костолом глава 11

КОСТОЛОМ

Глава 11

В 1002 году Альмансор совершил свой последний карательный поход в графство Кастилию, сжег несколько крепостей, поистрепал порядком свои войска, и когда нахрапом не сумел взять еще один замок, решил отступить в Кордову.  В то время старик уже был очень слаб...
Хаджиб приказал сыну Абдул Малику отвести основные войска в столицу, сам же, с небольшим отрядом тоже повернул на юг, но двигался много медленее...
Я предложил Абдул Малику прикрыть отход основных войск со своей конной тысячей саккалибов...он дал согласие. На самом деле большой нужды в этом не было, иначе Альмансор не отважился бы возвращаться малым отрядом, но грешно не воспользоваться сыновними чувствами Абдул Малика, и не предложить перестраховаться.
Отряд хаджиба я застал возле городка Мединасели. Мои всадники уже давно к тому времени подчинялись лишь мне, и не воспринимали больше никаких авторитетов, но моя личная маленькая армия пролжала усердно делать вид, что служит делу халифата...
Резня получилась на загляденье: подъехали к лагерю хаджиба, дружески поприветствовали его людей, и тихо порешили всех...
Я вошел в шатер к Альмансору, тот лежал в постели мертвенно бледный....непобедимый воитель умирал—годы и затяжная болезнь постепенно брали свое...
--Приветствую тебя, о великий и могучий—сказал я, уселся напротив него, достал перо, и развернул пустой свиток—ну что? Эпитафию писать будем?
--Думаешь смерть уже идет за мной?—спросил хаджиб слабым голосом..
--Да нет—зевнул я—я уже пришел...
Старик не выглядел сильно удивленным, он надолго задумался, и потом произнес:
--Помнишь Костолом, я тебе рассказывал о единстве трех культур...мусульманской, христианской и иудейской?
--Помню...
--Разве не здорово? Можно ли представить мир лучше и справедливее?
--Врядли ..
--А ты такой создать сможешь—хаджиб взглянул на меня своим пронизывающим взглядом, от которого в былые времена у меня поджилки тряслись..
--Не смогу....
--Так зачем ломаешь То, что самому создать тебе не по зубам?
--Бате обещал—просто ответил я.
--Так ты же сирота—удивился хаджиб.
--Это твоя ошибка великий и могучий,--говорю—отца чту, и помню его заветы...его звали Илья, он был лучшим воином у великого князя киевского Владимира...и в холопах его сыну не пристало ходить, а коли судьба принудила, так дорогую цену намерен я взять со всех, кто в этом повинен...
--Действительно ошибка—прошептал старик—неужели я паду жертвой обыкновенной мести славянского вольноотпущенника?..Я—непобедимый владыка Кордовского халифата?
--Покурим?—спросил я, доставая из торбы пару походных кальянов..
Альмансор кивнул. Мы задымили. Кровавые ежики перед моими глазами плотным строем, плечо к плечу с саблями наголо замаршировали к кургану, на вершине которого  ощерился и принял защитную позу старый  волчара с алыми каплями на седом загривке...
--Дело вовсе не в мести—ответил я—а в чувстве справедливости..правда оно у меня своеобразное...я считаю, что каждый человек рождается свободным, и никто не в праве попрать его вольность, а если это происходит, то обидчик, его сообщники, и все, кто равнодушно и молчаливо согласны с таким положением вещей, и даже обращают плоды чьей-то неволи к своей выгоде..все они должны умереть....и это правильно, и жажды мести в моей душе при этом нет никакой...я просто делаю, что считаю правильным, а вообще...ты мне даже симпатичен, хаджиб..
Альмансор задумчиво вздохнул, затянулся, и выпустил изо рта облачко дыма, напоминающее могильный холм:
--Убьешь потом халифа, и моего сына Абдул Малика?
--Ну зачем же—отмахнулся я—халиф слаб как ребенок, таких беречь и лелеять надобно, не дай бог на его место кто посильнее придет, зачем мне лишние хлопоты? А Абдул Малика, пожалуй, валить надо, но из уважения к тебе пока этого делать не буду, пущай поживет малость, пока не сильно под ногами путается, авось не от мой руки сгинет сам..
--И на том спасибо..
--Пожалуйста...
Хаджиб приподнял густые кустистые брови, и взор его немного ожил, будто вспомнил что-то близкое сердцу:
--Слушай Костолом...и я убивал...убивал ради достижения власти...и я ее достиг, и это тоже по своему справедливо, ведь власть должна быть в руках того, кто умеет ею распоряжаться во благо другим......а сейчас твоя власть растет, а ты умеешь ею распорядиться? Что ты с нею вообще делать будешь?
Я пожал плечами и сказал:
--Профукаю, как в карты да кости всегда деньги проигрываю, впрочем меня это не сильно заботит, я не особо жажду власти, просто делаю, что должен, а попутно стараюсь не скучать...
--Странные вы люди-русские—проворчал хаджиб—примерно тоже самое мне говорили перед своею смертью лидеры славянской партии, когда двадцать пять лет назад я раскрыл их заговор против себя...: « просто делаем что должны, авось получиться, а там как кривая выведет»... кто такой этот Авось вообще?
Я малость призадумался......:
--Авось-это Бог, точнее одно из девяносто девяти имен Аллаха,... мы делаем, что считаем нужным, но только Авось нам потом ведает- правильный наш путь, али нет...это-то и дает нам право называть Русь Святой.....мы всегда оставляем последнее слово за Ним (и тут я указал пальцем в небо).
--Пиши эпитафию, и если твоему Авосю будет угодно, люди прочтут ее на моем надгробном камне—процедил хаджиб сквозь зубы, и закатив глаза стал диктовать строки:
“ Его следы расскажут тебе его историю,
   И ты словно увидишь его перед глазами.
   Перед Аллахом никогда не явится равный ему,
   И никто не будет защищать границу как он...»

......продолжение следует.....

Андрей Малажский.


Рецензии