День Святого Георгия. роман. О турках
- Я усвоила, что они нам не друзья. И что мы с ними воевали триста лет.
- И не триста! Мы с ними воюем с 15 века. Ну, да, триста, если считать, что сейчас мы не воюем.
- А мы воюем?
- Ну, если считать вот так – в лоб - пока нет,… к счастью… А тогда - да, триста лет… Началось все с того, что они завоевали Крым, эээ кажется, 1475 год...Вот тогда они и начали душить наших купцов. Крым - он ведь такая… звезда Черного моря. Кто владеет Крымом - тот владеет миром. Потому что морем. Тогда было так. Это ведь торговля, выходы в Европу, и дальше, а мы с ней сильно торговали. А потом они стали походами ходить на Москву, это еще в середине 16 века.
- Оборзели!)) – и Глафира всплеснула ручками. – И что? мы им спускали?
- Ну, видите ли, что такое Россия той поры!? Русь, да? Центральная часть нынешней России.И левобережная Украина. Все… И осколки Золотой Орды – татары.
- Да?
- Да, мы как смотрим на карты? На карте России – Турция какая-то серая окраина на юге, в самом низу, без опознавательных знаков. И на карте Европы – то же самое. А в реале, у турков своя карта. И на ней Турция – центр мира! Империя! И они стали империей намного раньше, чем Россия.
- Да?
- Да! ну что вы! И для турков, как раз Европа и Россия - северные задворки. Они и сейчас так думают. И они, конечно, считали, что все ихово и нужно брать!
- А все действительно было ихово?
- Ну, если взять большую карту, то там видно, как это все близко, как это соблазнительно для Турции. И Крым. И Черное море. И Азов… Грузия, Армения, Азербайджан - все по их границам…А через Каспий - так вся Средняя Азия!
Глафира не поленилась и сходила за картой:
- Ну, вот - сказал ее собеседник, и безошибочно ткнул пальцем в середину земель – Турция. А вот Крым... Здесь было Крымское ханство, и оно распространялось аж… вот досюда – и он безжалостно обвел рукой половину российских земель –… весь юг нынешней России, все Каспийское побережье до излучины Волги и Дона. И они даже пытались строить канал, чтобы соединить Волгу с Доном. Русские помешали. За Азов бились чуть ли не полвека…. А здесь - Казань,… Уфа,… Оренбург - это все татары. Бывшая Золотая Орда. И все вассалы Османской империи. Так что весь нынешний юг России не был югом России. А был севером Османской империи.
Глафира зависла над картой и схватилсь за щечки, качая головой.
-… А югом Османской империи был весь Ближний Восток, - и Иван легко переместился в другой конец карты - и северная Африка… И этим всем они владели… Так-то… Потому их имперские амбиции – это в крови.
- Н-да, выходит, не врут, когда говорят, что это исторически их земли?
- Ну, тогда им самим нужно будет признать, что они сейчас владеют греческой землей, и Римской... Потому что… все Черноморское побережье, - и он снова обратился к карте, - Армения, Грузия Крым – это греческие земли, Колхида. Вся территория нынешней Турции почему-то усеяна греческими развалинами. И Сирийская Пальмира, на минуточку, образец греческой архитектуры. И Айя-София начинала как православный храм! Весь его Константинополь - все культурное наследие вопиет и взывает к своему греческому происхождению. Пусть тогда отдадут все это грекам…
- Тоже правильно.
- Но они не отдадут.
- Нет?
- Вся эта ваххабитская шваль – они же считают себя воинами Аллаха. И им же это кто-то внушил!? За этим, знаете, стоит серьезная идеологическая платформа. Этим занимаются… Пока мы ушами хлопаем… Это такой мусульманский вариант крестовых походов. Они же христиан режут. Да, в общем, они всех режут.
- Мне все это так удивительно, я же неверующая. Я так мало верю в религиозные причины войн…
- Ну, разумеется, дело не только в этом. Хочешь понять почему - ищи экономический интерес. Мы всегда хотели контролировать Кавказ и Черное море. Все всегда хотели контролировать Кавказ. И они, и мы. Потому что это деньги, ресурсы, самостоятельность, в конце концов! Это порты, морские пути, плодородные земли, людские ресурсы, влияние. Они все это имели, контролировали. В средние века...А историческая память – страшная сила. Посмотрите, что там той Польши теперь? А спесь-то - шляхетская. В каждом такусеньком полячке – гетман, ну, хоть шляхтич. Потому что Польско-Литовское княжество пол-Европы занимало, что вы хотите!
- Вас это не смущает?
- Ну, я историк. Это нужно принять. Мы ведь тоже не лишены имперских амбиций. Даже если этого не осознаем. Если бы нас разодрали в перестройку на куски, и все сложилось бы хуже, и от русского народа ничего бы не осталось, думаете, мы бы притихли и исчезли? Вряд ли. Мы были великой нацией! Это из памяти народа не стереть. Мы бы передавали это из уст в уста.
- Былины? – засмеялась Глафира.
Иван тоже улыбнулся:
-Что-то вроде того. И даже наши татары – носители этого имперского комплекса. Хотя в средние века… тут же было ханство на ханстве - татары...
- Скажите, а что сейчас в Казани разве не татары живут, в Уфе…
- Ну, конечно, башкиры… В Ижевске - удмурты. Но это наши башкиры и удмурты! И наши татары! )))
- А тогда были не наши?
- В средние века? Тогда – нет. Может быть, даже…, в каком-то смысле, мы - были ихними. Татары к тому времени тоже в этих землях прожили триста лет.
- Ну, понятно…, а что? вы мне обещали про турков рассказать?
- Ну, да… Крым… Вот тут было Крымское ханство. Аж досюда. И он обвел огромный кусок. - Все Черное море. Все побережье и с украинской стороны. Все Азовское. И весь Юг аж до Каспия. Здесь казаки, здесь наши казаки, здесь – турецкие.
- А как их отличали?
- Формально одни подчиняются русскому царю, другие – турецкому султану. А так-то они бандиты, что те, что другие. Это – уж,… как теперь говорится, умеренная оппозиция.
- Да? Такие смелые параллели?
- Почему нет? Донские казаки были наши бандиты. Запорожские были и нашим и вашим... Как всегда!... Турки поддерживали Крымских татар, по сути, Крым был вассалом Османской империи. А тут такие плывут купцы. «Чьи? Русские?» – не знаем таких. Опачки - и обобрали до нитки… Понятно, пограбить – одно удовольствие. Что, и татары - не дураки разжиться за чужой счет! и у них это в крови - тоже поход за походом. И турки им - везде поддержку. Ну, Московский царь – войска: попугают, тоже пограбят, естественно…
- А как это соотносится с …эээ с легитимностью? - спросила робко Глафира, - ну, кто тогда прав, кто завоеватель?
- Ну, вы знаете, этические вопросы – это такая роскошь, которую не может позволить себе государство, которое оттирают от моря, например... Вежливость это вопрос дипломатии. А когда стоит вопрос жизни и смерти государства, то решает сила.Пушки.Крепости. И войска. И наглость, и неинтеллигентность.
- Ну да, конечно. Поняла... Разумеется...Пушки. И войска.
- В общем и целом, мы воевали с турками девять раз.
- С ума сойти! А мирно мы когда-нибудь жили?
- Можно считать, что последние сто лет, хотя в первой мировой войне, они были союзниками Германии, а во второй держали нейтралитет до последних дней. Но, правда, нынешняя Турция – это, конечно, не Османская Империя.
- Но хочет?
- Хочет, да… Притом, кто-то очень грамотно подогрел религиозные страсти, и имперские амбиции. И не только в Турции. Мы как-то пропустили момент, пока барахтались в нищете и разрухе. И потом тоже было не до турков. Весь этот терроризм – это же, грубо говоря, зачистка. Оранжевые революции на Ближнем Востоке.Вся средняя Азия, Грузия с Азербайжаном, Северная Африка, Украина, Молдавия, Болгария. Крым опять же. Ничего не напоминает.
- Э-э-э вы хотите сказать, что…
- Ну, да, да смелее...
- Они восстанавливают Османскую империю?
- Совершенно верно. Они строят…Халифат… Восстанавливают Османскую Империю. Отсюда такая агрессивная риторика. Идея-то очень простая, разрушай и властвуй. Если разрушить существующий порядок, то потом делай, что хочешь!...
- Ух! Ванечка. Вас послушаешь, и так становится страшно!
Все устали, и разошлись спать... Разговор так и не дошел до Турецких войн. Отложили до следующего разаПровожая их на электричку Глафира спросила у гостей:
- Ну, что когда вас ждать? В следующие выходные?
- Не обещаю, Глафира Андреевна, если получится, ну, и если Лена меня привезет к вам. А то сам я потеряюсь...
Свидетельство о публикации №217121801645