Магия кукол

Никто не знает, когда появилась куклы и зачем. Ритуальный предмет, игрушка, выражение родительского инстинкта…- теперь это уже неважно. Завоевав мир, куклы не намерены сдавать позиции ни по одной из позиций. Нам же остается только восхищаться и…

Магия кукол

…проявлять осторожность. Ибо люди и куклы влияют друг на друга. Мы их мастерим, любим, ломаем, запираем в шкафы, забываем на улицах. В ответ маленький народец вмешивается в нашу жизнь, подталкивает к странным поступкам, даже творит чудеса.
Но о мистике под финал. Пока же отправимся по краям и весям и поглядим, как все начиналось.

Кукла - энциклопедия бытового колдовства
Создавая куклы по своему образу и подобию, древние люди наделяли творения своих рук душой и невольно превращали фигурки из веток, корней, травы, обожженной глины, кожи или меха в тотемы – предметы поклонения и инструменты влияния на реальность. Прошли века, но ничего не изменилось. Загляните в интернет – там с помощью кукол учат колдовать, психологически разгружаться, греть душу, лечиться и т.д.
Так будет и впредь. Слишком уж сильны сакральные традиции, связанные в маленьким народцем. Слишком неразрывна связь.

Как наши пращуры играли в куклы
Когда в семье появлялся малыш, славяне скручивали из ткани куклу, наряжали в платок и платье и клали в колыбель, в изголовье ребенка, дабы уберечь от порчи. Куклы-«парочки» оберегали дом от пожара и злых людей. В Европе делали кукол с двумя лицами: «день-ночь». Просыпаясь, кто-то из домочадцев поворачивал игрушку «дневной» стороной, а вечером - «ночной», обеспечивая дому круглосуточный присмотр. Во многих культурах, провожая мужа-воина и желая уберечь его от измен, жена давала ему с собой фигурку-защитницу, сделанную собственными рукам. Себе же мастерила куклу-двойника супруга, и когда надо было – советовалась с «заместителем». По возвращении мужчины, куклу в игрушечной лодке пускали по реке. А вот на востоке существовали специальные куклы, на которых женщины показывали эскулапам свои недуги. Живьем-то было нельзя. С помощью кукол даже лечились. Фигурки набивали лекарственными травами и особыми камнями и рекомендовали носить на себе. Был и другой способ. Маги делали куклу-больной орган. К примеру, сосуд с осколками острых камней «назначался» почками. А в ходе лечения камни заменялись на масло.
Что характерно, в этнической игрушке куклам-оберегам редко рисовали лица, дабы кукла не могла ожить. И не напрасно. С куклами надо держать ухо востро.

Кукольная история
Еще в 20 в. до н.э., маленькие древние ягиптяночки играли в куклы. Причем ножки и ручки игрушек могли двигаться, а головки украшались волосами, чтобы делать прически. Кукол вырезали из дерева, делали из глины, реже из воска, однако со временем, в ход пошли и дорогие материалы, из-за чего ремесленники стали более тщательно прорабатывать лица. Хорошая кукла в давние времена стоила как несколько быков.
А вот в древнем Риме куклу использовали не только как игрушку, но и в качестве модели. С помощью присланных из столицы раскрашенных глиняных фигурок (фигуринов) высотой от 8 до 25 см провинции узнавали о модных трендах.
Позже эту практику взяла на вооружение и развила Франция. Именно там стали доносить новации от кутюр до широкой обеспеченной общественности с помощью сначала деревянных, потом восковых кукол Пандор (они выполнялись в любых размерах, даже в человеческий рост), ставших прообразом современных манекенов.
Известно, что в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила Пандору из Франции, чтобы ознакомиться с модными парижскими силуэтами. Обычно в комплекте к Пандоре прилагался сундучок с «приданым». Там был одежда, духи, аксессуары, даже косметика. Как утверждает молва, когда везли этих кукол, генералы прекращали войны.
Пандоры просуществовали до 1860-ых годов, затем их заменили модные журналы.

Движение – это жизнь
В стремлении добиться от своих творений максимального сходства с человеком, мастера научили кукол двигаться. Одни куклы надевались на руку, другие крепились на длинный стержень, третьи управлялись с помощью нитей, четвертые – плоские выступали на фоне освещенного экрана. Так возник кукольный театр.
До средних веков артисты-кукольники веселили публику и не знали забот. Потом церковь начала на корню уничтожать остатки язычества и куклы оказались вне закона. Однако успехом это мероприятие не увенчалось, и тогда кукол привлекли для пропаганды религиозных идей. Представления проводились прямо в церкви, собиралась массу народа, но... канонические сюжеты вызывали лишь скуку. Народ ждал появления чертей и грешников и тогда уж веселился от души.
Новый виток гонений привел к тому, что кукол жги на кострах, а актеров и мастеров обвиняли в колдовстве. Приговор звучал приблизительно так: «заставлял говорить, спорить и двигаться маленькие существа, которые могли быть только дьяволами».
Но и это прошло. Церковь примирилась с куклами.
Еще древние греки и римляне заставляли своих игрушечных танцоров кружиться в веселом хороводе под напором водяной струи. В Древнем Китае двигательные функции обеспечивала сила порохового взрыва. Но только с развитием механических устройств мастера смогли создавать настоящие шедевры из автоматических кукол. Особой популярностью пользовались сюжеты с оркестрами и танцорами. Выглядело это так: в ящике, задекорированном под дворцовый зал стояли и сидели фарфоровые музыканты. Когда заводилась скрытая пружина, оркестр начинал играть. Куклы водили смычками по скрипочкам, опускали руки на клавиши клавесина, кружились в танце.

Эпоха новаций
С развитием промышленности куклы в 18-19 веке утратили свой эксклюзивный стиль и стали более доступыми. Англия, Франция, Германия начала изготавливать из бисквитного фарфора целые серии. Из фарфора делалась не вся кукла. Тельце было матерчатым или кожаным. Параллельно с фарфором был налажен выпуск кукол, головки и другие детали которых выполнялись из прессованой деревянной крошки, бумаги, пепла, яичной скорлупы плюс секретные ингредиенты или папье-маше - смеси бумаги с песком, цементом и муки. Позже, после 30-х годов прошлого столетия появились куклы из винила, резины, каучука. Сейчас царствует пластик.
В России в эпоху расцвета европейской куклы собственного производства не было. Кукол выписывали из-за границы. Стоило удовольствие прилично, поэтому девочки играли со своими любимицами лишь под надзором гувернанток. Тогда же появились кукольные домики, мебель для кукол, посуда.
К началу 20-го века куклы перестали изображать взрослых женщин и на долгие годы детское и даже младенческое личико с пухлыми губками, наивными глазками, розовыми щечками стало нерушим стандартом.
Нарушить который удалось ее величеству Барби.


Властительница мнений
Из всей кукольной братии Барби стала самой известной. Она появилась на свет 9 марта 1959 года и до сих пор – звезда продаж. Еженедельно в 150-ти странах мира покупается около миллиона кукол. Всего компания Mattel более за полвека реализовала более миллиарда Барби. А началось все довольно прозаически Средней руки американская капиталистка Рут Хэндлер, будучи в Германии, увидела куклу, скопированную с грудастой сексапилочки Лили – героини комиксов времен послевоенной Германии, приобрела на последние деньги авторские права, и по возвращении домой, смастерила собственный аналог. В 1958 году г-жа Хэндлер официально запатентовала свое изобретение и заработала на сегодняшний день несколько миллиардов долларов.
Ну, а мир словно сошел с ума, Копия Барби выставлена в музеи восковых фигур. На Гавайях есть музей Барби. В Англии под Манчестером возведена улица домиков «а-ля Барби». Барби вошла в список двадцати наиболее ходовых товаров в мире. Мало того Барби вызвала целую эпидемию последователей. На полках магазинов хлынули разнообразные аналоги Барби. А некоторые особенно впечатлительные представители рода человеческого даже превращают себя в знаменитую куклу.

Калейдоскоп-чудес
Под финал немного эзотерики, но только хорошей или, во всяком случае, не плохой. О куклах-убийцах, когда в стране такое твориться, говорить не хочется.
В Японии в городе Ивамидзама в одном из местных храмов с 1938 года находится таинственная кукла, у которой растут волосы. Некогда ее подарил 17-летний Эйкичи Сузуки своей 2-летней сестренке, а когда та умерла, семья поставила куклу на домашний алтарь и молилась каждый день. Через некоторое время  у куклы стали расти волосы. Объяснить этот феномен никто не берется.
*
В США кукла спасла американскую семью при пожаре. Кукла-младенец, запрограммированная на плач в разное время, закатила истерику среди ночи,  разбудив всех домочадцев. Как оказалаось. очень кстати. Дом горел, промедление грозило смертью.
*
Ленинградка Ирина Зимнева рассказывала, что провожая ее, маленькую, в эвакуацию, мать дала ей куклу и велела не выпускать из рук. Благодаря игрушке Ирина и осталась жива. Мальчик, разбиравший руины попавшего под бомбежку поезда, увидел руку с зажатой игрушкой, решил принести сестре подарок, но не смог разжать детские пальчики. Он старался до тех пор, пока…Ира не пришла в себя и не закричала. К этому времени считалось: что под руинами поезда уже нет ни живых, ни мертвых. Спустя несколько десятилетий Ира случайно встретила бывшего мальчика, они разговорились, он узнал куклу. Ирина Зимнева помнит, что мать велела беречь куклу всю жизнь и наказывала особо не распространяться об этой истории.
*
Еще одна блокадная и теперь уже музейная история…другая маленькая девочка выдержала голод только потому, что оставаясь дома сама, голодная, в промерзлой квартире, коротала время, играя с куклой. В один из дней девочка не смогла подняться, она уже видела, как умирают и покорно ждала, когда придет смерть. Апатию нарушал лишь…укор в глазах фарфоровой куклы. Та не желала отпускать подружку и «прессовала» взглядом, пока не пришла мать. К счастью, с едой…
*
В разрушенном немецком городе, перешагивая кучу хлама, советский солдат задел ногой куклу. Та закричала тоненько: «ма-ма». Возглас заставил солдата посмотреть под ноги. Там лежала мина.
*
Кто-то возразит: мол, случайность, совпадение, выдумки, показалось. Возможно. Но почему тогда взрослые рациональные люди с неискоренимым пиететом относятся к своим автомобили, компьютерам и другим неодушевленным предметам? Почему любят их, дают имена, разговаривают? Да потому что, все мы родом из детства и точно знаем, что все игрушки – живые.  И ничего  с этим уже не поделаешь.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.