Трр... бр... и голова

Внутренняя речь есть не что иное, как непрерывный процесс обработки поступающей информации. Скорее даже не процесс, а состояние. Визуально его можно представить в виде бесконечно бегущих по экрану групп и цепочек знаков, где каждый знак содержит бит полезной информации и несколько битов шума. Задача внутренней речи заключается в своеобразной "оцифровке" этой входящей информации, в отделении зерна от плевел, в удалении шумов. Это делается в режиме приблизительной точности, "с походом", чтобы избежать невосполнимых потерь полезного сигнала, снизить до приемлемого минимума количество смысловых ошибок.

Внутренняя речь оперирует смыслами, в виде полей и кластеров. Выделение и обособление смысловых единиц и лексико-грамматическое оформление мысли происходит уже на этапе вербализации и оглашения внутренней речи, т. е. на этапе внешней речи: устной и письменной. Накапливаемая информация должна сбрасываться вовне, откуда она поступила, но в переработанной, изменённой форме. Речевая деятельность человека в этом смысле внешне сродни всем остальным функциям человеческого организма, отличаясь от них в первую очередь по характеру "сырья" и "конечного продукта", которые имеют специфически человеческий характер.

Внешняя речь немыслима в отрыве от внутренней речи, продуктом которой она является. Внутренняя  речь - это бессознательное проговаривание внеязыковой ситуации, при котором происходит конверсия внеязыковых данных в языковые формы, структуры и отношения, - процесс, затрагивающий форму, но оставляющий и сохраняющий смыслы. Внешняя речь, напротив, целиком принадлежит "епархии" сознании и освящена сознанием, тем сознанием, понятийно-логический аппарат которого она формирует. Это уже говорение.

Сознательный выбор наилучшей для решения поставленной цели языковой модели с необходимостью подразумевает и сужение смыслового поля до необходимого объёма значений (принцип языковой экономии). С некоторой долей преувеличения можно было бы сказать, что внутренняя речь опирается на весь объём информации, полученной и освоенной глобальным общечеловеческим Мозгом, тогда как внешняя речь оперирует только той частью, которая была присвоена данным конкретным человеком. Этот принцип сужения смыслового и соответственно языкового, а точнее - речевого пространства проявляется, в частности, в своего рода "упрощении" речи с течением времени, по мере решения основных и насущных когнитивных и аксиологических задач в процессе коммуникации.

Установлено, что наименьшей смысловой единицей речи является предложение (суждение). Ещё до понимания отдельных слов ребёнок уже общается предложениями. По мере усвоения слова, предложение как основа диалога утрачивает своё первоначальное значение. В определённом смысле происходит возврат к внутренней речи и неэкстериоризованным формам мышления. Речь ребёнка или пьяного (возьмём для наглядности пограничные ситуации) характеризуется, помимо бросающейся в глаза несвязности, также монологичностью (прямо или косвенно, они говорят "сами с собой"), смысловой неупорядоченностью и, что важно, некоей претензией на "эвристичность": она словно создаётся в момент говорения, говорящей "открывает" для себя заново язык и его коррелят - смысл. Это промежуточная, переходная форма речи, от внутренней к внешней. "А Иван отвечал так: "Трр... бр... др..." - и голова у него дёргалась." (Лев Давыдычев. "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника")


13 декабря 2017 г.


Рецензии