Иван Флягин, русский богатырь

Иван Северьянович Флягин, главный герой рассказа "Очарованный странник" в самом начале представлен автором как богатырь-черноризец, по обличью схожий с Ильей Муромцем. "Это был человек огромного роста с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь", - пишет Лесков. Он был одет как монах, но "держался смело, самоуверенно" и производил впечатление бывалого.
Скучающим путешественникам готовность странника к открытой и прямо исповедальной беседе очень была кстати. Но современному читателю непросто понять, что же такого героического в этом монахе. Да, правда, вся его жизнь - ряд непрерывных приключений в странствии по российским городам и весям, татарским степям и даже горам Кавказа. Но движет им не поиск подвига или защиты Отечества, а слепой и часто нелепый случай.
Так в 11-летнем возрасте он ударом кнута почти случайно убивает монашка, воз сена которого оказался на дороге графа. Потом почти так же нечаянно, импульсивно, спасает графа от гибели, рискуя собственной жизнью. Когда у экипажа, который несся под гору, лопнул тормоз, мальчишка, кинувшись на дышло, своим весом остановил на краю пропасти коней. Но настолько в те годы он еще был бестолковым, что даже награду себе попросить не сумел, а ведь был крепостным и мог бы рассчитывать на вольную! Позже, когда защищая голубят, расправился с кошкой, и в наказание был отлучен от любимых коней, он узнал, что значит быть крепостным. Его отправили камень дробить для садовых дорожек, и настолько это для души Ивана было тягостно, что он даже решился и на воровство коней для цыган, и на побег от своих хозяев. Все в этой юной жизни вперемешку - подвиги, преступления, искусители и спасители, все неосознанно и бестолково. Наверное, этим писатель хотел прежде всего честно отобразить правду жизни. Действительно, какой осмысленности и целенаправленности можно ждать от мальчишки, который вырос на конюшне, ползая под копытами, не зная никакого учения, да и просто направляющей материнской руки и ласки!
Правда, в отношении к лошадям с самого юного возраста проявляются наилучшие качества Ивана Флягина. Укрощая коней, руководя ими, ухаживая за ними, он проникается психологией животных, понимает их, тонко чувствует. В этом видна и его сила, и почти сверхъестественная власть над конем, и умение поставить эту силу на службу отечеству - тут он конечно русский богатырь!
Но разве это и все достоинство Ивана Флягина? За что еще его ценили люди, с которыми его сталкивала жизнь? А они его, случайно повстречавшегося на житейской дороге, умели оценить сразу же и очень точно. Его, беспаспортного бродягу, берет в няньки к младенцу барин, безоговорочно поверивший в доброту Ивана. И он в нем не ошибся. Бестолковый подросток преданно выхаживает младенца, на первых порах ни за какие деньги не соглашается отдать дитя даже беглой родной матери. Но как только убеждается, что ею и ее новым избранником движут добрые чувства - отдает и ребенка, и уходит с ними сам. Снова в бега!
Потом его уникальную проницательность, выдержку и самоотверженность оценят татары, которые видели, как он сам вызвался вместо своего нового хозяина пороться нагайками. После того, как он азиата -соискателя на владение красивейшим конем, запорол до смерти и чуть было не попал за это под суд, ему пришлось бежать с татарами в их степи. Удерживали они его десять лет, самым изуверским образом испортивши ему ноги. А он их лечил, жил с ними, тоскуя по Родине. И нашел в себе силу, проявил смекалку, смог все-таки бежать из плена.
Он возвращается на родину и старый граф (обязанный Ивану жизнью) выпоров его основательно, все же отдает Флягину паспорт и отпускает его на оброк. Чем же занялся наш герой? Он помогает простым мужикам покупать коней, разоблачая вороватых цыган во всех их фокусах. Слава его гремит по ярмаркам, и благодаря своему уникальному умению понимать коней и своей беспредельной честности он поступает на службу к князю конэсером - выбирать при покупке лучших коней, без изъяна. Служит преданно и честно, иной раз спасая князя от его же собственных пороков - пьянства и пристрастия к азартным играм.
Все, что мы теперь отмечаем в судьбе Ивана Флягина, конечно не ратные подвиги на поле брани. Это шаги на пути к духовному совершенству. Он нечаянно попадает в разнообразные житейские коллизии, но безошибочно выходит из всех испытаний, правильно делая нравственный выбор, совершая таким образом духовный подвиг. А это особенно трудно, потому что он делает этот выбор самостоятельно, безо всякого понуждения, единственно по своему естеству, как русский верующий в Бога человек. Им руководит нравственный закон изнутри и никакие обстоятельства не заставят Ивана свернуть с этого праведного пути.
Вот, казалось бы, он оступился и сошел с праведной дороги: под воздействием мошенника-магнетизера он пропивает и бросает под ноги красавице-цыганке деньги, доверенные ему хозяином. И единственное ему в том оправдание, что он, молодой совсем человек, наконец, проник, что такое "красота - природы совершенство, за которую и погибнуть... даже радость!" Князь, который оступился на той же дорожке и выбросил за ту же цыганку Грушу аж пятьдесят тысяч, Ивана понял и простил: "Ты артист, как и я!", другими словами - вдохновенный, восторженный человек и достоин уважения. Но что происходит дальше? Князь быстро выдохся, Груше изменил и выкинул ее, как надоевшую вещь. А Иван Северьяныч в своем обожании поднялся до глубокой преданности и братской любви к униженной женщине, до понимания, что для Груши смерть в этой ситуации - единственный достойный выход. Что это, преступление или еще один нравственный подвиг?
Вопрос этот решить не под силу самому богатырю. "...И ничего у меня на душе нет, ни чувства, ни определения, что мне делать; а думаю только одно, что Грушина душа теперь погибшая и моя обязанность за нее отстрадать и ее из ада выручить. А как это сделать - не знаю и об этом тоскую". Как мы видим, взрослый человек уже сознательно, а не интуитивно ищет нравственного искупления за поступки, в которых вроде бы даже не он виноват, а скорее его хозяин. Но он причастен - и считает себя виновным.
Жизнь ему дает шанс на искупление, и он уходит вместо сына престарелых родителей в солдаты, оказывается на Кавказе. И вот здесь он совершает ратный подвиг (наверное, единственный в истории этого богатыря), наведя переправу под огнем противника. Его представляют к званию и к награде, а он еще раз показав себя честнейшим и искренним человеком, объясняет, что нельзя его награждать, так как он - убийца. Начальство наводит справки и (вот оно, чудо!) все, что говорит герой, не подтверждается. Его не ищут как преступника и ни в чем не обвиняют.
Он свободен. Пытается ради хлеба насущного в балаганчике артистом играть, но лживое ремесло совсем не по нему. Но и тут, в этом вертепе, жизнь дает ему возможность проявить себя: защитить  "фею", слабое существо, от домогательств и преследования. Неважно, что дальнейшая судьба этой артисточки неясна и, скорее всего, печальна, Иван об этом не думает, он поступает как должно, а дальше - пусть все будет, как будет. Он живет по христианской морали, которая в его душе угнездилась органично и просто, не надуманно и вымученно. Поэтому по определению Николая Семеновича Лескова он - праведник, живет так, как велит нравственный закон, не ожидая за это награды или воздаяния. Он и умереть желает, как русский богатырь. На вопрос «Разве вы и сами собираетесь идти воевать?» Флягин твердо отвечает: «Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется». И в искренность этих слов веришь безоговорочно, он ведь был абсолютно честен всю свою нелегкую жизнь, во всех испытаниях.
Почему Николай Семенович задался целью создать целую галерею героев-праведников? Сам он в предисловии к сборнику рассказов «Праведники» объясняет это столкновением с коллегой-писателем (А.Ф. Писемским), который в окружающем мире видит одни гадости и презирает свою родину.
«Как, - думал я, - неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее… одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?»
Писатель стал искать праведников, но все, с кем он говорил на эту тему, признавались, что и они праведников не встречали, потому что все люди грешные. Но хорошие люди им все-таки встречались… Так он и стал записывать эти рассказы, чтобы после «разобрать, что тут возвышается над чертою простой нравственности и потому «свято господу». Все это очень показательно, как отклик противостояния славянофилов и западников, которые презирали и огульно осуждали все русское, поклоняясь западу. Эти либералы в свое время за критику «новых людей», нигилистов, которая ярко проявилась в произведениях Лескова, устроили целый заговор замалчивания всего творчества самобытнейшего писателя. У Лескова практически не было никакого отклика на его произведения, его как бы вычеркнули из общественной жизни. И только Максим Горький уже на рубеже веков напишет: «После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью, или, скорее, иконописью,— он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм». Наверное, только в таком смешении и рождается правда жизни!
Произведение «Очарованный странник», на мой взгляд, очень актуально. История повторяется в наши дни. Либералы поносят свою родину, народ обзывают «быдлом», преклоняясь перед Западом. А ведь и сегодня в жизни есть место нравственным подвигам, есть свои праведники. Надо по примеру Лескова только уметь их увидеть и оценить, чтобы не презирать свой народ и любить свое Отечество.


Рецензии