Не пиши
- Сергей Довлатов, "Ремесло"
Мой ушедший из жизни друг, когда пять с половиной лет назад мы душевно сидели за пивом близ оттаявшей ото льдов весенней Волги, ругал меня за отсутствие портфолио. Говорил о необходимости здоровой самореализации - делай программы, пиши, стучись во все двери - что угодно!
Я включил скептика: Пиши? Скажи, Макс - зачем? Это же "вилка" - как говорят шахматисты! Будешь писать плохо - с превеликим удовольствием заплюют и размажут. Хорошо - станут цедить сквозь зубы "ишь ты, какой выискался!" и искать момент вдарить по слабому месту.
Да-да, конечно, уважаемый мной Эмиль Сокольский абсолютно верно сказал, что плох тот литератор, который боится критики, но критика в чистом виде (без зависти, нападок, ехидства) - тоже подарок от умного читателя; это не меньшее искусство, чем творить самому.
Теперь родился новый миф обо мне - я пишу "для девочек". Эдакая целевая аудитория - как в маркетинге.
Я пишу для людей. Не спящих. Просто (если называть всё до конца и своими именами) - т.н. "девочкам" не свойственна петушиная самцовость "мальчиков". С мыслью - "хорошо написал, гад". Сейчас я распущу хвост и тоже очарую "курочек".
Когда тебе 44, ты смеёшься и выходишь из этой песочницы. Слава Богу, хоть на это ума хватает :)
***
Написав то, что изложено выше, подумал, что я, наверное, не то чтобы совсем злой, но точно зол на что-то, или кого-то, в чём сам не хочу себе признаться. Взял в руки лекарство - книгу Экзюпери. Куда более достойный и талантливый человек, нежели я. И назвать недобрым или нелюдимым автора "Маленького Принца" - невозможно.
А в аннотации - краткая биография. Из которой несложно понять, что Экзюпери был почти одинок, при всём том свете, что он излучал. Рядом с ним была красивая, но капризная жена, латиноамериканка Консуэло (прототип Розы), которую он обожал и бесконечно прощал полное непонимание своего внутреннего мира. И лучший друг, Сильвия Рейнхардт (прототип Лиса), которая душевно помогала ему в трудные времена...
Можно дурацкий вопрос? Вы его уже угадали, да. Экзюпери тоже писал "для девочек"?
Потому я никогда не верил в "литераторское братство единомышленников" на встречах писателей. Ибо, т.н. "творческую среду" знаю изнутри лет с 20-ти. Не намного лучше театральной, о завистливости в которой ходят умно-ироничные анекдоты.
Даже толкиеновское Братство Кольца, объединённое десятком умных и храбрых воинов, рухнуло от превратностей тяжёлого пути. И немногие "претерпели до конца и спаслись" - как сказано в Писании...
Морали - нет. Кроме одной: у тебя есть ты - и ты справишься. И несколько близких попутчиков - если крупно повезёт...
***
PS
НЕ ПИШИ
«О Надя, меньше читай; я тебе это не раз говорил и еще много раз буду говорить. Книги ведут к размышлению… это-то и худо… покажется, что надо жить не так, как живешь, а отсюда неповиновение и разврат»
(Николай Помяловский, «Молотов»)
О Света, не читай!
Там - врут, ведь жизнь посконна.
Захлопни книгу, выйди в мир, окинь с балкона
привычным взглядом то, в чем точно знаешь толк:
стоянку и лесок, где удавился волк,
не в силах вынести родимых ****ей,
но отчего-то вой с тех пор слышней.
Романы - тлен и ложь, источники разврата,
судьба ЛГ нетрезвым циником разъята
и собрана опять, - но ты-то тут причём?
Бумажно-холодно, бумажно-горячо,
и с воем в унисон звучит окрест
церквушки новодельной благовест.
Литературный сюр в реал вползает краем:
вчера пила вино с заезжим самураем,
в апреле выпал снег, и снят тебе стихи, -
цени, всё это круче книжной чепухи.
Твой город чуден, словно трип торчка,
твой путь - по траектории бычка,
фантомной болью воет волк в тиши
про баю-бай.
О Света, не пиши.
- Вильям Скотт/Светлана, страница ВКонтакте "Попытка Исцеления"
Свидетельство о публикации №217121800686
А по мне, дело-то не в возрасте. Не в реальном возрасте. Можно и в двадцать лет быть мудрым человеком (правда, это дикая редкость, после Сиддхартхи Гаутамы история знала лишь пятерых других двадцатилетних мудрецов), а можно и в 65 - ограниченным мещанином.
То, о чём Вы пишете (писать - не писать, бояться - не бояться) - мусолится в 69% "произведений" на Прозе.ру. Остальные 20% - это "Вот, помнится, в Магнитогорске был случай. Щас расскажу..." Мемуары и компания называется. Кстати, иногда попадаются очень интересные.
Наконец, 11% оставшихся - это реально талантливые сочинения. Если бы люди, написавшие их, жили сто лет назад, то у двоих из десяти был бы шанс прославиться и обессмертиться, как Марк Твен, Лев Толстой и Агния Барто.
Но поскольку сегодня:
а) публикация ЛЮБОГО текста и в ЛЮБОМ виде (электронном, бумажном, пресса, книги) невероятно обесценена, и
б) о, времена! о нравы! - читательский иммунитет не делает различия между добром и злом, и пожирает всё подряд, то
в окияне писцов - писателей не видать.
Так что, пилите, Шура, пилите. В смысле, не надо оглядываться по сторонам.
Маша Шаммас 18.12.2017 11:54 Заявить о нарушении
Так что - да. Не оглядываться, но этот Мир приходит и стучится иногда так, что все философии превращаются в изящное комнатное эстетство с кружечкой чая, пока Реальность не проорала в оба уха - Welcome Back :)
Дилеммма, на самом деле, не в том, что "писать - молчать". Это, вообще, не всегда человек определяет. А в том, чтобы нащупать запас прочности Бродского, которого Мир и среда исколошматили до четырёх сердечных приступов, но внутренне он не дрогнул и не сломался.
Спасибо за отзыв.
Константин Жибуртович 18.12.2017 12:24 Заявить о нарушении
А Вы - профессиональный журналист, насколько я поняла?
Маша Шаммас 18.12.2017 13:02 Заявить о нарушении
Константин Жибуртович 18.12.2017 13:24 Заявить о нарушении
Неужто всё?
Во Франции пока держутся. И "Гео" есть, и "Наука и жизнь". А в России всё, каюк серьезным печатным публикациям?
Маша Шаммас 18.12.2017 16:15 Заявить о нарушении
Константин Жибуртович 18.12.2017 20:15 Заявить о нарушении