Куда устремлен императорский взор?

Творчество известного скульптора Зураба Церетели удивляет и восхищает своим монументальным размахом. При этом оно не оставляет никого равнодушным; о нем говорят, спорят, пишут лестные и критические статьи и отзывы. Несмотря на то, что гигантские памятники уже несколько десятилетий, как не возводятся по всему миру, а современные скульпторы считают их пережитком прошлого и дурным вкусом, в России этот рудимент монументального искусства, по-видимому, не желает исчезать. Особенно наглядно это воплощено в 94 метровой статуе Петру Великому, воздвигнутой на искусственном островке перед стрелкой Москвы-реки и Водоотводного канала. Фигура российского императора стоит на корабле, что вполне логично, но почему монумент установлен на реке, если, он Петр, создатель российского морского флота?
История памятника необычна. Скульптор первоначально создал его как монумент первооткрывателю Америки Христофору Колумбу, чтобы продать его США. Приближалась памятная дата– 500-летие открытия Америки. Однако американцы от предложения отказались. Отказались и страны Латинской Америки и Испания. И тогда Церетели переделал мореплавателя в Петра I, и в 1997 году скульптурная композиция была установлена на Москве-реке. Однако, некоторые признаки Колумба остались; кираса и некое подобие мини-юбки из банановой кожуры. 
По словам экспертов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько ошибок. Ростры – трофеи с вражеских кораблей установлены неправильно. Они в принципе не могут быть увенчаны Андреевскими флагами, так как царь Петр не мог воевать с собственным флотом. По правилам, Андреевский флаг вывешивается на корме. Интересно, что это правило соблюдено только на корабле, на котором стоит Петр. Было опровергнуто и официальное название памятника – «В ознаменование 300-летия российского флота». Монумент не мог иметь такое название, поскольку юбилей российского флота праздновался за год до открытия памятника. Кроме прочего в 1995 году моряки за подписью временно-исполняющего обязанности Главкома ВМФ России, адмирала Валентина Селиванова, просили установить в честь праздника в Москве памятник работы скульптора Льва Кербеля.
В целом непропорциональная, монументальная композиция приобрела гротескное звучание.
Памятник вызвал практически единодушное отторжение в общественных кругах и среди архитекторов, в связи с его художественным состоянием и отсутствием ценности для города. Он вошел в список самых уродливых строений мира, заняв в нем десятое место. (см. сайт «Виртуальный турист»).
По мнению члена Комиссии по монументальному искусству города Москвы при МосГордуме, профессора, доктора исторических наук, кандидата искусствоведения Нины Молевой – «Художественная сторона сооружения Церетели не поддаётся анализу, как любая эклектическая комбинация форм, и это особенно подчёркивается грандиозностью размеров. Хуже другое, гигантомания привела в данном случае к подавлению масштабов Кремля, и особенно соседнего, теряющего всякую монументальность, Храма Христа Спасителя. Каким же символом становится рядом с ним, это сооружение?» (Молева Нина. История новой Москвы или кому ставим памятники. М., Олимп, 2008г.230 с.).
Дошло до того, что недоброжелатели даже пытались взорвать памятник. «Общественное движение «Архнадзор» предложило удалить из Москвы все скульптуры Зураба Церетели, размещённые на Манежной площади и прочих «видных» местах в городе» - сообщал Интерфакс (Lenta.ru,Культура).
По словам координатора этого общественного движения Михайлова, «У Зураба  Церетели есть удачные и интересные работы, он талантливый скульптор, но для них, к сожалению, в городе места не нашлось. Скульптуры, которые можно увидеть в столице, портят исторический облик Москвы».
Эти работы Михайлов предложил разместить в каком-нибудь парке, как
поступили после окончания коммунистической эры с советскими памятниками. (Lenta.ru, Культура). А скандально известный галерист Марат Гельман считал, что новый мэр, который придёт на смену Юрию Лужкову, должен прежде всего избавить Москву от памятника Петру Великому на Берсеньевской набережной.
Известно, что император Петр I лишил Москву статуса столицы и поэтому столь внушительного размера монумент, установленный ему в нынешней столице России, представляется не совсем корректным.
С технической точки зрения памятник Петру Великому представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, к нему привинчены бронзовые детали облицовки. Нижняя часть памятника, образующая пьедестал, собиралась отдельно от фигуры Петра. Последняя уже в готовом виде была укреплена на пьедестале. Корабельные ванты тоже выполнены из нержавеющей стали, каждый из них сплетён из группы тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса, имеющие медный каркас, изготовлены методом выколотки.
При сооружении памятника была использована бронза самого высокого качества. Она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, потом патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от метеорологических неблагоприятных воздействий. Монтаж монумента занял чуть меньше года.
Свиток в руках Петра Великого позолочен, равно как и Андреевские кресты на флагах-флюгерах. Памятник полый, внутри имеется лестница, для наблюдения за состоянием сооружения. Его вес составляет 2000 т., и он входит в число самых тяжелых памятников в мире.
Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором стоит памятник, обрамлен фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.
Несмотря на все отмеченные недостатки, присущие памятнику, он тем не менее продолжает привлекать внимание туристов именно из-за гротескной трактовки образа первого российского императора.
А теперь, предлагаю рассмотреть творение талантливого скульптора с иной позиции.
Монументальную скульптуру нельзя устанавливать в городской среде без ее  художественной, стилистической, исторической и эстетической взаимосвязи с близлежащей городской застройкой. Что же мы имеем в данном случае; справа от Петра на набережной расположилась гирлянда современных офисов невысокой этажности, слева, чуть в глубине, высится здание отеля «President», о чем свидетельствует золоченная надпись на крыше.
Перед монументом, совсем недалеко, пришвартован к левому берегу (Крымской набережной) трехпалубный речной теплоход «Валерий Брюсов». В 90-х годах прошлого столетия он эксплуатировался, как плавучая гостиница, ресторан и казино, а с 2014 года стал арт-центром с кинозалом, лекторием, бутиками и творческими студиями.
Следует заметить, что несколько лет тому назад городские власти решительно прочистили надводную часть реки, удалив баржи-рестораны и сомнительные службы на плавсредствах. Остались лишь те, которые входят в систему эксплуатации Московско-окского бассейна.
Почему же так лихо повезло «Валерию Брюсову»?
Оказывается, из-за названия корабля. Валерий Брюсов – известный русский поэт 20 века, в своей автобиографии отмечал, что является потомком знаменитого Якова Брюса. И хотя это весьма спорное утверждение, тем не менее сходство их фамилий очевидно. А это, в свою очередь, переадресует нас к личности Якова Вилимовича, который был русским государственным деятелем, военным, дипломатом, ученым, реформатором русской артиллерии. Яков Брюс – один из ближайших, влиятельнейших сподвижников Петра I, участвовал в двух походах на Азов (!) в 1687 и в 1689 годах. Вместе с Петром I воевал под Азовом (!) против турок. Азов - это врата в Крым.
Словом, вполне уместное ассоциативное соседство русского императора и его сподвижника Брюса в качестве теплохода.
Но, пожалуй, самым ключевым объектом в комплексе памятных объектов на данном участке реки, является висячий Крымский (!) мост (архитектор А.Власов), который упирается в улицу – Крымский (!) вал.
Именно в его сторону смотрит российский император, а если брать масштабно, то на юг, где располагается полуостров Крым (!).
Таким образом, с момента открытия памятника Петру I в сентябре 1997 года, он оказался в окружении городских объектов с общей топонимикой, относящейся к Крыму, и вследствие этого образовалась своеобразная наглядная программная цель, значительность и значимость которой, усилило присутствие отеля «President». Название гостиницы как бы намекает на особый государственный статус данной программы – возвращение Крыма в лоно России. Кстати, в этой гостинице традиционно останавливаются высокопоставленные гости столицы: государственные деятели, дипломаты, военачальники… Им, как правило, отводятся номера с видом на Москву-реку.Наиболее наблюдательные из них имели, и имеют шанс вместе с красотой городского пейзажа, лицезреть и забавный символизм. На мой взгляд этим и объясняется тот факт, что, несмотря на протесты московских градостроителей, деятелей искусств и общественности, монумент все же обрёл свое нелепое пристанище в Москве, на реке. Похоже лица осуществившие протекцию такому решению были довольно могущественными и влиятельными. Скорее всего, даже сам скульптор не догадывался о «говорящих» элементах городской застройки.Возможно и строительство моста в Керченском проливе тоже было подсказано символической композицией на Москве-реке, где в поле зрения бронзового Петра находится Крымский мост архитектора Власова.
Очевидно, негативная реакция общественности Москвы, не давала покоя скульптору и он решил реабилитироваться. В 2007 году в Петербурге на Прибалтийской площади был установлен монумент Петру Великому. Еще один авторский вариант, но выполненный им в классическом стиле соцреализма.Таким образом, он словно подвел черту под бесконечными спорами о художественных достоинствах московского Петра, продемонстрировав лучшие качества незаурядного скульптора.
Уже много позже после известных событий в Украине и возвращения Крыма в состав России, судьба одного из участников дивной политической инсталляции кажется, решена. По данным Московской транспортной прокуратуры, проверка законности размещения «Валерия Брюсова», пришвартованного к Крымской (!) набережной, выявила, что в нарушение п.2 ч.1 ст.11 Водного кодекса, стоечное судно – эксплуатируется в формате арт-центра на воде и работает без договора водопользования.
Замоскворецким районным судом Москвы удовлетворен иск прокуратуры.
Согласно вердикту суда, собственник судна «Московский туристический флот» обязан освободить Крымскую набережную. По-видимому, это произойдет в 2017 году. Но до чего же смехотворная мизансцена! Где же, спрашивается была прокуратура все эти годы? Проснулась после летаргического сна?
Казалось бы, можно ставить точку в повествовании, однако, удивительным образом история с памятником вдруг обрела, хоть и косвенно, продолжение.
А причиной тому, очередной исполинский проект Зураба Константиновича –
памятник Христофору Колумбу. Официальное название монумента – «Рождение Нового Света».Он установлен в Пуэрто-Рико в городе Аресибо. Его высота 81,7 метра без учета постамента, что вдвое превышает статую Свободы в Нью-Йорке и намного выше статуи Христа в Рио де Жанейро.
Любопытно, что фигура Колумба чем-то напоминает петровскую в Москве. Оба стоят на палубе за штурвалом, оба с поднятой вверх правой рукой.
Известно, что великий мореплаватель высадился на остров 19 ноября 1493 года. Следовательно, открытие памятника никоим образом не подходит ни к юбилейной дате открытия нового континента, ни к открытию острова Пуэрто-Рико. Аналогичное несоответствие даты открытия и юбилейной даты наблюдается и в установке монумента на Москве - реке.
Но к какой такой дате приурочена торжественная церемония открытия монумента 22 января 2017 года с участием в ней скульптора Церетели?
Оказывается – это следующий день после того, как в Белом доме, после инаугурации приступил к своим обязанностям, избранный президент США Дональд Трамп. Разумеется, к дате официального вступления в должность Трампа было притянуто мероприятие в Аресибо.
И по аналогии с московским гигантом, здесь следует искать особое толкование символики статуи для «посвященных».
Куда смотрит стальной Колумб? Прямиком на Майами, то есть спиной к островитянам. Что за неуважение к аборигенам, в чем они провинились?
Государство Пуэрто-Рико имеет статус неинкорпорированной  организованной территории, находящейся под управлением США, но не является их неотъемлемой частью. Действие конституции США ограничено, однако верховная власть принадлежит конгрессу Соединенных Штатов Америки. Пуэрториканцы имеют собственную систему самоуправления.
Учитывая то обстоятельство, что большинство островитян желают официального принятия их государством статуса штата США и стать американцами, то смотрящая на США статуя Христофора Колумба, должна вроде как подстегнуть определенные силы в обоих государствах к желаемой мечте. Следует ожидать референдума. Ну совсем как история с Крымом и Россией. Тогда и России перепадут дивиденды в качестве легитимности референдума крымчан по воссоединению с Россией.
Итак, очередная политическая партитура написана, слово за оркестром.


                февраль 2017 г.


P.S.
В рабочем кабинете президента РФ В.Путина на стене висит портрет императора Петра I, который ранее находился в его питерском кабинете в Смольном. Похоже Владимир Путин был главным адресатом символической программы действия.
 
30 мая 2017 года теплоход «Валерий Брюсов», по решению суда покинул акваторию близ памятника Петру I.

11 июня 2017 года в Пуэрто - Рико состоялся референдум. Большинство островитян проголосовало за вхождение в состав США на правах штата.

3 октября 2017 года президент США Дональд Трамп посетил пострадавший от урагана «Мария»  Пуэрто -Рико.
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.