Как Егорша с Фимкой на девок гадали..

 Приезжая к дедушке с бабушкой в зимние каникулы, мы катались с горки - домой прибегали все в снегу, одежда в обледенелой корке и - к телевизору. Дедуля ворчал, мол одно баловство на уме, бабонька заступалась, а что им ещё делать, ребятишкам, пусть бегают, пока маленькие.  Дед по привычке, мы мол ране-то, а они сейчас…  Бабонька смеялась:
 -А расскажи-ка дед, как мы озоровали…. Все святки, начиная с Рождества и кончая Сочельником  и Крещением колядовали бегали, взрослые вместе с ребятишками  катались с горок, пели и плясали, по гостям ходили, ворожили да гадали.
-А ещё помню, Фимка одевался медведем, шубу выворачивал вверх мехом, на лицо  маску одевал, а мы палками его гнали. В чужой двор забегал,  мы за ним по кругу, нечистую силу изгоняли, кричим, палкой о железную  банку бьём, Ванька на гармошке играет, Егорша на балалайке. Потом нас в дом приглашают и кто-то из нас кричит, мол, благослови этот дом и всё что в нём, зерно рассыпали. Гостинцы то нам все давали, мы уж знали где что подадут. Помню Вавил Евлампиевич всегда бражку наливал, так мы сначала к нему, подзаправимся и потом дальше колядовать,- смеялся дед.
-Вот когда правда-то открылась, а мы-то с девками думаем  где это вы пьёте?
-А попробуй не дай, живо поленницу развалим, - молодцевато   подбоченился дед  Сергей.
-Да, да, - кивает бабушка, - было так, кто не даст гостинцев - поленницу разваливали или трубу печную затыкали.
      Дедушке понравилось вспоминать, он словно  пятьдесят годков скинул, глаза загорелись, посматривает на бабушку с хитринкой:
-А девки-то у нас всё гадали, богатых женихов им  надо было.
-Это мы-то гадали? А сами-то? Забыл что ли? «Богатых нам надо...» А  вам только красивых подавай. Расскажи-ка внукам, как вы с парнями гадали. Всё им Василису надо было! Как же - она же первая красавица, коса до пояса, платья невиданной красоты. Да с  богатым батюшкой что же не одеваться и красоваться?
Бабушка стала рассказывать, а дед рукой махнул, разве бабушку остановишь?
-Парни-то обычно у Федяни собирались - вот дед ваш, Сергей, да Фимка, (дед Ефим, что через дом от нас живёт) и ещё  Егорша Петрухин. Сидят, болтают всякую ерунду, а сестрёнка Федяни, Варька,  в ту пору ей лет, эдак, семь  было, сидит себе на печи, в куклы играет, да их россказни слушает. Вот и сообщила она нам, что де парни-то гадать  на девок собрались. Мол сокрушались, что не знают как гадать, а Фимка  предложил, кто из девок первая зайдёт в дом утром в  Рождественское утро, та и женой будет.
       Мы быстренько смекнули и распределились кто из нас  куда зайдёт. Настёна - к Федяне, Дуняша - к Фимке, Татьяна давно по Егорше сохла, ну а мне вот ваш дед всех больше нравился. И прибежала я утром к ним в дом. Все за столом сидели, завтракали, дед  ваш аж рот открыл от испугу, поперхнулся…   Я у его отца дратву попросила, мол тятенька послал, валенки починить надо.
      К вечеру прибежала Варька, сообщила последние новости.  Удивлены парни-то, Федяня вроде доволен, Егорша с Фимой молчат, а дед ваш  возмущается, ерунда мол эти гадания.
     Мы  наказали Варьке  подсказать парням, мол от бабушки старой слышала, что самое верное гадание прийти в пустой полуразрушенный дом  ровно в полночь и спросить  во весь голос, как невесту будут звать.
      А сами оделись потеплее и пошли к разрушенному дому, один у нас такой в деревне был, не ошибёшься, спрятались. Намёрзлись конечно, зуб на зуб не сходится, Настя  чуть не плачет, хотела домой убежать, да вдруг  шаги… Идёт кто-то, только снег поскрипывает под ногами. В щелку глянули - Егорша.  Громко спрашивает, как невесту будут звать. А я закрыла рот варежкой и  глухо так отвечаю - Татьяна. Ну так они по очереди и подходили. Каждому  невесту назвала.
   Бабонька смеялась, а дед хмурый сидел. А куда деваться? От правды-то не спрячешься.
  - Варька снова назавтра бежит к нам с новостями. Егорша уже не сопротивляется, мол судьба видно Татьяну сватать, Фима тоже разговоры  ведёт, мол Дуняша вроде ничего, Фёдор молчит. А дед-то ваш, полюбуйтесь на него, громче всех кричит, что ерунда всё это и никогда то он на этой Лизке не женится, это значит  на мне-то. Конечно, Василиса-то красивее и богаче. На неё всё зарился. Что там Лизка?
-Да ладно тебе с этой Василисой, никто и не зарился, - дед закурил и ушёл в закуток, за печку. Не нравились ему эти воспоминания. А мы загорелись, так захотелось дослушать, что же дальше было. Жалко деда, а всё равно расспрашиваем бабушку.
-А что дальше-то? Варьке сообщаем, мол в баньке гадать самое точное гадание. Зажигаешь две свечки, садишься у окна и смотришь внимательно и долго,  думая о том, кто женой или мужем будет – он в окошке и появиться.
      К вечеру Варька прибежала, мол банька сегодня у Егорки топлена и они будто туда собираются.
      Мы как всегда, на посту. Смотрим - свечка зажглась. Пора. К баньке  огородами пробрались, в снегу по пояс, смотрим в окно, у свечек Фёдор сидит, мы хохотать, остановится не можем. Это так забавно было. Ну, толкаем к окну  Настёну. Фёдор аж соскочил со скамейки, не ожидал  «невесту» в окно увидеть. Потом Фима садится на его место.
      А мы так увлеклись, да хохотали ещё, что не заметили, как кто-то к нам подкрался. А это  Егорша с вашим дедом. Как схватили нас за воротники, как заругались, мол сколько можно нас за нос водить. Да потом ещё на Варьку насели, та и созналась во всём.
       Ну ничего, Егор уже в этот же вечер пошёл Татьяну домой провожать. На Масленицу свадьба была. Фима с Фёдором  дольше раздумывали, но лучше Настёны и Дуняши не нашли. А ваш-то дед ни в какую не хочет со мной дружить. Смотри-ка, Василиса ему свет затмила.
-Да ладно тебе, бабка, какая там Василиса, она уж давно просватана была за городского, зачем она мне?- оправдывался дед.
- Помолчи. Василиса и есть Василиса. И век бы мне, ребятки,  в девках сидеть, да посватался ко мне из соседней деревни парень. Красавцем-то вроде и не назовёшь, но справный такой, рослый, из крепкого хозяйства, работящий.
- Ты скажи внукам-то, что хромоват он был и конопат, - добавил дедушка.
-Ну и что? С лица воду не пить. Думаю, без любви, зато в богатстве. А дед-то ваш как услыхал, что  меня просватали, так назавтра собрал всех своих дружков и свататься ко мне прикатил. Я дала согласие.
-Василиса отказала, вот я к тебе  и посватался,- добавил «перчика» дед, решив  отомстить бабушке за её ревность и засмеялся.
     А бабушка уже и не ругалась на него, а приобняла за плечи и  медленно перебирала на его голове седые волосы.
-А тому жениху отказала?- спрашиваем мы.
-Отказала, ребятки, что поделаешь, любовь-то не картошка, не выбросишь в окошко.
     Вот такие у нас  бабушка  и дедушка были.  После этих  воспоминаний мы ещё больше их любить стали. А через несколько лет приезжали к ним на Рождество и сами ворожили, невест и женихов  нагадывали. Может и неправда, но весело и интересно.

Фото автора.
Рассказ был опубликован в газете "Алапаевская искра"
 Один из 37 рассказов, которые вошли в сборник "Судьба... судьбинушка",
изданный в 2015 году ООО "Сампринт" г.Москва в количестве 40 экземпляров.
   
               


Рецензии