Киево-печерские святые

    Только в зимние студенческие каникулы была предусмотрена скидка до 50% на авиабилеты для всех студентов дневного отделения ВУЗоВ. Я каждый год собирала группу из 3-4 девчонок однокурсниц и мы в итоге побывали поочередно в Ташкенте,в Душанбе и даже в Ашхабаде. Правда, в те годы с гостиницами была напряженка,но именно в этих республиках с особым придыханием относились к юристам,даже еще в стадии обучения, и мы заселялись без особых проблем.

   Первый город был Ташкент. Он сразу одурманил клубящимся паром шашлыков,мантов и разных кебабов. А котлы на улицах с пловом...порции гипнотически огромные  и с таким обилием баранины,  тающей во рту ... Все это по ценам доступным даже для студента. Наверное поэтому мы всегда в последующем и выбирали города Средней Азии, хотя впечатление от Ташкента не смог забить уже никакой другой азиатский город.

   На  четвертом курсе я  сочла  азиатскую экзотику исчерпанной и предложила лететь в Киев. Подруги по полетам возражали, аргументируя  воспоминаниями о выше перечисленных яствах , а также о зимних дынях и прочей снеди, столь милой студенческому желудку . Я настаивала на своем.

    В итоге наша группа распалась и я одна полетела в Киев .

    А Киев...Что Киев? Это Киев! Я нигде не чувствовала себя так. Это словно иная атмосфера,какая-то не понятная  легкость и радость на душе? словно попала в родной дом. Может, генетическая память.
   Потом я приезжала сюда не раз ,но этот тонкий  флёр первого посещения всегда
 незримо присутствовал ,хоть и не был уже столь очарователен.
   Но самое большое ждало впереди.

   Я решила пойти на экскурсию в Киево-Печерскую Лавру.Купила билет со стоимостью экскурсии.

    Вся территория Лавры заполнена группами экскурсантов. Ходили по территории  долго,слушала плохо: всё беспокоили мои высоченные  каблуки и связанные с этим трудности передвижения по старинной брусчатке...

   Наконец нас привели к двери здания ,откуда  был спуск в пещеры со святыми мощами. Экскурсовод  долго рассказывала, что наука ПОКА не может объяснить феномены этих пещер и феномен останков здесь пребывающих,  так называемых святых.
   Исследования  проводились многочисленные , с использованием новейших методов,  но, к сожалению, показали, что мумификация не производилась...при этом тление,свойственное биологическому материалу почему-то отсутствует. Так же не могут ученые объяснить истечение так называемого мирра из черепов так называемых святых. Далее экскурсовод нас покинула, предложив желающим спуститься в пещеры самостоятельно .
    Я была заинтригована  и, естественно, пожелала.

    Войдя в дверь, я оказалась в небольшом, как бы вестибюле, туго заполненным людьми. Люди не стояли ,а словно перемешивались и непроизвольно двигались постепенно в одном направлении - к какому-то отверстию  в стене. Мне стало неприятно ощущение некой безвыходности и подчинения этому движущему потоку, но и понятно,что противостоять и выбраться уже трудно. Я решила разумно согласиться и двигаться туда, куда несёт. По мере приближения к отверстию в стене росло осмысление, что я не хочу уже смотреть эти пещеры и сожалею, что пришла сюда. Но поздно, я уже вынужденно вхожу в отверстие в стене и начинается крутой спуск по лестнице.

    Через несколько ступенек меня охватывает ужас . Я хочу во что бы то не стало уйти отсюда. Беспомощно оглядываюсь и вижу сзади плотную вереницу людей,забивших проход. Впереди такая же плотная вереница спускающихся. Плечи почти касаются стен округлого проема,в котором находится спуск. Возникает дикое желание по головам движущихся  людей выбраться обратно. Огромным усилием воли я заставляю себя молча продолжать спуск с полным ощущением какой- то бездны, которая вот вот меня проглотит. Мне кажется, что этот ужас нескончаем и длится неимоверно долго...

    И вдруг...Да, совершенно неожиданно и вдруг я оказываюсь в пространстве пещер.

    Мне кажется, что я попадаю в рай - так легок и чист воздух.. Ужас и страх исчезли мгновенно и без следа. Мне хочется упасть на песчаный пол и плакать от  радости,неземного покоя и переполненности чем -то  ранее неведомым.
    Полное ощущение такой защищенности словно накрыло, и родилась абсолютная уверенность,что  уже никогда и ничего плохого  с тобой не может случиться . И еще.., появляется ощущение встречи с кем- то близким, родным,кто тебя давно знает и ждал...


    Господи, сколько раз в тяжелейшие минуты жизни я возвращалась потом сюда,в эту защищенность- и находила её. Вновь и вновь обращалась к этой памяти и возрождалась из пепла  , восстанавливала силы и обретала надежду и находила выход из безвыходного...
   Сколько раз горячая благодарность заполняла мне грудь и текли слезы вперемежку со словами рожденных молитв...

    Я словно  вижу ту двадцатилетнюю девочку на высоких каблуках,доверчиво,как к родным склоняющуюся к нишам со святыми и  теперь вижу получение их благословения на то, что  ещё предстоит : ответственнейшую работу,когда решаешь судьбы людей и не имеешь права на ошибку, долгую борьбу за жизнь больного мужа, рождение детей и
 на  вечную борьбу  на пути к Богу.

     Спустя  много лет я прочитала у афонских старцев, как не пускает нас нечисть к святыням, к благодати, какие ужасы может вселять...

 
    
   

   
   


Рецензии