  Я впервые в жизни засунула  в  рот конфету, сладкая подушечка из папиного кармана  мне очень понравилась, по  вкусу она напоминала  бабушкину  вяленую  свеклу. И папа живой мне очень понравился.
   Я  радовалась  встрече  с  живым  папой,  а  не  на  фотокарточке,  первой   в  жизни  конфете.  Подошли  Володя  с  Галей.    Мы  вместе пробовали на вкус конфеты и  разглядывали  фотографии  на  стене.  Оказывается,  мой   живой   папа   похож  на  того,  что   на  фотокарточке.  Скорее  бы  вернулся  с  войны папа  Володи  и  Гали,  но  на  фото  он, почему-то,  в  черной  рамочке.
                Декабрь  2017 года. 


Рецензии