Герард Дау. Молодая мать

 Герард Дау.Молодая мать 1658, 73.7;55.5 см • Масло, Дерево. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
   
     Герард Дау (1613- 1675) — живописец голландского Золотого века, первый ученик Рембрандта. Основатель лейденской школы fijnschilders («изысканных художников») и Гильдии святого Луки.

             Особенности творчества Герарда Дау. Прочная слава Дау заключена в притягательности маленьких, но чрезвычайно кропотливо и мастерски исполненных работ: жанровых сцен, натюрмортов, портретов и — что необычно для голландских художников XVII века — ню.

        Его картины отличаются гладкой, словно эмалированной поверхностью, которая стала эталоном для всей школы fijnschilders. Время, которое художник тратил на тщательное изображение деталей, иллюстрирует такая легенда: когда его похвалили за терпение, с которым написана крошечная метла размером с ноготь, мастер ответил, что тут ещё на три дня работы.

     Его заказчица рассказала, что он потратил пять дней только на одну её руку. Поскольку Дау брал шесть гульденов в час как портретист, неудивительно, что портреты не составляют значительную часть его творчества.

         «Молодая мать», пожалуй, самая дорогая из известных нам картин Герарда Дау. Согласно документам, Генеральные штаты Нидерландов купили её у художника за невероятную по тем временам сумму 4000 гульденов. Панель вошла в число дипломатических подарков английскому королю Карлу II по случаю его вступления на престол после Реставрации в 1660 году.

           Для неё характерна особая манера живописи – чрезвычайно точное, скрупулёзное изображение деталей в маленьком формате. И действительно, кожа на лице матери выглядит почти полупрозрачной.

  Пряди волос, выбивающиеся из-под чепца, и перья мёртвой птицы на столе справа тщательно прописаны с помощью тончайшей кисти. Дау также внимательно фиксирует и предаёт разнообразные отражающие поверхности предметов, которыми наполнен просторный интерьер.

        Арочная форма панели усиливает ассоциацию с театральной авансценой. К такому приёму мастер прибегает во многих картинах с изображением дугообразных окон, что усиливает зрительное восприятие работ.

         Героини «Молодой матери» объединены игрой взглядов: девушка-няня с любовью смотрит на ребёнка в колыбели, который глядит на мать, занятую рукоделием. Та, в свою очередь, обратила взор на зрителя, словно вовлекая его в немой диалог. Мебель и предметы вокруг выполняют двойную функцию – это одновременно и признак достатка, и живописные элементы натюрморта. Активная суета слуг, едва различимых на заднем плане, свидетельствует о налаженном домашнем хозяйстве.

        Шитьё традиционно ассоциировалось с усердием, хозяйством и, наконец, добродетелью. Это занятие сигнализирует, что мать послужит хорошим примером для своей дочери, передаст ей важную женскую роль. Ценность надлежащего воспитания детей воплощена в поведении девушки, которая заботливо склонилась над колыбелью. Отброшенная туфелька и опрокинутый незажённый фонарь, с которым обычно выходили наружу, могут намекать на то, что место женщины – в доме.

       Напротив, муж, на которого указывают меч, плащ, глобус и книги, находится вне жилища. Несмотря на его отсутствие, амур, занимающий видное место на колонне, и птичья клетка (которая зачастую носит эротические ассоциации) предполагают супружеский союз, полный гармонии и любви.

      Карл II, получив эту изумительную картину, немедленно предложил Герарду Дау место придворного живописца. Однако мастер это приглашение отклонил.
   


Рецензии