Радуйся, Николае, великий Чудотворче!

 21 мая 2017 года  все мы стали свидетелями эпохального события: часть мощей святителя Николая Чудотворца впервые в истории была принесена из итальянского города Бари в Россию.

Подходя 22 июля к надвратной церкви Александро-Невской Лавры, вспомнила, как проходили мы тут зимой в Святодуховский центр на творческий вечер нашей прихожанки Ангелины Слободчиковой:  тогда  звонили к всенощной, и с первыми ударами колокола  стая  больших черных птиц в свете ночных фонарей дружно взлетела навстречу  нам над мостиком через Монастырку. В этот раз Лавра встретила меня не колокольным звоном, а трескучими раскатами грома  и хлынувшим проливным дождём. А как ещё встречать маловеров?
  Когда узнала,  что с 13 июля  очередь к мощам Святителя Николая Чудотворца  охватила речку Монастырку  в несколько километров, зная свою немощь, отказалась даже от мысли поехать в Лавру. «Сколько раз молились Николаю Чудотворцу – и всякий раз получали скорую помощь! Зачем ехать к мощам, когда он всегда рядом? Ну если только что-то произойдёт помимо моей воли… Пусть будет, как случится».
 Через несколько дней звонок: приглашают  потрудиться  у мощей Святителя Николая   – поток верующих нескончаемый,  народа на приёме треб не хватает. Почему лично меня?! Оказывается, пригласила меня организатор фестивалей в Лавре как ведущую фестиваля «Борисоглебский соловей», который она видела в записи. Получив благословение батюшки, договорились, что пять дней потрудится у мощей  поочередно группа наших прихожанок,  которые согласились с радостью, не раздумывая.
  Дни моего дежурства выпали на субботу и воскресение - 22 и 23 июля. Друг нашего фестиваля из  Лавры Наташа Юдина забронировала мне  номер в лаврской гостинице, чтобы не возвращаться на ночь домой в пригород, так как рано утром надо быть уже  на посту.  Непрестанно молилась Святителю Николаю, полностью доверилась Промыслу Божьему, тревоги как не бывало.   
 В субботу  после Литургии  к храму Святителя Николая Чудотворца на Неве было «подано такси»: наша прихожанка Татьяна тоже ехала в Лавру, где её ждали уже дети, и меня заодно доставила до площади Александра Невского, поведав по дороге, как воцерковлялась  она в советское время.
 Иду к надвратной церкви. Не пропускают сквозь оцепление, так как пропуска нет, а встречающий  сотрудник  задерживается. И тут – о радость! -  вижу Наташу Юдину, у которой в этот день был день рождения. Наташа тоже кого-то встречает. «Многая лета! Многая лета! Мно-о-о- о –о- гая ле-е-та!». Сердечно обнимаемся. Встречают, наконец, и меня.
  Пока  под проливным дождём добираюсь до палатки в митрополичьем саду, где предстоит потрудиться,  туфли промокают насквозь, зонт не спасает. Бывалые люди подсказали мне, чтобы взяла сменную обувь – пытаюсь влезть в пока ещё сухие туфли, что не до конца удаётся, но через несколько секунд уже забываю об этом. Втиснувшись  на стул между столом, коробками со свечами  и напарницей, застываю  в этом положении на несколько часов. Поток людей нескончаемый, в голове «включается калькулятор», к  великому удивлению моему (чай  скоро 60 годочков уже!), проработавший без сбоя всё время послушания. Приходится ещё и терпеливо объяснять, в чём разница между молебном, ектеньёй и проскомидией,  принимать сорокоусты, записывая  имена, что задерживает очередь. Но  осуждений и  особого недовольства не помню:   если кто и начинал роптать,  другие напоминали: «Не забывайте, православные,  к кому стоим».
  Удивительное соборное стояние это, несмотря на непрекращающийся дождь,  было радостным, молитвенным, полным   православного единения народа, поддержки и веры – ведь известно: к пустому колодцу за водой не ходят! 
- Здравствуйте! Вы  меня не узнаете? Я из храма Николая Чудотворца.
Узнаю, дорогая Лариса, конечно, узнаю, но успеваю только улыбнуться и кивнуть головой.
 Время летело незаметно, а лучики  от светлой радости  в лицах сотен доброжелательных и благодарных людей, с которыми посчастливилось, хотя и мимолётно,  пообщаться,  копились  в душе  в ожидании  того момента, когда и мне посчастливится приложиться к мощам дорогого угодника Божия. «Постоять не могла  – сидя  потрудись,  у людей поучись, тогда и приходи».
  К вечеру дождь только усилился. Устроившись в гостинице, переодевшись в сухое и согревшись в трапезной горячим чаем, поднимаюсь по ступеням  к вратам Свято-Троицкого собора со стороны Феодоровского корпуса. Первое, что вижу – раку с мощами святого благоверного  Александра  Невского,  главную святыню Лавры, а  за ней,  рядом с благоверным князем Александром,   святых страстотерпцев  благоверных князей Бориса и Глеба! Прикладываюсь  на коленях  к мощам.  «Святые благоверные князья, столько лет  уже прихожане храма Николая Чудотворца на Неве  молят вас: помогите нам  вашим святым заступленьем в деле переименования Свердловского поселения в Борисоглебское!»
  Волонтеры дают иконку – патриаршее благословение.  Вижу,  как быстро проходит очередь к мощам Святителя Николая -  одновременно прикладываются с четырёх сторон четыре человека, задерживаться нельзя. За час проходят по три с половиной тысячи паломников!  Незабываемые секунды прикосновения к чуду!
 Слава Богу, есть возможность остаться в соборе, подольше постоять рядом с мощами, с той Благодатью, которую даёт  Господь по молитвам Мирликийского Чудотворца, помолиться соборно, поблагодарить и  порадоваться. Братия  служит молебен с акафистом Святителю. «Радуйся, яко тобою вера утверждается!" "Радуйся Николае, великий Чудотворче!» -  подхватывают все присутствующие.
  Не отрываю взгляда от сияющего  впереди ковчега со святыней. Благодатная радость  переполняет душу  до слёзного  сердечного  умиления.  Есть время вздохнуть  молитвенно о родных и друзьях, близких и далёких.  Смотрю вверх: на парусах купола  над Святителем  -  четыре евангелиста,  и у Николая Чудотворца, которого именуем мы «Правило веры», на иконе Евангелие в руках! Призывает  нас  Святитель не расставаться с Евангелием  и питать душу непрестанно  Словом Божиим.
  Что же я свой акафист оставила в гостинице!
- А ещё акафист будут читать? 
- Да, минут через 20.
 Быстро иду в гостиницу за книжечкой,  ещё раз прикладываюсь к мощам(!) с молитвой о родных, прикладываю и акафист,  который мне теперь особенно дорог.  До  закрытия собора   разносится под  его сводами: «Радуйся, светильниче всесветлый и вселюбимый! Радуйся, Николае, великий Чудотворче!»
 - А во сколько братия утром приходит? Полшестого? 
 После пережитого трудно  уснуть.  Подхожу  к окну Феодоровской гостиницы, выходящему  на  собор. Неужели всё это происходит наяву и за этими вратами, в нескольких десятках метров от меня,  мощи  Николая Чудотворца, которые не покидали храм в Бари 930 лет! 
 В пять утра мы с моей соседкой по гостиничной келье Ниной из Омска  стоим  уже у врат собора. Безлюдно. Прикладываемся к иконе Святителя Николая  на улице перед  Троицким  собором. Открывают врата. Ещё раз, напоследок,  прикладываюсь  к мощам:  «Благодарю тя,  отче Николае, за то, что сподобилась этой милости: потрудиться  в Лавре у  твоих мощей! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Слава тебе, Господи, слава Тебе!»
               
                19 декабря 2017г.


Рецензии