Ч. 27 Ваше нищенское благородие

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/12/15/1605

Сознание священности воинского долга и чести воспитывалось у русских офицеров с младых ногтей, с кадетского корпуса. Но представлять всех царских офицеров рыцарями без страха и упрёка, поручиками Голицыными и корнетами Оболенскими – глубокое заблуждение. Оставим его неисправимым романтикам.

Среди офицеров хватало всяких. Конечно, в те далёкие времена ещё не было генералов-дирижёров и певцов в форме морских офицеров, увешенных орденами и медалями так, как будто они в одиночку выиграли третью мировую войну, и морские кортики каким-то государственным тёткам не раздавали.

Композитор с мировой славой в чине лейтенанта, правда, был, но чин этот  он выслужил на палубе военного корабля, а, не подпрыгивая на сцене в такт «мыслям-скакунам».

Офицерский состав пополнялся за счёт унтер-офицеров и выпускников кадетских корпусов. В России офицеров никогда не баловали денежным содержанием.
 
Молодой офицер, чтобы жениться, должен был иметь какие-то дополнительные доходы, потому что на деньги, которые он получал, обеспечить достойное существование жены и детей было невозможно, а позорить офицерское звание нищенской жизнью семьи он не мог.

Денежное содержание русского офицера было значительно меньше, чем у англичанина или француза в таком же звании и с такой же выслугой лет. Эту традицию в России бережно сохраняют: сумму пенсии, которую получают наши офицеры, стыдно назвать иностранцу.

Русские морские офицеры стеснялись порой пригласить к себе на корабль коллег с иностранных судов, чтобы не позориться рваной клеёнкой в кают-компании или какими-либо иными деталями быта.

Рассказы о том, что каждый русский офицер был помещиком, имел крепостных или недвижимость, не более чем миф. Подавляющее большинство жило только на офицерское жалование, в постоянной нужде, побуждавшей молодых офицеров искать дополнительные доходы.

Конечно, офицерское содержание с денежным содержанием нижних чинов сравнивать не приходится. Так к нижним чинам власть имущие вообще относились, как к скоту, впрочем, не забывая восхвалять высокие моральные и физические качества русских солдат и матросов, якобы превосходящие все другие нации.

Жизнь офицерских семей всегда была на грани нужды, а уж излишеств там точно не было. Это, конечно, не относилось к узкому кругу подкармливаемой военной верхушки. Такое положение никогда не менялось.

Постоянная нехватка денег провоцировала отцов-командиров заниматься «благоразумной экономией» и «безгрешными доходами». «Благоразумная экономия» была, если называть вещи своими именами, банальным воровством денег, выделявшихся на отопление, освещение казарм, на обмундирование и продовольствие солдат.

К «безгрешным доходам» относилась продажа на сторону муки и крупы, которые положено было выдавать жителям, принимавшим на постой солдат, у которых те столовались. Воровством в офицерской среде это не считалось.

Обычно фельдфебелю офицер давал команду напоить старосту деревни, и тот под пьяную руку подписывал справку, что все жители деревни исправно получили муку и крупу. Да что там какой-то староста в незапамятные времена!
 
Давно ли было, когда важнейшие бумаги подписывались уже в наше время в пьяном виде в сауне? Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать мемуары некоторых бывших охранников.

 Не брезговали господа офицеры присваивать и деньги умерших нижних чинов, в том числе и те, что вносились в артельные суммы.

Чем выше должность была у командира, тем больше денег прилипало к его рукам. При этом в офицерской среде были глубоко убеждены, что к офицерской чести это никакого отношения не имеет.

Лукавая вещь, эта корпоративная мораль.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/12/16/1182


Рецензии
если не платят не то, чтобы достойно, а чтобы просто жить, ничего не остается, как подворовывать. Отсюда и такая корпоративная мораль.

Муса Галимов   17.12.2021 22:09     Заявить о нарушении
Совершенно верно!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   18.12.2021 00:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.