Глава 4. Прекрасная Елена

Глава 4. Прекрасная Елена

     Елена расцвела. Тимофей стал с тех пор приходить к Степановым в каждый день. Дмитрий Иванович накупил прялок, и всё его женское сообщество с удовольствием изо льна пряло нитки. Девочки охотно учились прядению, даже малышки Маша и Настя. Тимофей приходил и стоял в углу, молча наблюдая за ними. Катя и Василиса, глядя на него, посмеивались, а Елена не обращала внимания. Стоит и пусть стоит, молчит и пусть молчит. Но однажды она не выдержала и спросила: «- Тимоха, ты чего?» Он не понял: «- Чего-чего?» - «- Чего стоишь?» - «- Так, я смотрю» - «- Чего смотришь?» - «- Так, интересно». Елена произнесла: «- Ну, интересно, так стой, а-то можешь с нами вместе прясть» - «- Нет, - отказался Тимофей, - я лучше посмотрю».

     Однажды он не пришёл, о нём все забыли, но он вдруг снова появился. «- Ты болел, Тимоха?» - спросила Елена. «- Нет, заказ был большой, надо было его срочно выполнять» - «- А откуда заказ?» - «- Из соседней деревни, ездил туда, там и жил». И вдруг он отважился и позвал Елену к речке. Елена сказала: «- У меня много работы». Но Евдокия Семёновна отпустила дочку: «- Иди, Елена, отдохни немного». И они побежали к речке. На берегу стояла лодка с вёслами. Они уселись в лодку, Тимофей взялся за вёсла, а Елена наблюдала, как он ловко гребёт. С одной стороны неба спустилась серебряная завеса, а с другой – золотая, и у Елены появилось ощущение нереальности. «- Как забавно, - сказала она, - как будто мы плывём в другом мире».

     И вдруг Тимофей заговорил: «- Послушай, Елена, я тебе расскажу удивительную сказку. Он говорил так красиво и складно, что у девушки от удивления открылся рот, и она не в силах была вымолвить ни слова, так захватил её рассказ Тимофея. «- В одном царстве, в одном государстве жил храбрый рыцарь, был он очень беден и нехорош собой. Люди его не замечали, хотя он их сильно любил. И вдруг случилась беда. На королевство напали полчища захватчиков, и тогда отважный рыцарь схватил свой острый меч и стал людей защищать. Увидев смелого рыцаря, люди последовали его примеру и тоже схватились за мечи, и тоже начали храбро защищать своё королевство. И одолели захватчиков. Король наградил отважного рыцаря за его подвиг. И уже никто не замечал его уродства, а только говорили о том, как он мужественен и прекрасен» - «- Да, ты, Тимофей, настоящий сказочник, - сказала Елена, - но мне пора домой. Спасибо тебе за красивую прогулку», - и она убежала.

     Елена всем сердцем привязалась к Тимофею. Наконец, ей исполнилось шестнадцать лет, и из соседней деревни к ней приехал замечательный парень Руслан и спросил прямо, может ли он свататься к ней. Она сказала, что подумает. «- Так, что, - сказал отец, - есть Тимофей, и есть Руслан. Выбирай, дочь, за кого пойдёшь замуж?» - «- Не знаю, Тимофей только развлекается со мной, о чувствах своих и намерениях молчит». Отец только усмехнулся. Елена решила сообщить Тимофею о сватовстве Руслана. Когда они остались одни, она сказала: «- Руслан ко мне сватается, выходить мне за него, Тимоха?» - «- Выходи, даже не думай отказывать». Ответ неприятно поразил Елену, она почувствовала огромное разочарование в своём приятеле, это был удар ниже пояса. Но девушка не выдала своих чувств и холодно произнесла: «- Раз так говоришь, так и поступлю». Отцу она сказала, что Тимофей посоветовал ей выходить замуж. «- Послушай, дочь, - сказал отец. – Значит, у него нет чувств к тебе. Если бы он любил, он тебя никому бы не уступил. А у тебя это только детская привязанность. Расстанешься с детством, и всё пройдёт». Елена проплакала всю ночь, расставаясь со своей юностью и хороня её. Уснула она только под утро, но проснулась уже с твёрдым решением шагнуть в новую взрослую жизнь.

     На следующий день явились сваты в красивой одежде. Главный сват поскорее выбежал из коляски, боясь кого-нибудь встретить. Существовала плохая примета – вести разговоры до сватовства. Считали, что этим можно сглазить всё мероприятие. Взойдя на крыльцо, он незаметно коснулся плечом косяка и громко постучал в дверь. А когда они вошли в дом с другим сватом, то поскорее закинули дверной крючок, чтобы никто посторонний не явился в дом и не смог помешать сватовству. Вышел отец, он уже понял, что прибыли сваты. Сват, стоя (садиться не разрешалось), принялся за дело: «- Погода на дворе не обещает ничего хорошего, - сказал он и продолжил разговор в иносказательной форме, - но зато я обещаю вам золотого петушка, а у вас есть золотая курочка. Нельзя ли загнать их в один хлевушок?»

     Дмитрий Иванович знал, что с первого раза не годится соглашаться, но сказал: «- Присядьте, гости дорогие, отдохните с дороги. Путь у вас был нелёгкий, потому можно поговорить, потолковать по душам». Гости на предложение сесть категорически отказались. Садиться во время первого сватовства считалось плохой приметой, так же как пить и есть. Иначе, дети могли стать сиднями, пьяницами или обжорами. Во время этого разговора Елена стояла за занавеской, за печным углом, и слышала весь разговор. «- Чем же славен ваш золотой петушок, кроме золотого оперения?» - спросил отец невесты. «- Он мастеровит, работящий, доброго нрава, не обидит курочку, постарается заботиться о ней. С ним она будет, как за каменной стеной» - «- А хозяева петушка разделяют его намерения?» - «- Они достаточно почтенные и здравые, по духу, уважению близки вашему дому, несомненно, внушают доверие и хотели бы с вами породниться» - «- Хорошо, - ответил Дмитрий Иванович, - ваше предложение мы должны обсудить, приходите во вторник на следующей неделе, мы дадим окончательный ответ». Гости были довольны, раскланялись и вышли из дома. Сват незаметно из стены вытащил кусочек мха, отвёз его жениху и вручил со словами: «- Вот тебе на счастье, чтобы привлечь сердце невесты». Когда ушли гости, отец сказал Елене: «- Думай, дочка, хорошо думай. Ещё есть время отказаться. А когда дашь согласие, отказаться можно будет только в церкви, но измажут тогда ворота дёгтем. Ты должна это знать». Елена ответила твёрдо и спокойно: «- Не волнуйся, папа. Я готова идти замуж. Выбора у меня нет».

     Во вторник явились родители Руслана и он сам. Их встретили отец и мать невесты. Гостей пригласили сесть за стол, что стоял в красном углу избы. Накрыли стол, всё было готово к приёму гостей: и пироги, и картошка с мясом, и салаты, и творог, и яйца, и капуста. Горели свечи. Из-за занавески вышла невеста в красивой одежде: в красном сарафане, в сафьяновых сапожках и нарядном кокошнике - и поклонилась гостям. Она разливала чай. А родители Руслана разглядывали юную невесту, которая светилась молодостью и свежестью. Елена ушла. Мать-сватья незаметно завязала одну из ножек стола, чтобы сватовство было удачным, и сказала: «- Угощенье богатое, и невеста хороша, только томится у золотого петушка душа, ждёт он не дождётся ответа от золотой курочки» - «- Тогда ответ вам даст сама курочка», - сказал отец Елены. Девушка, раскрасневшаяся, вышла и, волнуясь, произнесла: «- Дорогие гости, спасибо вам за хлопоты. Я согласна выйти замуж за вашего золотого петушка». Поклонилась после этих слов и вручила платок жениху Руслану, а его отцу – свёрток, в котором краюшка хлеба была завёрнута в платок. Дмитрий Иванович взял правую руку дочери и вложил в руку будущего зятя со словами: «Бог благословит!»

     Родители приступили к обсуждению и составлению брачного договора: много вопросов предстояло обговорить и решить, начиная со срока свадьбы. Под запретом было тринадцатое число и месяц май: чтобы новобрачные не маялись вместе весь век. Исключались также понедельник, среда и пятница – постные дни. Пост в среду был связан с предательством Иуды Христа в этот день, а в пятницу Христа распяли. Нельзя было жениться в дни Великого Поста и в другие церковные праздники. Счастливыми днями считались третье, пятое, седьмое и девятое. Свадьбу назначили на седьмое апреля, в воскресенье.

     Обговаривали все детали, сколько гостей будет со стороны невесты и жениха. Дмитрий Иванович сказал, что в его семье одиннадцать детей, родителей двое, две невестки с родителями и роднёй, несколько человек из общины – староста, соседи. Набиралось человек двадцать пять – тридцать. Отец Руслана предположил, что, поскольку у них детей поменьше, гостей придёт поменьше – человек двадцать. Распределили, кто сколько вносит на свадьбу. Обсуждение шло мирно. Был приглашён дьячок, он всё записывал.

     Родители Руслана проявили интерес к приданому невесты. Евдокия Семёновна сказала, что приданое Елены давно готово – это постельные принадлежности: шесть простыней из холста, подзоры вышитые, одеяло пуховое, подушки из пестрядины – четыре штуки, наволочки и пододеяльники с шитьём, верхняя одежда  – понёва, зимняя и летняя, несколько сарафанов, платьев, сапожки, чёботы, платки шёлковые и кашемировые, посуда гончарная – горшки, миски, ложки и другая кухонная утварь – ухваты, тазы, метёлки. Отец давал за невестой ещё двести рублей. Сумма была небольшой.

     Родители жениха переглянулись. Отец Руслана сказал: «- Мы думали, что вы, зажиточный крестьянин, не поскупитесь для дочери» - «- Милые люди, - ответил Дмитрий Иванович. – Приданое невесты не идёт в общий котёл. Оно целиком и полностью принадлежит невесте». В действительности, именно приданое невесты создавало ей некоторую независимость от родителей жениха, да и от него самого.  Дмитрий Иванович продолжал: «- Невеста сама своим приданым распоряжается. Если брак распадётся, деньги и приданое отойдут детям. Если детей не будет, оно вернётся в её отчий дом, поэтому вряд ли стоит вам так расстраиваться. Что касается дарственных денег в семью, я положу за дочерью триста рублей. А вы сколько?» Доводы отца невесты были достаточно убедительны, и родители Руслана успокоились: «- Мы дадим тысячу рублей» - «- Ну, что ж, - согласился Дмитрий Иванович. – Нас эта сумма устраивает. А вы сами решайте: если наши условия не подходят – полюбовно разбежимся».


     Но родителям Руслана нравились честность и прямота Дмитрия Ивановича, и они согласились на все условия. Он просил записать в договор, что будущий муж не позволит себе рукоприкладства в отношении будущей жены. Отец хотел защитить дочь на тот случай, если вдруг в её семье начнутся неурядицы. Были записаны условия расторжения брака. После трудной работы начался пир с песнями. Сваты, возвращаясь, решили пройти по деревне пешком: отец Руслана шёл и торжественно держал в поднятой руке свёрток, завёрнутый в платок. И деревня вся узнала, что сватовство Елены было для Руслана удачным.


     Родители невесты осмотрели хозяйство жениха. Оно было по истине богатым. В поместье размещались двухэтажный каменный дом, конюшни, скотный двор, мельница, овины, загоны для скота, амбары, баня, кузница. Елена входила в зажиточный дом, где не знали никогда нужды. Родители жениха и невесты благословили молодых. Когда жених и невеста обвенчались, состоялась весёлая свадьба. Перед тем, как покинуть отчий дом, Елена всплакнула за тёплым печным углом, навсегда прощаясь с детством. В подвенечном платье девушка отправилась навстречу новой жизни. Она напоминала белоснежную лебёдушку.


     Новый дом принял её тепло. Но у неё сразу не заладились отношения со свекровью. Та очень ревновала сына к невестке, поэтому постоянно к ней придиралась. Елена терпела и не жаловалась мужу. Она старалась понять эту женщину, её психологию. Но беда заключалась в том, что поведение свекрови не поддавалось никакой логике. И тогда Елена перестала реагировать на слова свекрови. Она не грубила, не отвечала на грубости, а просто перестала свекровь замечать. Тогда свекровь начала сама жаловаться на невестку: «- Она своенравная, гордая, мне не подчиняется».


     Руслан спросил у жены: «- Почему моя мама жалуется на тебя?» - «- Я не знаю, Руслан, ты сам спроси у своей мамы, почему я ей не нравлюсь?» - «- Она говорит, что ты не подчиняешься ей» - «- Руслан, я пришла сюда, чтобы быть рабыней твоей мамы?» Руслан тяжело вздохнул: «- Нет, родная, ты не рабыня, но мама ведёт хозяйство и наше тоже, и ты должна ей помогать» - «- Согласна, ответила Елена, - помогать, но не быть на побегушках. Почему бы твоей маме свой начальнический тон не сменить на вежливый и уважительный. Вместо того, чтобы прикрикивать постоянно: принеси, подай, свари, убери – сказать дружелюбно: «- Лена, помоги мне, пожалуйста». Этих слов «пожалуйста", «спасибо» я от неё ни разу не слышала. Воспитай, пожалуйста, свою маму, потом предъявляй ко мне претензии».


     Разговор Руслана с матерью, по-видимому, был нелёгким, потому что после разговора с ней он пришёл вконец расстроенный и лёг спать. Он чувствовал себя раздавленным, как между молотом и наковальней. Утром Елена спросила его: «- Руслан, удалось с мамой поговорить?» - «- Не знаю, Елена, она устроила истерику, и я ушёл». Елена подумала вслух: «- Лучше было бы, если бы мы жили отдельно» - «- Пойдут дети, тогда, может быть, отец выделит мой надел. А пока он не торопится. Не переживай, как-нибудь прорвёмся», - поддержал он жену. Елена ответила: «- Я, честное слово, хочу, чтобы в доме нашем был мир. Знаешь, как хорошо живут мои родители. Никаких скандалов никогда». Руслан удивился: «- А в нашем доме мы живём, как на бочке с порохом. Мама время от времени закатывает истерики отцу» - «- И он терпит?» - «- Да» - «- Может, она больная. Её лечить надо?» - «- Не больная, - сказал Руслан, - а распущенная. Мой дед её избаловал. И, если что не по ней, она начинает кричать. Но отец привык и не реагирует на её крики. Она злится, но потом видит, что истерика не помогает, и теперь она почти совсем излечилась от истерик. Ты для неё оказалась крепким орешком. Она очень злится на тебя» - «Руслан, ты же не хочешь, чтобы мы расстались?» - «- Конечно, нет, моя любимая. Я тебя не дам в обиду». Елена успокоилась: «- Тогда у нас всё будет хорошо. Давай пойдём помиримся с твоей мамой». И молодые направились к матери.

     «- Дорогая мама, - сказала Елена. – Я люблю вашего сына так же сильно, как вы его. И я не хочу, чтобы наши ссоры расстраивали его. Давайте будем дружить. Я могу выполнять любую работу, но, если мне будут говорить уважительные слова: «сделай, пожалуйста», «помоги, пожалуйста», «принеси, пожалуйста» и «спасибо». Мать Руслана молчала, потом взорвалась: «- А кто мне «спасибо» хоть раз сказал?!» Елена опешила, потом собралась с мыслями и произнесла: «- Я вам говорю огромное спасибо, Римма Петровна, за то, что вы родили и вырастили прекрасного сына. Я вас за это очень люблю». Слова Елены упали, как благодатный дождь на сухую почву, и растопили лёд в душе матери Руслана. Она неожиданно разрыдалась. Елена её пожалела и обняла. Казалось, мир навсегда восстановился в этом доме.

17 декабря 2017 воскресенье


Рецензии