***

Мы вышли из метро со студенткой филфака Лизой и пошли в сторону 1 Советской улицы. Почти через месяц будет Рождество, но снега нет, хотя и довольно холодно.
Моросит дождь. Серые, грязные дома впускают нас под покров своих карнизов. Под ногами лужи и слякоть. Неприятно.
На 1 Советской рабочие в оранжевых жилетках ремонтируют фонари. Несмотря на погоду в воздухе чувствуется запах строительной пыли. Много прохожих, но все они выглядят угрюмыми. И все спешат по своим делам, как будто никому ни до чего нет дела. Мы свернули в подворотни, подошли к торцу бледно-зеленого дома. Перед нами была ржавая пожарная лестница. Не знаю зачем, я предложил: «Полезли?»
На самом верху ветер дул еще сильнее. Под нами были железные крыши с торчащими антеннами, машины и маленькие люди. Я осмотрел с высоты «поле» на котором нам предстояло сегодня работать.
На углу 2-ой Советской и Дегтярной улицы нам попалась пожилая женщина. Я попросил ее представиться, представился сам и спросил ее мнение насчет переименования Советских улиц в Рождественские.
- Татьяна Борисовна, - она назвала свое имя. - Я уже в том возрасте, что для меня уже трудно запоминать новые названия, а ведь с названиями связан и интернет, и карты, и дороги. Может оно и хорошо - вернуть старое название, но мне будет трудно переучить себя. Это вот молодым…
Мы поблагодарили ее и пошли дальше. Лиза предложила спросить кого-то помоложе. Получалось, что Татьяна Борисовна сама того не осознавая, указала нам следующего человека.
Навстречу шел парень примерно моего возраста. Я остановил его и задал те же вопросы. Он смутился, и как-то нерешительно и тихо произнес:
- Меня зовут Серафим. Наверное, надо оставить старые названия… люди уже привыкли… правительству денег что ли не на что больше тратить? Ну, я вообще не знаю… - кажется, произнося это, он совсем замешкался, и больше ничего не смог из себя выдавить.
Мне казалось, что все, что говорили эти люди, было не то, что недостаточным, а просто превращало работу в цирк. Каждый опрошенный выглядел так, будто мы пытали его. И, как только я благодарил его, он быстрым шагом стремился скрыться от нас. Досадно. Мы с Лизой решили расспросить кого-нибудь более подробно.
Как раз нам на глаза попалась маленькая застекленная дверь на другой стороне дороги, ведущая в магазинчик одежды. Лиза осталась ждать снаружи, я зашел внутрь. В магазине было тепло и приятно пахло, на полках и деревянных стеллажах были аккуратно разложены кофты, штаны, футболки. Уютная полутьма обступила меня. Я подошел к кассе, поздоровался и представился продавцу. Сразу запомнилась его борода и уложенные волосы, он что-то печатал на ноутбуке. «Хипстер» - подумал я.
Задал вопрос:
- Ваш магазин стоит на 4 Советской улице. Как вы считаете, стоит ли возвращать улице ее старое название, чтобы она называлась Рождественской?
- Да мне как-то без разницы, мне все равно, - ответил Михаил.
- Ведь придется менять все документы магазина, на то деньги нужны?
- Ну, я бы не сказал, что это очень затратно. Надо будет – поменяем. Это не тяжело.
Напоследок я узнал его имя, потом попрощался и вышел.
«Снова мало информации» - думал я, но тут Лиза указала мне на дедушку, сидящего на остановке. Мы подошли, Лиза села рядом, а я обратился к нему с тем же вопросом. В ответ прозвучал сильный и решительный голос.
- Я считаю, улицы нужно переименовать! – сказал он так, будто только что вынес указ, и при этом добродушно улыбнулся. – Многие так их и называет Рождественскими. Это удобно и документы поменять не проблема. В 64 году снесли вон там Рождественскую церковь. – Он махнул за угол. - Теперь восстанавливают. И улицы надо.
- Как к Вам обращаться? – спросил я.
- Петров с 6-ой Советской – бойко проговорил он и тут же засмеялся.
Это был один из самых общительных людей. «Вот оно!» - думал я - «Зацепка!». Мы почти бегом пошли в ту сторону, куда показал Петров. И скоро услышали звуки стройки. Из-за угла нам открылся желтый нос подъемного крана, еще показались несколько грузовиков, но больше ничего не было видно – территорию ограждал забор металлических листов. Я понял, что мы опоздали, когда курящий строитель кинул мне в ответ на мой вопрос: «А, ты тоже тут бегаешь и узнаешь про переименование улиц». Затем он бросил окурок на землю, зашел за серые ворота и запер их.
- Опередили нас, - сказал я Лизе. Было обидно. Из-за забора ничего не было видно. Не было церкви. Не было ничего. Только холод и грязь.
Чтобы согреться, мы спустились в какой-то подвал, под вывеску «Irish pub».
Список опрошенных пополнила девушка-официантка Юля:
- Да какая разница. Сегодня Советские, завтра Рождественские, послезавтра Путинские.
Я совсем оставил надежу получить живую историю, настоящих петербуржцев, думающих о судьбе своего города. Всем наплевать. Всем. Никому не важно где они живут и как называются улицы.
На обратном пути уставший и замерзший я повернулся к Лизе:
- Как думаешь стоит переименовывать?
Она ласково улыбнулась:
- Поехали. Я дома тебе расскажу.


Рецензии