Глава 11 Небесные университеты
- Да что вы в самом деле! Да перестаньте вы выдумывать! Да хватит в небо смотреть! Спуститесь на грешную землю ! - возмущалась Зинаида Леонидовна. - Ну, почему, когда я смотрю на небо, я вижу облака или звезды, солнце или луну, в крайнем случае след от самолета. Она же видит целые города. Меня это просто беспокоит. - продолжала она свой комментарий.- Не нужна ли нам помощь психиатра ?
- Дочка наша, похоже, родилась с богатым воображением, помню, в детстве все сказки сочиняла, а теперь видит эти сказки наяву. И вдобавок, у нее сильно развита интуиция.
- Интуиция есть у всех.
- Да, но сильно развитая интуиция переходит уже в новое качество, в ясновидение. Впрочем, чему удивляться, ведь у вас это наследственное, стоит только послушать Марфу Гавриловну.
- Но папа, ведь город видели многие!
- Кто знает, может быть, они видели это как- то через тебя, телепатически разделяя с тобой воображаемый объект.
- Но я-то знаю, что город был настоящий, такой я придумать не могла.
Головокружение у нее уже прошло, но слабость еще осталась, или это была просто усталость после такого веселого мероприятия. Попив чайку, она отправилась спать, пожелав родителям спокойной ночи. Она легла в прохладную постельку, закрыла глаза и тут же заснула, как будто провалилась куда - то без всяких воспоминаний о бале, о городе и о Сереже, хотя обычно после такого перевозбуждения все начинаешь прокручивать заново.
Она уснула и тут же проснулась с совершенно ясным сознанием, бодрая и свежая. Она была одета в свой любимый темно- голубой костюм и стояла посреди нескольких корпусов двух и трехэтажных зданий очень простой архитектуры, и ей было понятно, что раньше она здесь никогда не была. Она вошла в первое здание и в вестибюле на большей доске увидела расписание лекций. Она знала, что находится в университетском городке. Она прочитала названия лекций по физике, запомнила номер аудитории, и тут же оказалась на втором этаже там, где она хотела быть. Почему она выбрала лекцию по физике? Её заинтересовала одна из тем, ей захотелось побольше узнать о нашем мире.
Она вошла в аудиторию, там уже было человек двадцать слушателей. Все они были Виктории незнакомы. Она села на свободное место во втором ряду. Преподаватель уже находился за кафедрой. После Вики в комнату зашли еще несколько человек, и лектор начал рассказывать. Он читал свою лекцию, не пользуясь никакими записями, и Виктория тоже просто слушала его, ничего не записывая, так как в руках у нее ничего не было. Он сказал несколько общих фраз, обозначив тему, а потом вдруг обратился с вопросом к Виктории, да, она увидела и совершенно ясно услышала, что он обратился именно к ней:
- Я вижу вас здесь в первый раз. Вы из России и Вы еще только осваиваете школьную программу. Ответьте мне, пожалуйста, как Вы представляете себе тот мир, в котором Вы живете?
Она встала, как в школе на уроке и ничуть не смущаясь, стала говорить, то, что думала:
- Я живу в мире твердых предметов, деревянных или металлических конструкций, они жесткие, твердые, чтобы их разбить, нужно приложить усилие, железную палку можно распилить только специальной ножовкой или разрезать автогеном, кирпич можно расколоть молотком, а дерево разрубить топором. Есть и более нежные вещи, цветы, например, их легко просто смять руками, ветерок подует и тот может их сорвать, разметать их лепестки. А еще есть у нас вода, она мягкая и текучая, и есть разные газы, кислород, водород, углекислый газ. И кажется, что этот мир такой твердый и незыблемый. Но я знаю, что это на самом деле не так. Вы только подумайте, проходит какое -то время и железо превращается в ржавчину, то есть в такой мелкий рыжий песочек, дунешь, и он разлетится, дерево превращается в труху в гнилушки, в пыль. Камень тоже можно растереть в мелкий песочек, все обманчиво, все становится трухой, землей, и даже вода может испариться, была и нету, улетела облачком ввысь! Но опять же из земли можно достать железо и вновь из семечек может вырасти твердое дерево. Да и сама земля, говорят, может взорваться и что останется? Вот в таком мире я и живу. Да и что такое я сама ? Значит, я тоже какая - та пустота?
Странно, но ее детский лепет все слушали очень внимательно, включая учителя, правда на лицах тут и там мелькали улыбки. Когда она закончила говорить, учитель удовлетворительно кивнул головой, и рукой показал, что она может сесть, что она и сделала, а учитель продолжал говорить и сразу же ответил на ее вопрос.
- Вы - вовсе не творение Торичеллевой пустоты, где давление равно нулю. Вы - творение вакуума, как и весь остальной мир. Вот этот почти еще ребенок, который впервые пришел к нам с земли, так просто и образно нам все объяснил. Итак, что такое материя ? Это- тела, молекулы, атомы, элементарные частицы. Что за элементарными частицами ? Физический вакуум. Но это не пустота. Это недостаток давления до атмосферного. Где же фундамент мира ? Откуда берется материя ? А вот этот вакуум и рождает материю. Каким образом? С помощью информации. А информация находится в специальном поле. Вы что -то хотите добавить ? - обратился он к Виктории, заметив, что она подняла руку.
- Дa. - сказала она. - Поскольку вы уже спрашивали меня об этом, но я забыла сказать, а вы , сейчас мне напомнили. У нас на земле есть древняя книга, она называется " Библия ". Сейчас она у нас запрещена, но я читала ее у моей тети. И там написано, что Бог сотворил небо и землю. " Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И он говорил: "Да будет небо, да будет свет, да прорастет земля зеленью!", и все это появлялось. Это ведь то же самое, что говорите Вы. Разве информация, при помощи которой создается материя - это не те же слова Святого Духа?
- В принципе - это верно. - согласился учитель. - Вы у нас новенькая и не знаете наших правил, вопросы вы будете задавать после того, как я прочитаю свою лекцию.
- Простите, профессор. - извинилась она.
И он продолжал рассказывать. Нет смысла приводить здесь всю лекцию полностью, хотя у Виктории она вся записана, и ее даже читала Полина, вкратце то, что рассказал учитель, выглядело так:
Пространство - время сильно вращается, крутится, закручивается, и при этом рождаются информационные поля, их можно назвать первичными. А вакуум - это потенциальное состояние материи, это на земле уже известно, вакуумное уравнение вывел еще Эйнштейн. Информационное поле влетает в эту структуру вакуума, и появляется вещество, или как там у вас в Библии ? - снова обратился он к Виктории.
- "И слово было у Бога, я Слово было Бог." - вспомнила она.
- Значит, эти поля и есть сознание, из абсолютного ничто, которое записывается тождеством 0=0 ( 0=0) , путем раскручивания пространства - времени рождается "сознание" ," дух " , - то есть, поле, которое, попадая в вакуум, создает вещество. Итак, что здесь важно, - в мире существует информация, не связанная с вещественным носителем, но действующая так, что создает само это вещество.
После этих слов в зале раздались аплодисменты, и учитель поднял вверх руку, аплодисменты стихли, он продолжал. Дальше его сообщение выглядело так. Все уже знают, что и вещество тоже вращается, вращаются электроны вокруг своего ядра, как планеты по своим орбитам, электроны перескакивают с орбиты на орбиту и при этом излучают электромагнитные волны, поэтому земляне смотрят телевидение и слушают радию. Но еще электроны от своего собственного вращения выделяют опять те же информационные поля, как и пространство - время, и они тоже отлетают, отрываются, но в отличие от первых, это уже вторичные поля и эти информационные волны тоже уходят в пространство и тоже влияют на все процессы , происходящие во Вселенной. Что же такое человек и его сознание?
Человек и его сознание - это система вихриков, уложенных в разные структуры и крутящихся среди вихрей других людей, под нами вращается планета, еще она вращается вокруг солнца, солнечная система вращается в Галактике, Галактика, вокруг себя, Вселенная тоже вращается и само пространство - время тоже закручивается. И человеческий мозг, то есть, его вихрики, тоже частички общего Мирового разума, и в то же время приемники - передатчики информационных взаимодействий Вселенной. И стоило бы нам настроиться на её волны.
Затем учитель сообщил, что сейчас продемонстрирует опыт. И тут же в его руках появилась, как бы ниоткуда, вакуумная установка, а в ней вращался волчок. Он вращался, и для того, чтобы студентам было легче его рассмотреть, установка вдруг увеличилась в размерах и приблизилась к ним. Волчок сильно вращался в вакууме и вдруг оторвался от опоры и завис. Тут снова раздались аплодисменты
- Вот принцип работы летающей тарелки. - сказал Учитель. - пространство само выталкивает объект на нужную траекторию и перемещение происходит практически мгновенно, передадим это одному английскому ученому, который очень добивается этих знаний. А вот уравнение, отражающее принцип работы летающей тарелки, или НЛО , как называют этот объект на земле. Оно элементарно, почти то же самое, что в любом земном учебнике физики, подпишем к нему один - единственный член. И в воздухе появилось уравнение.
- Передадим это уравнение американским ученым, потому что русским передавать это пока бесполезно, они и так потеряли недавно нескольких ученых.
После лекции она посмотрела на лица тех, кто был с нею на лекции, и ей показалось, что здесь находились люди из разных стран. Кто- то подошел к ней сбоку и коснулся ее руки. " Ассур", промелькнуло в голове, то же легкое прикосновение, тот же жест! Она повернулась к молодому человеку. Ему было лет двадцать пять и одет он был по- современному, в костюме, голубой рубашке и в галстуке, молодой человек был высок ростом и красив, зеленые глаза, боже, какой цвет, смотрели пытливо и внимательно, но это был не Аесур, хотя что - то в нем было такое, что напоминало ей ее мимолетного знакомого с пира царя Ирода.
- Кажется, я встречал Вас где- то раньше ! - обратился он к Виктории.
- Я живу в России, в Советском Союзе. - ответила она ему. - А Вы?
- А я в Соединенных Штатах.
- О, - сказала она. - Мы живем в разных полушариях, поэтому встречаться не могли.
- Но ведь встретились же! - продолжал он.
- Представляю, как смешно Вам было меня слушать. Вы здесь все такие ученые, а я - просто школьница.
- Я слушал Вас с удовольствием. У вас прекрасная непосредственная и образная речь, и Вы так легко схватываете суть вещей.
- Вы заметили у меня такие способности? Я Вам признательна.
Тут учитель позвонил в звоночек, который откуда- то взялся у него в руке и пригласил всех снова на места, перерыв закончился.
- А теперь, пожалуйста, задавайте ваши вопросы, но предупреждаю, что отвечать мы попробуем все вместе, я буду приходить на помощь только в крайнем случае.
Сейчас новый знакомый Виктории сидел рядом с ней, он сам выбрал место подле нее, она не возражала. "Надо будет спросить, как его зовут " - подумала она.
- Я хотел бы знать, что такое время? - спросил один из студентов.
- И правильно ли мы считаем, что есть время настоящее, прошлое и будущее? - спросил другой.
- Как остановить время для себя и остаться молодой, в то время, как всё вокруг меняется? – спросила Вика.
- Одновременно ли существуют прошлое, настоящее и будущее? – спросил ещё кто-то.
- Что же все- таки такое эти черные дыры ?
Вопросы продолжали сыпаться, но учитель снова поднял вверх руку, и их поток прекратился.
- Ваши вопросы - это темы следующих лекций, и я вас на них приглашаю.- сказал лектор. - Но я хочу, чтобы вы и сами поработали над этими вопросами. Я даю вам своеобразное домашнее задание, а потом мы посмотрим, кто к каким выводам пришел. Сейчас я дам вам несколько утверждений, а вы должны будете согласиться с ними, предоставив доказательства, или опровергнуть их аналогичным же способом. Прошу вас!
" Мы живем в четырехмерном мире, его координаты - пространство, то есть длина, ширина, высота, и время. Время обладает энергией. Энергию времени излучают звезды, планеты, предметы, то есть вещество излучает энергию времени.
Пространство - время закручивается. В местах сильных изгибов образуются черные дыры, как червоточины в яблоке. В черных дырах из - за сверх плотности создается огромная сила гравитации ( тяготения, притяжения. ) Мы не можем видеть черные дыры из - за того, что от этого сверхплотного вещества, не отражается даже свет, а полностью им притягивается. По этим червоточинам червяки, то есть любые живые существа , ползают, то есть передвигаются, как по хордам, сокращая расстояние и выныривая в конце дыры, как бы ниоткуда.
Прошлое - это объёмная информация, поле, попадая в которое, ты становишься его наблюдателем . Попадая в информационное прошлое, ты влияешь на него тем, что в нем возбуждаются информационные всплески, поэтому ты можешь общаться с его обитателями, получая от них нужную информацию. Но повлиять на ход событий ты не можешь, а если можешь, то это будет уже другая прошлая реальность, в которой ты уже можешь остаться. Будущее также является информационным полем, но прогнозным, то есть не застывшим, оно создается из миллионов бит информации, идущих из прошлого и настоящего в будущее, но становясь настоящим, оно может слегка измениться.
Время - это движение, изменение материи, вещества. Можно ли представить время так: Человек едет в поезде и видит из окна пейзаж. Тот, что проплыл мимо - это прошлое, тот, что сейчас за окном - это настоящее, и тот, что появится за окном, - это будущее. Если сойти с поезда - это настоящее, повернуть поезд назад – попадешь в прошлое, а будущее по прогнозам, может быть одним или другим, на луг может выйти корова, а могут выбежать дети, а может быть, там вообще никого не будет. Теперь попробуйте понять такую мысль - оставшееся прошлое, тот луг, который вы проехали, живет своей жизнью, и через какое - то время ваше прошлое будет только вашим прошлым, а то прошлое, которое вы оставили, уже становится другим? Тогда вся история - это только ваша история? Сколько же тогда реальностей, не бесконечное ли множество? И в прошлом уже сейчас все по- другому ? То, что происходит сейчас и то, что произойдет в будущем, так же влияет на прошлое? Оно уже другое, не такое, каким было тогда, когда оно было вашим настоящим? Задумайтесь над этим.
Информация, находясь в вакууме , творит вещество, а вещество, попадая в вакуум выталкивается в любом месте. Не так ли происходит попадание людей в прошлое или в будущее ? Люди воспринимают вакуум, образующийся в атмосфере, как туман, накрывающий их, после чего они попадают в другую реальность, в другое время, или просто на другое, очень далекое расстояние от того места, где они находились, так как вакуум их оттуда вытолкнул молниеносно и с огромной силой, так что они могди потерять сознание.
Итак, подумайте над моими утверждениями, вопросами и найдите ответы с доказательствами. Предлагайте свои гипотезы. Жду вас в следующий раз .
Она оказалась в большом светлом коридоре, и рядом с ней стоял ее новый знакомый из Соединенных Штатов.
- Как вы относитесь ко всему тому, что нам сейчас сказал Учитель? - не преминула спросить его Виктория, так как понимала, что он более сведущ в таких вопросах, чем она сама.
- То, что мы живем в четырехмерном мире - это банально, так сказал еще Эйнштейн. Но, что пространство- время закручивается, загибается, тоже вполне может быть, но тогда в таких местах сумма углов треугольника уже не сто восемьдесят градусов, а две параллельные прямые могут пересекаться. Это значит, что две точки могут быть соединены без пространственно - временной связи, вот вам и червяки, которые прогрызают яблоко вместо того, чтобы ползти по окружности. И это значит, что наши законы физики и наши математические формулы и наши геометрические построения там недействительны.
- Но почему этот Учитель не дает точные и окончательные знания?
- В мире нет и не может быть окончательных знаний. Мир постоянно меняется, и знания тоже!
- Мир кружится в вихре танца.
- Вы сказали очень красиво, когда - то людям хватало механики Ньютона- Галилея, законов Ньютона. Потом это перестало их устраивать, и в мире науки появилась теория относительности Эйнштейна, скоро и она может стать своеобразным тормозом. Сейчас в моде – квантовый мир, где нет места теории относительности. Любое вещество, в том числе и человек, могут быть и частицей, и волной. Захотел – исчез, захотел – материализовался.
Что же касается поезда, то здесь слишком большая натяжка. Человек, как вещество, сам проходит сквозь время, то есть, меняется, его прошлое не может развиваться или меняться, ведь если время – это движение, изменение вещества, то прошлое, как вещество, уже не существует, это действительно всего лишь информационное поле, отлетевшее от предметов информации.
- Но я была в прошлом, и оно было для меня настоящим, а не каким – то полем. А вы, Ассур, разве Вы не помните меня?
- Что? Как Вы меня назвали?
- Извините. Возможно, я ошиблась, Мне показалось, Вы чем- то похожи на Ассура.
- В самом деле? А кто такой Ассур?
- Мой знакомый. Мы встретились на пиру у царя Ирода.
- О! Не помню, чтоб я там был.
- Разве в поле, пусть даже информационном можно чувствовать запах цветов или ощущать пальцами шёлк или жемчуг?
- Не знаю, что и сказать! Может быть, здесь задействованы еще и чувства или какое-то состояние души, наша психика. А что касается других положений, которые нам дал профессор для анализа, то над всем этим стоит поразмыслить. Ну, вот, например, где я находился в прошлом, которое было до меня?
- Доченька, ты ещё спишь? – услышала она голос тёти Марфы. Она приехала к ним в гости, и они все уже успели позавтракать. - На балу, говорят, вчера наплясалась, с кавалером долго гуляла, будить тебя не хотят, а я вот разбудила.
- Тётя Марфа, голубушка, умничка, что приехала! Как ты добралась?
- С оказией. – Она подошла к Викиной кровати, и они расцеловались.
- Ну, вставай, я гостинчик тебе привезла, самовар уж остывает, папа уже ушёл.
- Сейчас встану, Душечка- Марфушечка! Только потянусь ещё разок и оденусь!
Тётя Марфа вышла из комнаты, её позвала Зинаида Леонидовна, а Виктория действительно сладко потянулась, и на минутку задумалась. Только сейчас она разговаривала о науках с молодым человеком и так и не успела спросить, как его зовут. Она вспомнила письмо Татьяны Лариной: «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый ты мне был уж мил, твой чудный взор меня томил, в душе твой голос раздавался.» Значит, не только ей в сновидениях являлись такие принцы, только вот наяву, нет ничего похожего.
После завтрака они сидели с тётей Марфой на диванчике и обменивались новостями, и Вика делилась своими секретами, а потом решила спросить у тёти Марфы:
- Марфушечка- душечка, дорогушечка! Скажи мне, пожалуйста, куда подевалось прошлое, где оно сейчас находится, или растаяло, как сон, как утренний туман?
- Оно со мной, вот здесь, в моём сердце, в моей памяти! Никуда оно не делось, оно всегда со мной!
- Расскажи мне что- нибудь из твоего прошлого, и того, что всегда с тобой, расскажи, пожалуйста!
- Ну как тебе отказать, такой слушательнице! Расскажу про матушку мою, красавицу Анфису, так и быть, слушай, миленькая.
- Крёстная, я тоже хочу послушать!
- Зинаида Леонидовна бросила все дела и тоже присоединилась к Вике.
Второй рассказ Марфы Гавриловны.
Анфиса краса.
Матушка моя Анфиса в девушках уж больно кроткой, да привлекательной была, ну, точно голубица сизокрылая, колокольчик персиколистный. А про доброту её только сказки сказывать! Вот идёт она по улице, старому поклонится, малому орехов даст, ровне улыбку подарит. А уж заболеет кто, целу ночку просидит, глаз не сомкнёт, утром в лес за травкой сбегает, да ту травку заварит, да больного напоит. Даже от рученьки её ласковой, от слов её приветливых, от улыбки ангельской всю хворь, как рукой снимало.
А уж мастерица была: и ткать, и белить, будто секреты какие знала, кружево сплетёт, точно звёзды хоровод закружат, подушечку вышьет – на зеленом лугу весенние цветы расцветут. А в страдную пору снопы свяжет, будто куколок рядком усадит, рожь жнёт, аж звенит вокруг, а траву косить начнёт – колокольчики запоют.
Но больше всего собирать грибы да ягоды любила! В лесу все места заповедные её были. Заработает на барщине дни лесные, угодья-то ведь не наши, а княжеские были, да и в лес! Ох, ловкая была, грибы ей сами в руки шли, а земляника да малина лесная так ей в корзинку и сыпались. Ароматные да душистые, спелые да соком налитые. Через эту землянику и перстенёк-то княгинин у неё случился. А было всё так.
Приехала на лето в своё поместе молодая княгиня с сыночком, Зимой- то они всё больше в Париже жили, да и летом редко наведывались, у князя-то и другие поместья были, а всеми делами князевыми управляющий заведовал. А на этот раз барыня сама пожаловала, да с дитём ещё малолетком – несмышлёнышем. На ту пору в лесу земляники было, аж поляны краснели – пламенели. Захотелось её сиятельству ягодками лесными полакомиться, и поступил от неё приказ, к обеду земляничные ватрушки испечь и свежую со сливками на стол подать. А управляющий-то князев всех девок в округе знал, на что каждая способности имела, и приспело Анфисушке приказание в барский лес сходить, да корзинку ягод в княжеский замок принесть.
Анфиса-то проворница от такого приказания очень даже в радости была, для неё лукошко ягод набрать, всё равно, что песню задушевную спеть. Набрала она лукошко полное, до к княжескому замку и подалась. Идет она аллеями сосновыми, идёт аллеяим дубовыми, да и подошла к княжескому парку. А надо сказать, что парк перед замком уж такой роскошый был, сосны до небес доставали, берёзки белыми сарафанчиками похвалялись, цветы в нём диковинные цвели, статуэтки разные вдоль дорожек стояли, а посередине фонтан брызгами играл. Господа-то в замок через парк ходили, а для дворовых мимо парка дорога пролегала, , в обход, да с заднего крыльца дверь была приспособлена. Только через садовую решётку чугунную, да сквозь зелень изумрудную буйную и можно было им на эту красоту поглядеть.
Вот как шла наша Анфиса-краса с лукошком доверху ягодками наполненным, шла, да перед парком-то и остановилася. Свернуть ей было надобно на дорожку ту, дворовую, да мечта ей в голову такая вдруг пришла, за всю жизнь её горемычную самая светлая да смелая мечта, первая, и единственная. Дай, думает, я к замку парком пройдусь, подивлюсь на цветы, да растения диковинные, на фонтанчик затейливый хоть минутку погляжу, авось, никто не увидит, тихо вроде вокруг, жарко, отдыхают все люди в замке,то, а если и увидит кто, в ноги упаду, да корзиночку с ягодами протяну, вот, мол, барыне принесла, ругаться-то и перестанут. Решила она так, да и выполнила. Открыла она ворота резные, да и ступила на землю запретную.
Идет она так-то парком тенистым, да все цветочки красивые на клумбах примечает, авось приснятся потом ночью, для радости. Шла она так, шла и никого нигде не встретила. Так до самого фонтана и дошла. Ещё издали брызги-капельки увидала, что ангелочки мраморные из кувшинов расписных серебряными струями в небо выпускали, а струи эти высоко-высоко поднимались, с солнечными лучами перемешивались, да обратно в фонтанчик и возвращалися.
Вот идет наша Анфисушка, совсем близко к фонтанчику подошла, дай, думает, как следует, купидончиков божьих рассмотрю, да погляжу, как капельки водяные на солнышке горят – переливаются. Вдруг глянь, аж сердце оборвалось, под деревом раскидистым барская нянька спит, а в фонтанчике ребёночек двухлетний плавает. Как лукошко-то бросила, да как в фонтанчик-то прыгнула, выхватила из воды ребёночка бездыханного, да как к дверям-то парадным подбежала, да ногами в дверь-то застучала, да голосом запричитала, двери-то раскрылись, сама княгиня выбежала, да сразу в обморок и упала. Доктора закричали, прибежал, сердешный, аж жилет не успел застегнуть, ну, ребёночка и отходили, видно не успел много-то водицы испить, в самое времечко ангелы небесные нашу Анфису к фонтану подвели.
Пришла в себя княгинюшка, по головушке Анфисушку гладит, дитё своё ожившее целует, чуть от чувств своих не помешалася. Сняла она с пальчика своего перстень золотой с камешком драгоценным, да на Анфисину ручку, на пальчик безымянный его и надела. « Пусть,» - говорит, -«Перстенёк этот на той руке будет, которая дитятко моё спасла». Подняла Анфисушка лукошко своё, а всего-то несколько ягодок в траву и просыпалось, и подала его княгинюшке в знак утешения. Так до самого смертного часа матушка моя с перстенёчком тем не разлучалася. Уехала тогда барыня с сыночком и долго в наших местах не появлялася, воспоминаний печальных боялась видимо.
А батюшка мой Гаврила уж больно злобный нрав имел, в парнях ещё был, а слава об нём уже недобрая шла, и прозвище ему дали – лютый. А и взаправду лютый человек был, ох лютый. Скотину насмерть забивал, лошадь ли, овцу ли, насмерть забивал, гусей, и тех перестрелял, гогочут не так, как ему надобно. Так лошади от него шарахались, да и не одну из них извёл своей жестокостью. Как в гору воз поднять, не может, так и начнёт её без жалости кнутом охаживать, та рвётся вперёд, рвётся, а воз-то тяжёлый, с места не сдвинуть, мечется она бедная под ударами зверскими, да и упадёт среди оглобель бездыханная. Одному коню хребет палкой перешибёт, другую лошадушку в полынье утопит. Никакой жалости к скотине не имел, да и не только к скотине, людей он не любил, можно сказать, ненавидел их. Смолоду перед богатыми выслуживался, к управляющему в доверие вошёл, даже сам барин знал про него. А у простых людей уважения к нему не было, да только многие вскорости в зависимость к нему попали.
Началось- то всё с малости, хлеба кому до весны не хватило, нечем детушек накормить, к нему идут, в ноги кланяются, он за проценты мужика выручит, потом вдвое больше за это возьмёт. И не только с хлебом так было. Ему- то самому всего хватало, поскольку его управляющий на княжескую службу нанял, служба-то простая, где не лошадях, где другую услугу выполнит, а всё с барского стола кусочки перепадали, а как в доверие к хозяевам вошёл, так за какие-то тёмные делишки и большие награды получать стал.
С этого началось, да и дальше пошло. Стал он кусок хлеба али денежку за разные хорошие вещицы давать, ну, кто хоть раз в жизни на ярмарке штуку дорогую купит, так потом, нуждаючись, всё равно Гавриле-лютому отнесёт. И стал Гаврила вроде деревенского ростовщика. Да что крестьяне, и богатые мужики со всей округи в его услугах нуждалися, и кто в извоз ходил, и мастеровой люд, у кого в руках ремесло было по каменному, плотницкому, али сапожному делу, многие за кусок хлеба последнее отдавали, - колечко обручальное али крестик золочёный, особенно в зимние месяцы к весне поближе, когда работы у людей мало было, а запасы все уже подъедалися
И вот хоть без нужды жил Гаврила, а замуж за него идти никто не хотел, зная нрав его лютый. Боялись его девки, как огня. "Лучше"- говорили, -" век старой девкой вековать, чем за Гаврилу-лютого пойти". А те, на кого Гаврила-лютый посмотрит, своим тяте с матушкой в ноги кидалися и такие слова говорили: "Лучше убейте, родный батюшка и родная матушка, а не отдавайте родное дитя на съедение". И хоть бедно, ох как бедно крестьяне жили, и многие по расчёту насильно своих дочерей за богатых мужиков отдавали, а за Гаврилу-лютого никто отдать не решился. Не нашлось таких лиходеев для своих детей. Вот какой зверь был человек!
Ходит Гаврила в холостяках год, ходит другой, да что это, думает, мне при моих средствах, да бобылём жить, да ухода никакого бабьего не видать! Нет, уж, дудки! И пошел самому барину жаловаться: "Хочу" – говорит, -"жениться, а за меня ни одна девка замуж идти не хочет!" "Как так не хочет?" – воззрился на него барин. - "Да как она смеет не идти, ежели ты этого желаешь?" "А вот так!" – говорит Гаврила, - "Не хотят, и всё тут!" "Ах, так они не хотят?" – протянул барин грозным голосом, - "Они не желают? Ну, вот что! Нынче же тебя оженю!" Сказано- сделано. Дал барин приказ управляющему собрать в одну избу всех девок в округе, что на выданье были. И кто бы посмел ослушаться князева приказа? Под каторгу родителей подводить ни одна девушка не осмелилась.
Собрались они все, голубушки, в самой просторной избе, встали рядком по стеночкам, да и стоят, ни живы, ни мертвы, ножки-то у всех будто ватные, по коленочкам-то дрожь бежит, ручки-то от страха холодные. Стоят и ждут приговора своего. Вот заходит в избу барин-князь, а за ним Гаврила-лютый, женихом глядит! Зыркнул барин тут на девок, вмиг глаза те опустили и головушки склонили. "Ну, Гаврила,"- говорит тут князь,- "Выбирай себе в жёны любую девку, которая по нраву придётся, по красоте приглянется!" И пошёл тут Гаврила, подбоченясь, жену себе выбирать. Ходит гоголем, смотрит соколом, а за пазухой – камень спрятанный. Мимо которой девки идёт, у той от страха ноги подкашиваются.
Оглядел он всех, губы выпятил, да к барину и обращается: "Хочу" – говорит, -"в жёны взять Анфису, что Красой прозывается. " Да на самую-то ладную, на самую распрекрасную девку, на Анфисушку, рукой и показывает. "Ну", - говорит барин, - "губа у тебя не дура, Гаврила, красавицу выбрал, царю под стать! Ну, так и быть," – говорит, - "будет Анфиса твоей женой, а на свадьбу твою я сам лично пожалую!"
Только эти слова барин вымолвил, слышь, стон какой-то, глядь, а Анфиса-то в ногах у подружек замертво лежит. Подняли её под руки подруженьки, водицей ключевой умыли, полотенчиком вышитым утёрли, да и повели Анфисушку под венец.
Только ночи тёмные, только звёзды светлые знают, сколько слёз горючих было вскоре пролито. Не на счастье был венец, не на радость, на печаль-тоску сердце отдано, сердце кроткое, незлобивое, да жестокому вишь досталося. Не жалел жену, не жалел молоду, за отказ сватам первым боем бил, а за обморок – лютовал вдвойне: "Ах, ты подлая, ах, ты мерзкая, не хотела быть женой, так рабою будь!"
Уж старалася из последних сил угодить ему, мужу лютому, да напрасно всё, да впустую всё. То прошла не так: "Походка-то, ишь плывёшь, как лебедь белая, аль любовников завораживать ввечеру ты надумала? Я те шею лебединую петлей мигом окручу, да вожжами сыромятными красоваться отучу!" Ох, тяжелая наука у Гавлилы- лютого, ох, не жизнь, а каторга у Гавлилы- лютого! Перемолвилась с соседкой- головой об стену бил, чуть задумалась немножко - в сени на ночь проводил, на мороз студёный, на мороз трескучий. В хлеву ночевала, слезами коровушку поливала, горемычная, многострадальная.
Уж двое детушек в доме бегали, Лёня старший был, а я младшенька. Попадало и нам, да всё прятались, а уж матушке, той за всё ответ держать. И не вынесла жизни этакой, как собралася, как решилася, да из дома своего разом сгинула! И ушла тайком, ночкой тёмною, и следов совсем не оставила, да нашёл её муж в одном хуторе, за десяток вёрст непокорную. В старой бане в саду она пряталась, укрывали её люди добрые! Муж за косы её силой вытащил, да как оземь бил, люди плакали. Привязал её лютый к лошади, да повёл домой на расправушку. Всю дорогу хлестал он кнутом её, а как падала, обдиралася, по земле волоклась, будто мёртвая. А поднимет её, и опять стегать.
Как сейчас гляжу, хоть была мала, да запомнила. Привёл матушку, всю избитую, платье клочьями с неё свесилось, цвета красного, пропиталося, видно, кровушкой… Вот идёт она сзади лошади, руки связаны, да закручены, а за нею след окровавленный. Закричала я, затряслася вся, меня подняли, да в чулан скорей под замок сажать!
А потом что было, не забыть вовек! Матушка моя, что Анфисой звалась, не вставала с тех пор, всё болела она, всё лежала пластом, лицо желтое, исхудалое. Говорить не могла, только шёпотом. Пила-ела она только с ложечки, да не ела совсем. А давали ей есть только постное, молочка бы глоток, да нельзя, пост пришёл, а во время поста даже детушкам молочка не испить, не попробовать!
Вот проснулась я раз, чуть забрезжил рассвет, слышу, матушка шепчет: "Марфуша, приди!" Я вскочила, да к лавке, где лежала она, наклонилась над ней, испугалася, изболела она, ох, страшна уж была, вместо глаз будто тёмные впадины, губы высохли, аж сомкнуть не могла, и никто б не узнал в ней Анфисушку.
Прошептала она, чтоб кольцо я сняла, перстенёчек заветный, да памятный, и себе бы взяла, да её бы все помнила, бедную.
Я с руки её милой колечко сняла, соскользнуло оно, будто с прутика. Занималась заря на востоке, а я любовалась на перстень брильянтовый, и лучи от зари расплескалися в нем, со слезами моими смешалися. Вдруг услышала шёпот: "Марфуша, прощай!" И закрыла глаза моя бедная.
Я молитву читала, когда он вошёл, посмотрел он на матушку мёртвую и спросил: "Где кольцо?" Испугалася я, что убьёт и меня, протянула я руку дрожащую, он колечко забрал и ушёл из избы, видно спрятать хотел перстень маменькин! Через много лишь лет вновь вернулся ко мне перстенёчек заветный, да памятный.
Слушая Марфу Гавриловну, обе наплакались, вот оно прошлое, никуда не делось, раны всё болят и болят!
Виктория решила прогуляться и навестить свою подругу, как там она после праздника. И ещё захватила контрольную по английскому, которую сделала ей для техникума. Контрольную, чтоб не помять, вложила в большую, толстую тетрадь, с красивой обложкой, на которой росли одуванчики, Вика сама перевела их с переводной картинки.
Что происходило у Риты в избе, она сразе не поняла, весь пол был засыпан пухом. Пух летал по комнате, лежал на столе, на стульях и даже на подоконнике, кровать, диван, комод – всё было словно в снегу. Рита стояла посреди комнаты и чуть не плакала. Увидев Вику, она раскричалась, показывая на бабку, которая сидела на стуле, тоже вся засыпанная пухом:
- Вика, ты посмотри, что она натворила! Разрезала ножницами все подушки и выпустила весь пух, и объясняет это тем, что собиралась шить перину к своей свадьбе. Вика, скажи, это можно вынести? Можно выдержать такую жизнь?
Зрелище, конечно, было впечатляющим, но Вика попыталась успокоить подругу.
- Ну, что толку на неё кричать, Рита? Вы бы лучше не оставляли острые предметы. Ну, что теперь делать? Давай собирать пух!
- Да разве его теперь соберёшь? И все наволочки испортила! Да хоть бы замуж-то собиралась за покойного дедушку, за мужа своего, Василия, а то ведь придумала какого-то Сенечку, просыпается каждое утро, и рассказывает, что ходила с ним гулять!
- Не сердись на неё, Рита, она, похоже, живёт уже в двух мирах!
- Да, в реальном мире она творит всякие глупости, а в том, неизвестном, разгуливает с любовником.
- Прошлое захватило над ней власть и не отпускает. То прошлое, которое не сбылось, не стало настоящим. Почему прошлое имеет такую власть над людьми, Рита?
- О чём ты говоришь, Вика? Какая власть прошлого? Из ума она просто выжила, вот и всё!
- А что это значит, выжить из ума? Неадекватно воспринимать мир? А кто точно знает эту адекватность? Жить в своём мире? Но ведь каждый из нас живёт в своём мире!
- Выжить из ума – это значит поглупеть, глупой стать, поняла?
- Ну ты, умница, неси щётки, веник, и другие наволочки и давай пух сметать.
Когда пришла Татьяна Васильевна, девушки пух уже собрали. Таким образом, удар был смягчён, и всё же мать Риты расстроилась. Кто знает, чего дальше от бабушки ждать. Она заварила для неё какую-то траву и дала ей попить. Потом посетовала, вот, мол, сколько бабушка всего знала про травы, а всё забыла, ладно хоть всё передала ей, а вот, мол, я умру, так всё со мной и уйдёт, Рита ничем не интересуется.
- Я спрашивала тебя, как любовный напиток изготовить, чтоб парня приворожить, так ты мне не говоришь! – сказала Рита.
- Я же тебе объясняла, что грех это, что делать этого нельзя. – ответила Татьяна Васильевна.
- Вот ты со своими грехами моего папашу и упустила. – сказала Рита.
- Вольному воля! – опять вздохнула Татьяна Васильевна. – Если хотите парня приворожить, то читайте молитву "Богородица, Дева, радуйся!" А в конце просите своему парню всякого добра, здоровья, благополучия. Он это почувствует и обратит на вас внимание. Это не грех, посылать ему любовь, добро, хорошее расположение.
- Как же! – сказала Рита. – Вапросишь для него добра, а он на тебя не посмотрит, да уйдет со всем добром к другой. Как вот у тебя с отцом получилось.
- А ты утешайся тем, что добро сделала любимому человеку. – улыбнулась и Вика.
- Ах, ах, добренькие вы какие! А в жизни выигрывают злые, напористые! И привораживают, и колдуют!
- Бог с тобой, Рита! – вновь сказала её мама.
- А зачем тебе это нужно? – спросила Вика. – Кого ты собралась привораживать? И зачем тебе нужен человек против его воли?
- Да просто так я спросила, на всякий случай! Всё равно ведь не скажет! Так все секреты с собой и унесут, одна умалишённая, а другая уж больно нравственная!
- Татьяна Васильевна! - вдруг обратилась к Ритиной маме Виктория. – Я вам хочу подарить вот эту тетрадь. – и она протянула ей толстую тетрадь в кожаном переплёте, в которой принесла контрольную по английскому Рите. – Записывайте в неё всё, что знаете о травах, все рецепты, время сбора трав, и так далее, ну, вы сами знаете что.
- Спасибо, дочка. – сказала Татьяна Васильевна. – Я и сама об этом думала, на листочках вон кое-что записываю. Вот скоро зима начнётся, делать вечерами будет нечего, так я этим и займусь. А тетрадь-то какая красивая, с одуванчиками, как раз для трав.
- А носки кто вязать будет? – спросила Рита.
Свидетельство о публикации №217121700769