Вечная суета сует

Роскошный шлем как будто ждёт того часа, когда увенчает собой главу героя. Торжественно взметнувшиеся перья похожи на крыло фантастической птицы. Рядом лежит охотничий рог – его изящная цепочка поблескивает в темноте. Серебряная рукоятка шпаги украшена витиеватыми узорами. Не сразу бросается в глаза череп, который будто насмехается над всем великолепием. Пустые глазницы наполнены мраком.

Со стола вот-вот соскользнёт рисунок, но мёртвая голова удерживает его своей тяжестью. На краю стола примостилась растрёпанная книга – это трагедия «Электра». Смерть не властна над искусством. Однако слава и почести – это всё слишком временно и ненадёжно. Об этом призывает задуматься знаменитая картина «Суета сует» голландского художника Юриана ван Стрека.


Зыбкость и бренность земного

Подобные натюрморты впервые появились в XVII веке. Очень часто обращались к этой теме голландские художники – Питер Клас, Адриан Ван Утрехт, Франциск Гисбрехтс и ряд других. Город Лейден был центром кальвинизма. Это религиозное течение особенно сильно осуждало разгул страстей и стремилось предотвратить моральное разложение современников. Напоминание о смерти должно было заставить людей задуматься над своей жизнью и призвать к исправлению.

Слова «суета сует» взяты из Библии, из книги Екклесиаста. Чтобы отразить на своих полотнах идею суетности земного, художники прибегали к тонкому символизму. Логическим центром многих композиций становился череп. Он является олицетворением конечности земного бытия и неизбежности смерти. О быстротечности юности напоминают увядшие цветы.

Нередко можно увидеть небрежно брошенные игральные карты и кости. Они символизируют опасные соблазны, которые сбивают человека с верного пути и ведут к погибели. Рядом может лежать опрокинутый кубок – кто-то не успел допить его. Песочные часы красноречиво свидетельствуют, что с каждой секундой жизнь становится короче. Погасшая свеча олицетворяет её затухание.


Зеркало истины

К теме бренности обращались живописцы и других европейских стран. Не обязательно идея раскрывалась в натюрмортах. Картина итальянца Бернардо Строцци «Старая кокетка» представляет собой жанровую сцену. Старуха прихорашивается перед зеркалом, над её нарядом и причёской хлопочут две молоденькие служанки. Девушки украдкой посмеиваются над своей госпожой. Зеркало высвечивает лицо пожилой дамы, что помогает раскрыть трагический смысл происходящего.

Особенно поражают глаза старой женщины, которые смотрят умно и грустно. Героиня далека от мысли любоваться собой – она словно увидела ту черту, которую ей предстоит в скором времени переступить. Вот-вот выпадет из онемевшей руки поникшая роза. На столике в беспорядке разбросаны драгоценности – возможно, что недолго осталось героине носить их.

Само слово «суета» в переводе с древнееврейского означает «ветер», «пар», «дым». В погоне за временным человек забывает о вечных ценностях. Земные радости преходящи, как дуновение ветра. Иногда стоит задуматься о смысле своего пребывания на земле. Не всегда такие размышления бывают радостными и приятными, однако они необходимы. Только тогда возможно прийти к мудрости и духовной зрелости.

*********************************************************
Впервые опубликовано в июне 2017 года на сайте «Красиво сказано»


Рецензии
Очень верно подмечено -иногда одна картина может сказать больше многотомных сочинений. Эти работы на меня действуют двойственно - остановиться, подумать - всегда полезно, но как увидишь, на что тратится человеческий разум - овладевает полнейший пессимизм.

Марья Чижова   26.05.2018 23:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.