Таинство адыгского ножа

В наши дни мало кто слышал о традиционном адыгском ноже. Одни уточняют, идет ли речь о кавказском ноже или абхазском. Другие сомневаются, а было ли такое оружие у адыгов, вообще. Полагают, что адыги-воины, адыги – князья, уорки располагали целым арсеналом военного снаряжения, и поэтому зачастую считают, что в каком-то простом ноже они не нуждались.
Упоминания о ноже, которым адыги пользовались во время трапезы, часто встречаются в записках или описаниях иностранных путешественников и исследователей разных эпох. Таким ножом гость отрезал себе кусок баранины за столом в кунацкой, после того, как один из старших передавал ему нож во время обряда, как отмечается в исследовании Жан Батиста Тавернье (1), посетившего Черкесию в 1638-1643 гг. Бесспорно, передача ножа означало молчаливое разрешение старших испробовать угощение. Ножами резали жертвенных животных во время религиозных жертвоприношений, как описывал Теофил Лапинский (1857-1859 гг.) (4):
«После того как собрание приблизительно в течение четверти часа повторяло и пело за стариком молитвенные слова, стало сразу тихо; старик надел свою шапку на голову, что проделали за ним все мужчины, повернулся к стоящему около него справа мальчику, взял нож с доски, повернулся ко мне и кивнул мне подойти поближе; затем он дал мне в руку нож, который я должен был передать моему соседу, этот — стоящему около него и так далее. Нож быстро переходил из рук в руки и возвратился после того, как все мужчины прикоснулись к нему, опять назад к старику, который взял теперь чашу из рук слева стоящего мальчика и сделал знак, чтобы ему подвели первое жертвенное животное. Шесть здоровых парней повалили молодого быка перед серединой каменного алтаря на землю и держали его так, пока старик, бормоча все время слова «Tha! Tha!» и т.д., разрезал ему горло и нацедил кровь в чашу. Тогда убитое животное было убрано, и после того, как другие три быка таким же образом пали под жертвенным ножом, животных потащили к кострам, где занялись их приготовлением».
Не секрет, что передавая ритуальный или «жертвенный» нож из рук в руки, адыги относились к нему как к сакральному предмету и делились через него своей силой, решимостью, силой духа.
Известно также, как описывает  Иоганн Бларамберг (1830 г.) (2), что «черкесы, между прочим, носят в дополнение к своим кинжалам на поясе маленькие ножи. Кинжалы никогда не применяются для приема пищи, а вот эти маленькие ножи служат одновременно как для нарезания пищи, так и для бритья голов».
Изготовляли такие ножи местные кузнецы. Как отмечает в своих заметках Карл Пейонсель (3), пребывавший в Черкесии в 1750-х годах, рукоятки и ножны для ножей делали из рогов диких баранов.
В чем же таинство адыгского ножа? Да и что это за оружие такое? Было ли оно для адыгов оружием или просто обычным предметом обихода в быту? Каковы сегодня размеры и параметры, которые должны быть учтены при изготовлении традиционного адыгского ножа?
На все эти вопросы отвечает известный кузнец из Адыгеи, мастер по изготовлению традиционных ножей, кинжалов, шашек и сабель Арсен Хашхожев.
«Адыгский нож можно отнести к общенародным, поскольку основные составные части схожи с ножами других народов. Так, у всех похожи формы рукояти, форма клинка. Такие же в Европе, на Востоке - в Китае и Японии, Манчжурии, Бурятии, Монголии. В основном, такой нож имеет прямой клинок. Как правило, это самая практичная форма, она зарекомендовала себя столетиями. Единственно, что отличается, - это форма кончика ножа, она может меняться и то немного.  Но, в основном, все так называемые народные ножи похожи между собой.
Для такого ножа характерно то, что спуск в нём, то есть клинок в поперечном срезе, выглядит как пирамида вниз острием, в вернее, как прямой конус. Затем следует оковка в том месте, где клинок соединяется с рукоятью. Она делается для того, чтобы основание рукояти не разваливалось и не трескалось в том месте, где клинок переходит в рукоять.
В принципе, эта же форма ножа бытует у адыгов давно, поскольку является самой практичной. Почему? Потому что, например, при забое скота, если спросить любого, кто занимался этим, такой нож становится универсальным. Его практично использовать как для забоя скота, так и для свежевания и разделки туши, нарезки мяса и т.д. Весь секрет универсальности такого ножа именно в форме его клинка. Прямая форма, она самая удобная, не специализирована под что-то отдельное, поэтому подходит под разные операции.
Если говорить о размерах, то они бывают разные, и заказывают нож в зависимости от назначения самого клинка. При этом средняя длина лезвия – 140 мм. Но, вообще, клинки идут от 90 мм до 170 мм, максимум. Если брать именно адыгские ножи, то нож с клинком длиной в 170 мм – это очень большой нож. А в среднем ходовой размер– 140-150 мм.
Заказать современные адыгские ножи можно у нас в Адыгее, в Кабардино-Балкарии у мастеров кузнечного дела Анзора Гетажеева, Залима Шаова. Ювелиры Муса Альмов, Залим и Аслан Тумовы, Заур Лакунов, Алим Долов и Хасан Тохов украшают клинки серебром и чернят.
Конечно, если человек не знаток, для него все ножи будут одинаковы. И надо признать, что, если кавказский, адыгский и абхазский ножи практически сходны, то так называемый карачаево-балкарский нож на них не похож тем, что у него есть «пятка». То есть, когда смотришь со стороны режущей кромки клинка, перед рукоятью делается тупье размером в 5 мм, такой небольшой переход между рукоятью и лезвием. А у адыгского ножа нет такой «пятки». Рукоять идет конусом. Это и на шашках, и на малых ножах. В принципе, как у японских, китайских и корейских клинков. Хвостовик идет как продолжение конуса ножа и переходит на рукоять в такой же форме.
Мы сегодня свои ножи называем адыгскими. И это название неголословное. То, что мы производим, воссоздано по археологическим находкам и старинным фотографиям. В Кабардино-Балкарии есть историк, работник музея Темболат Керефов, он собрал информацию об адыгском ноже и подробно её изучил. Он располагает богатым историческим фотоматериалом, который для нас, мастеров, служит основой для производства, а для всех остальных неопровержимым аргументом реального существования адыгского ножа».
Легкий на вес, эстетичный на вид, с острым клинком, универсальный и практичный в применении, он сразу становится незаменимым. Да, если полагаться на записки путешественников и исследователей разных эпох, то в свое время в Черкесии без ножа не обходился ни один мужчина ни в походах, ни в быту, ни при ритуальных жертвоприношениях. Даже у черкешенок были свои ножи и кинжалы.
Сегодня, казалось бы, у современных адыгов нет жизненной необходимости иметь конкретно адыгский нож. Многие обходятся перочинными ножами самых разных видов и размеров, включая швейцарский. Однако адыгский клинок, изготовленный современными мастерами-кузнецами по старинным технологиям, ни в чем им не уступает. Он универсален и подходит для самых разных случаев, и, прежде всего, в повседневной жизни, при резке мяса и других продуктов. Он легко заменит охотничий и туристический виды ножей на охоте и в походах. А благодаря своему твердому клинку и конусовидной форме острия, он может оказаться гораздо практичнее швейцарского складного мультиинструментального ножа, особенно в горах.
И хотя у многих народов мира не принято дарить холодное оружие, адыгский нож был и остается достойным и благородным подарком, за который никогда не жалко заплатить. Разумеется, при этом стоит помнить о правилах пользования ножом в повседневной жизни и руководствоваться законами в отношении его применения.

Библиография:
1. Жан Батист Тавернье. «Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет...», т. I. Гаага, 1718 — перевод с французского Е. С. Зевакина. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
2. Иоганн Бларамберг (1830). Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. М. Изд. Надыршин. 2010
3. Карл Пейонсель (был в 1750-е). «Трактат о торговле на Черном море», ч. I. Париж, 1787 — перевод с французского Е. С. Зевакина (публикуется впервые. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик. Эльбрус. 1974
4. Теофил Лапинский (Теффик-бей 1857-1859). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Описание очевидца Теофила Лапинского (Теффик-бея) полковника и командира польского отряда в стране независимых горцев. Нальчик. Эль-Фа. 1995

Автор: Фатима Теучеж
/Опубликовано в журнале "Лица" (Декабрь 2017 г.) Медиа Холдинга NatPress/


Рецензии