Сантехник из Новосибирска

История эта случилась, аж в 80-е годы уже ушедшего столетия, когда рубль был крепким, а дефицит тотальным. Но речь не об этом.  Ездил я тогда, молодой инженер, в командировку в столицу одной из автономных республик в составе РСФСР. Внедрял проект, разработанный нашим НИИ. Проект этот был никому на дух не нужным, но внедрял. И вот как-то выпала моя командировка на жутко холодный декабрь месяц. Умудрённый печальным опытом соседства с храпунами, я заранее приготовил шоколадку для администратора, но в этот раз с выделением одноместного номера вышла осечка. Администратор, с благодарностью приняв шоколадку, сообщила, что в гостинице аврал – крупный заезд представителей местной народности на конференцию передовиков животноводства. Все места забиты, и она может меня поселить лишь в 4-х местный номер. Правда, есть свободные одноместные номера, которые расположены в северной части гостиницы, но по причине холода из-за не работающих там батарей, они туда никого не селят. Пришлось селиться, куда направили.

В гостиничном номере сидели двое мужичков. Их внешний вид меня немного обнадёжил – с такой комплекцией обычно не храпят. Но через некоторое время в номер зашёл четвёртый постоялец – местный аксакал в причудливой национальной одежде. Когда дедок стал рассупониваться, гремя орденами на праздничном пиджаке, мы все невольно повели носом. Дух ещё тот. Но когда он стал разуваться, я понял, что вынести это выше моих сил. Сдерживая дыхание, я вышел из номера и направился к коридорной. Та объяснила, что переселить меня не проблема, но аксакалы только начинают заселяться и потому ситуация может повториться и в другом номере. Подумав, что холод всё-таки лучше невыносимого запаха, я выпросил одноместный номер на неотапливаемой стороне.

Причина же холода в номере была банальной. С этой идиотской конструкцией установок батарей отапливания я был уже знаком. Какой-то умник спроектировал (видимо для жёсткости) перемычку между входящей в батарею и выходящей из неё трубами и, когда батарея оказывалась завоздушенной, то горячая вода проходила по этой перемычке, не заходя в батарею. В результате при горячей трубе, идущей с этажа на этаж, сама батарея оставалась холодной. Тепло же от тонкой трубы практически ничего не даёт. Вот такая ситуация и сложилась в тот раз. И, если на южной стороне в прошлом году на всех батареях четырёхэтажной гостиницы поставили кран Маевского (устройство, при помощи которого выпускается воздух), то до северной стороны руки не дошли. Тепло лишь в номерах верхнего этажа, где краны Маевского стоят изначально. Всё это мне рассказала дежурная по этажу и выдала второе одеяло, чтобы я совсем не окочурился в холодном номере.

В номере, уставший с дороги, я залез под два одеяла и заснул сном младенца. Ночью же, проснувшись от жуткого дубака и не совсем понимая, что делаю, я в отчаянии начал трясти холодную батарею. Вдруг раздался сухой треск и сварка в месте вхождения трубы в батарею лопнула. Свист от выходящего воздуха вскоре сменился бульканьем тонюсенькой струйки ржавой воды. Я заметался по номеру в поисках какой-нибудь ёмкости или хотя бы тряпки, но неожиданно струйка иссякла и течь прекратилась – тончайшую щель забила ржавчина. Буквально через несколько минут от чугунных батарей пошло живительное тепло.

Когда утром я свеженький и выспавшийся выходил из своего номера, дежурная на меня посмотрела с удивлением. Вечером же, когда я брал ключи уже у другой коридорной, та меня спросила: каким образом я мог наладить тепло в своём номере? Пошутив, что мне, сантехнику со стажем, всё нипочём, я отправился в свой номер отдыхать, но отдохнуть не пришлось. Постучавшись, в номер вошли дежурная по этажу и пожилая суровая тётенька из местной народности. Оказывается, вчера она, возмутившись поведением своих слабых на передок соседок по номеру, прибывших оттянуться на конференцию местных передовиков, также, как и я, выпросила себе одноместный номер на северной стороне и от холода простучала зубами всю ночь.

Женщина попросили меня наладить тепло и в её номере. Как я ни отбивался, ничего не помогало. «Молоденьким, небось, сразу помогли бы», – укорила меня пожилая тётенька. Пришлось пойти к ней в номер. Попросив постоялицу запастись тряпкой и ведром, я приступил к процессу, но как бы я не тряс батарею, толку не было. Наконец, разозлившись, я рванул её посильней, и всё повторилось. Струя, правда, была посильнее, но и она скоро затянулась ржавчиной.

На другой день вечером, увидев меня, возвращающегося в свой номер, меня окликнула дежурная по этажу и протянула бутылку коньяка с мощным синим штампом гостиничного ресторана на этикетке. Это был презент от тётеньки, которую я спас от холода. Взяв бутылку, я увидел, что в холле сидят два молодых потомков воинов Чингисхана, а когда они подошли ко мне и стали просить запустить тепло и в их номере, то понял что слух о сантехнике из Новосибирска, умеющего запускать тепло в холодных номерах, уже распространился по гостинице. Отмахиваясь от наседавших, я закрылся в своём номере и не стал отзываться на настойчивые стуки.

Наутро рядом со столиком коридорной меня ожидал  «коллега» – гостиничный сантехник. Мужчина попросил научить обращению с холодными батареями. Делать нечего. Прошли в пустующий номер, и я продемонстрировал ему нехитрую технологию. На этот раз всё прошло даже очень лихо. Мужчина почесал затылок и пошёл брать санкцию к директору гостиницы – мало ли что может случиться, ведь батареи давние и уже порядком проржавели.

Прошло ещё пару дней, сантехник не спеша «запускал» батареи в других номерах, моя же командировка закончилась, настало время собираться домой. Услышав какой-то шум, я вышел в коридор гостиницы и буквально столкнулся с несущейся с ведром дежурной, а в конце коридора увидел какую-то суету. Подойдя, выяснил, что при очередном «запуске» мужик перестарался и свернул трубу. Хлестала горячая вода, народ по цепочке передавал вёдра с кипятком, которые выливали в ванную. Вскоре отопление перекрыли, прибыла «аварийка», я же быстренько сдав номер, отбыл в аэропорт, где и просидел несколько часов в ожидании рейса. Чем всё это закончилось, не знаю, так как эта моя командировка  в один из городов одной из автономных республик в составе РСФСР была последней.


Рецензии