Clement de Alicante

*1840 год. Канада. В самом разгаре конфликт между англичанами и французами. Во времена Колумба Канада была заселена франками, но в 1763 году её захватывает Великобритания. С тех пор туда едут англичане, и к середине XIX века число англичан и французов (говорящих на разных языках, верящих в разные версии одного Бога, почитающих разные традиции) становится равным.*

Письмо француза Климента де Аликанта, участника англо-французских воин 1837-1838 годов:

"Моей сестренке Марсельи, и каждому французу.

Дорогая сестрёнка! Я пишу тебе из тёмной и холодной камеры для особо опасных преступников. Здесь блики в глазах крыс заменяют мне солнечный свет. Слава Господу, что еду Я в тёплое место – в Австралию на каторгу.

Не буду рассказывать тебе о жизни в этом поганом месте с нескончаемой зимой. Надеюсь, мне не нужно объяснять, почему пишу Я на английском языке, а не на нашем родном.

Последние 4 года Я боролся, дорогая сестра! Я сражался за самого себя, за тебя, за матушку с отцом. Молю Бога, чтобы с ними всё было в порядке. Я сражался за Францию здесь, в забытой всеми Канаде, и, кажется, моя борьба подходит к концу.  C'est la vie!

С 1836 здесь бурлила английская пропаганда. Хоть нас, французов, пока что тут больше, всё равно правительство на стороне британцев. Каждый дурак знает, что Канада принадлежит нам, принадлежит Парижу, это наша Родина! Они… Английские чудовища запретили наш язык, они оскорбляют нашу церковь, наши устои и традиции. Марселья, если бы ты знала, чего мне стоило написать новостной выпуск на французском языке! Так что Я начал борьбу против бриттов. Мы готовили восстание с 36 года, заручились поддержкой США.

И в 1837 году мы, истинные патриоты своего народа, наконец восстали в Нижней Канаде. После, в декабре, восстания начались и в Верхней, британской, Канаде. О Боже, как неорганизованны, как оплошны и смешны были эти бунты! Всех их перестреляли, перевешали… Из всех 600’000 французов в Канаде на борьбу поднялись лишь жалкие 10’000! Таково лицо Французской Свободы.

Я был в отряде Нильса Шульца. Повстанцы собрали последние силы под городом Прескоттом. Мы собирались брать его с (!) 250 людьми. Это был последний шанс для возрождения восстания…

11 ноября 1838 на нас внезапно обрушились отряды врага. Большинство – отряды милиции из Прескотта. Пять дней мы защищали пригород, но в конце концов нас разбили. До сих пор помню, как безумные варвары расстреливали пленных, закалывали штыками раненных.

Так и закончились восстания 37-38 годов. Сама знаешь, что происходит теперь. Французский язык запрещён, ни одного нашего соотечественника в парламенте Канады…
Марселья, меня признали виновным в том, что Я возжелал счастья для своего народа. Отсался день до того, как меня отправят в Австралию. Темнота этой холодной камеры сменится мраком трюма корабля, а после, наконец, Я увижу Солнце. Увижу чистое небо, цветы и траву. Канада была для меня ссылкой и каторгой, Австралия же – долгожданный отдых - immobilit;.

Марселья, дорогая сестра, поцелуй за меня наших родителей, если они ещё живы. Люблю тебя. Прощай.

Clement de Alicante
4 janvier 1840


Рецензии