Уточка

             Сегодня природа порадовала всё живое вокруг, чудесным весенним деньком. От лучей горячего солнышка болотистая заводь почти растаяла. По берегам, возле тальника, на всех рыже - бурых замшелых кочках  радостно пробивалась зелёная осока.  На самой большой кочке, укрытой сухими камышами и старой осокой  поселилась семья чирков – свистунов. Это небольшие, но самые быстрые уточки. Самая лакомая мишень для охотников. Хорошим стрелком считается тот, кто сможет из ружья попасть в чирка.
           Много их гибнет от рук браконьеров и охотников, пока они возвращаются в родные места гнездовья из Западной Европы. Нашей паре повезло. Они долетели до своего прошлогоднего гнезда. 
           Уточка заново  выстлала своим пухом и листьями гнездо и уже успела отложить пять желтоватых яиц. Могла бы и в два раза больше, только весна нынче ранняя. Лето будет не очень хорошее. Уточка очень гордилась отложенными яйцами и насиживала птенцов только сама.  Звали заботливую маму – Плюша. Папа селезень чаще всего отсутствовал или находился рядом. Мама – уточка всегда любовалась супругом в период ухаживания. Он был необыкновенно хорош. Боковое оперение очень яркое. Голова, горло и верхняя часть шеи спереди рыжевато – коричневые. Бока головы сине – зелёные с медно – красным отливом. Грудь светло – охристая с коричневыми крапинами. Спина и бока серые с поперечными чёрными струйками. На крыле двухцветное зеркальце. Редкий красавец. Плюша наоборот, окрашена в покровительственные цвета. Такие вот охристо-серенькие, незаметные. Почти всегда уточке приходилось самой обеспечивать себя кормом, укрываться и защищаться от врагов.  А врагов у чирков – свистунков было много.
                Ещё с прошлого года заметила  уточка рыжую лису огнёвку. Часто она вынюхивала поживу по краю болота. Почти всегда ловила мышей иногда молодых птенцов. По следу косули забегал на болото и серый волк. Распутывал следы и бежал дальше в лес. Рядом с болотом, в чистой  речке жила выдра. Та вообще могла поднырнуть и утащить тебя за лапы в воду. Очень трудно её заметить. А ещё ястребы, коршуны, змеи, но самый страшный враг это браконьер. У него есть ружьё. Смерть от него могла настичь тебя даже в воздухе. Друзей почти не было. Только такие же утки, как и ты сама. Были и приятные знакомые, заяц – лопоух,  да косуля – беглянка. Заходил на болото и огромный лось. Рога, как крылья у орла. Да и сам он уж очень большой.  Плюша ему завидовала.  Лось не боялся даже волков. 
               Всякие мысли пролетали в её аккуратненькой головке, только голод давал знать о себе. Мама уточка закрыла пухом яйца в гнезде  и бесшумно нырнула с кочки  в воду. С величайшим наслаждением она цедила сквозь мелкие зубки клюва всякую живность. Жуки, их личинки, двустворчатые моллюски и улитки, ещё водные растения, всё, что попадалось в воде, составляли её рацион.  Она ловко впорхнула с воды прямо на большую кочку. Пока слаживала крылья, краем глаза заметила, что кто - то прямой и блестящий, как чёрная палка с двумя жёлто – оранжевыми пятнами на голове беззвучно скользнул в воду с яйцом в зубах. Плюша довольно быстро доковыляла до гнезда. Пух был разворочен, но яйца были на месте, и, кажется, все целы. Она не умела считать, а из пяти штук осталось четыре. Один пуховичок уже  никогда не появится на свет. Мама утка устроилась поудобнее в гнезде.  Согрела собой будущих малышей и начала дремать.
             В голове опять мелькали мысли.  Как спастись самой и спасти детей? Только глаза и уши на ширину плеч. Главное заметить врага. Иногда соседки – подруги по стае предупреждали голосом. Папа – селезень был плохим защитником.  Дни пролетали быстро.  Всё вокруг расцвело. Наступил конец мая. Плюша уже несколько раз слышала, как  пытаются проклюнуться утята. Она переворачивала яйца и внимательно осматривала, нет ли где трещинки. Переваливая перепончатой лапой яйцо, заглянула с боку и вот оно долгожданное чудо.  Из крохотной дырки в скорлупе торчал розовый клюв. Плюша аккуратно надломила скорлупу и из яйца показалась мокрая взъерошенная голова. «Назову тебя Кряша, милая девочка» - решила утка – мама и уселась на гнездо. К вечеру этого дня появились птенцы – пуховички, все четверо. За ночь утка обсушила детей, а утром рано появился отец селезень. Он, остался, очень доволен потомством. Сам он давно уже был не такой красивый. Рядовое коричнево охристое оперение, почти не отличается от супруги. Брачный период давно позади. 
                Четыре пуховичка, вслед за мамой, как горох свалились в воду. Они так ловко плавали и ныряли, что папа со стороны откровенно любовался потомством. Родители со всем старанием принялись обучать искусству кормежки  своих утят. Это был хлопотный  и самый счастливый день. Ночевали птицы в родном гнезде. С восходом солнышка новые радостные заботы и учёба, только на отлично. Тема занятий:  Как  обнаружить врага? Как спрятаться и замереть? Как и где, от какого врага спасаться? Что самое вкусное? За постоянными занятиями время летело быстро. Пуховичков трудно узнать. У них поменялся голос. Они заметно подросли и стали ростом в половину матери.  Место для ночёвки выбирали родители. Каждый раз новое, но на своём болоте. 
                Утро нового дня выдалось пасмурным. Накрапывал мелкий дождик. Капли шелестели по листьям, шумели по воде,  мешали слушать и смотреть.
Страшного браконьера первым заметил отец – селезень. Он резко крякнул - «Спасайтесь», и почти вертикально стал взлетать, взяв всё внимание на себя. Страшный огонь, гром и свинцовая дробь вылетели из чёрного ружья браконьера.  Селезень сделал резкий вираж и почти увернулся от дробовой тучи. Три маленькие дробинки, всего с пшеничное зёрнышко ударили по оперению, а одна – прямо в сердце селезня. Мама взлетела на бреющем полёте, а утята нырнули под кочку в траву. Они видели, как распустив острые крылья, упал на берег их отец. Страшный браконьер поднял птицу,  бросил в мешок. Оглядел мгновенно замершее болото и пошёл дальше, заряжая  ружьё новой смертью.
                Через несколько минут Плюша сделала вираж над болотом и села на воду. Ещё раз огляделась и позвала детей. Утята со всех лап бросились к матери. Обсуждение страшного события опять превратилось в школу. Спать решили недалеко от берега, на травянистом островке. Сон сморил утят сразу. Они пригрелись около матери и мгновенно уснули. Пернатая мать смотрела и слушала ночь. Успокоившись, уснула сама. Лису – огнёвку заметила, но было поздно. Рыжей молнией метнулась плутовка и схватила зубами младшенького утёнка, а лапами его сестру. Плюша взмыла вертикально в ночное небо, прокричав «Спасайтесь!».  Подросшие птенцы бросились в разные стороны. Только, когда высоко взошло солнышко, Мама – утка смогла собрать остатки семьи. Страх сковывал подросших птенцов, но летать пока они не могли.  Во второй половине дня Плюша повела двух своих птенцов к реке. Она очень надеялась, что на реке будет спокойнее.
На речной заводи Плюша встретила свою подругу по стае. Прокрякали про всё хорошее и плохое. Кормились. Учились.  Целую неделю они провели вместе. Ночь каждая мама была со своим семейством.  Утка всё лучшее отдаёт детям:  Рассказывает о тёплом юге; о крупных червяках; о том, как они вырастут; где соберутся в стаю; сколько им ещё расти.  Перья у птенцов почти отрасли. Они уже пробовали махать молодыми крыльями. Утята стали уже большие, но летать ещё не могли. Вся семья кормилась около берега.  Недалеко кормилась семья подруги. Вдруг,  почти рядом из – за деревьев тишину утра разорвал страшный гром. Потом ещё и ещё.   Последнее что успела заметить молодая уточка, это распластанные крылья брата на воде и родная мама в зубах у огромной рыжей собаки.
-Опять этот страшный плохой браконьер. Какой жестокий мир. За что он убивает нас.
Последняя молодая уточка Кряша, со всех лап убегала, уплывала от страшного места. Со страху она запрыгнула на поваленное бурей в воду дерево. Махая не совсем отросшими крыльями, пробежала по гнилому стволу вверх и забралась на большой тёплый валун. Обломок скалы оказался выше человеческого роста. Нашла тут отличное место для ночёвки. Огромный, заросший мхом камень, с лежащим на нём куском прогнившего  ствола сосны. В части сгнившего дерева оказалось большое дупло. Молодая уточка забралась в новый дом и затаилась. 
                Сон был тревожным и страшным. Во сне видит маму. Мама, что – то ей говорит во сне, кажется,  как научиться летать. Больше Кряша никуда не уходила от валуна. Спускалась только к воде покушать и, махая крыльями, забиралась обратно в дупло. Прошло ещё время, а точнее двадцать три дня с момента появления из яйца. Маховые перья отрасли полностью. После кормёжки, забираясь на камень, она сильно, очень сильно замахала молодыми отросшими крыльями. Свершилось обыкновенное чудо.  Молодая уточка оторвалась от гнилого ствола и поднялась в воздух. Первый полёт дал возможность попробовать себя. Она поборола страх и ощутила красоту и радость полёта. Ночь застала птицу в дупле дерева на камне. Уточка во сне вспоминала наказ мамы, где собираться в стаю. Как легче выжить.
Рано утром плотно позавтракав у валуна Кряша,  прямо с воды взмыла в голубое небо. По какому - то понятному одной ей компасу, она сориентировалась и очень быстро нашла небольшую стаю таких же чирков – свистунков. Опустилась рядом на речную гладь и большой радости увидела знакомую подругу матери. Рядом с ней плавали совсем взрослые дети. Они узнали старую знакомую и радостно приветствовали её хлопаньем крыльев.
Молодая уточка тоже радостно приветствовала своих собратьев и почувствовала себя счастливой.
Жаркое лето было в самом разгаре, а жизнь продолжалась.

Дед Владимир. Февраль, 20011года.


Рецензии