Тайна Тихого Дона

ТАЙНА "ТИХОГО ДОНА"

О том, что писатель Михаил Шолохов писал образ главного героя романа "Тихий Дон" казака Григория Мелехова с реального человека, известно давно. Но только в декабре 2011года УФСБ по Ростовской области предало огласке материалы уголовного дела прототипа шолоховского героя - казака Харлампия Ермакова, расстрелянного в 1927 году по статье "Контрреволюция".


Невидимый соавтор

Уголовное дело Ермакова было извлечено из архива УФСБ незадолго до профессионального праздника, 20 декабря 2011 года, когда музей ростовского областного УФСБ переезжал в новое помещение. Почти семьдесят лет оно пролежало в архиве оставшемся от КГБ и его предшественников. В специальном журнале посетителей сохранилась и запись о том, что Михаил Шолохов не один раз изучал это уголовное дело.

По свидетельствам шолоховедов первый раз писатель Шолохов познакомился с казаком Ермаковым в 1926 году. Отец писателя хорошо знал Харлампия и порекомендовал сыну встретиться с ним. Шолохов задумывал тогда роман "Тихий Дон", а Ермаков в свое время проходил по делу о Вешенском восстании 1919 года. Так вышло, что последний год своей жизни казак Ермаков много рассказывал писателю о своей судьбе, о событиях, в которых участвовал и стал невидимым соавтором  всемирно известного романа, интерес к которому не ослабел и поныне. А Шолохов, в свою очередь, прославил расстрелянного казака взяв описание его жизни и метаний за основу судьбы главного героя "Тихого Дона".

Современники писателя свидетельствуют, что Шолохов почти не отступил от истины. Как и Ермаков, Григорий Мелехов - забурунный казак, полный Георгиевский кавалер. Всевал то за белых, то за красных, все искал истину и не находил. Первая жена Ермакова умерла в 1918 году, оставив на него двоих детей. " А его заполонила новая любовь. -пишет в книге " С веком наравне" ростовский шолоховед Константин Прийма. – "Тут такие бои, земля горит под ногами, а Харлампия любовь крутит-мутит..." Правда и то, что возле хутора Климовка порубил Харлампий Ермаков матросов в бою, а потом бился головой о стенку. И эти вечные вопросы "Куда мы идем? И за что воюем? - тоже правда". О Ермакове шолоховеду Прийме рассказывал руководитель Вешенского восстания, эмигрант   Петр Кудинов.


Сын хлебороба

Харлампий Ермаков родился в семье казака-хлебороба в хуторе Антиповском станицы Вешенской Области Войска Донского в 1891 году. Героически воевал в Первую мировую, закончил войну полным Георгиевским кавалером. А после октябрьского переворота 1917 года (в деле Ермакова о Великой Октябрьской революции так и сказано - "октябрьский переворот! Прим. авт.) начались метания. Была шальная любовь после смерти первой жены и рождение третьего ребенка от молодой казачки. Шолохов в романе подробно описал события тех дней. В 1919 году, вернувшись в хутор с братоубийственной войны, Ермаков решил вернуться к мирной профессии хлебороба. Но в хуторе и на Дону лютовали красные – проводя расстрелы и продразверстки, когда в семьях казаков забирали последние продукты. Война не хотела уходить из его жизни даже на родной земле. И принявшие было власть Советов казаки подняли бунт Вешенское восстание было подавлено на корню, а расплата за участие пришла через несколько лет.

... После разгрома казачьего восстания Ерма¬ков через какое-то время подался к белым. Но и там было тоже самое - белые лютовали не хуже красных. В 1920 году, когда было уже ясно что прежнюю Россию не вывернуть, что белое движение обречено, Ермаков сдался в плен красным, в Новороссийске.

В уголовном деле хорунжего Ермакова написано, что он "1 июня 1920 года за службу у белых был сослан на фильтрацию в особый отдел 14-й кавдивизии, 5 июля освобожден". Благополучно пройдя "фильтр" особистов, Харлампий Ермаков начал службу в Красной, Армии.


Храбрый комэск

2 августа 1920 года он был назначен командиром эскадрона 14-й кавалерийской    дивизии. Ранен в одном из боев, лечился в госпитале, но спешиил вернуться в строй. В сентябре Еррмаков был уже назначен помощником командира полка по хозяйственной части. В марте 1921 года Ермаков направлен в распоряжение 14-й кавалерийской и зачислен в резервный полк на ту же должность. Воевал на Польском и Врангелевском фронтах, но по-прежнему вызывал недоверие у красных. Хотя, многие вынужденно признавали, что Ермаков был хорошим командиром и храбрости ему не занимать. (Был 12 раз ранен). Об этом свидетельствуют и назначения - с 25 апреля Ермаков уже помощник командира 41-й кавбригады, с 25 июля - помощник командира полка. А с августа 1922 года назначен командиром дивизионной школы 14-й кавдивизии Первой конной армии. Карьера храброго красного командира закончилась в феврале 1923 года - Ермакова уволили как бывшего белого офицера. В сентябре того же года последовал первый арест по обвинению в контрреволюции. Припомнила власть Советов храброму казаку участие в Вешенском восстании 1919 года. Из хутора Базки вместе с Ермаковым увезли в застенки ОГПУ еще семерых казаков-хлеборобов.

Ермаков давал правдивые показания по событиям тех дней, ничего не скрывал. Честно говорил, что причиной восстания "являются расстрелы, поджоги и насилие со стороны Красной гвардии и отдельных личностей". К концу мая 1925 года следователь, точнее заместитель уполномоченного ГПУ по Донецкому округу А. Аненков (имя его история для потомков не сохранила) уже сделал окончательные выводы, что Ермаков входил в состав главных зачинщиков восстания. Расстрел был не за горами, но случилось чудо.


Отпущен под поручительство

17 мая в окружное ГПУ пришло письмо от жителей села Базковская, письмо в защиту Ермакова:
- Мы, нижеподписавшиеся граждане села Базковская, ввиду ареста гражданина нашего села Ермакова Х.В. считаем своим долгом высказать о нем свое мнение. - так начиналось это письмо. Не побоялись казаки грозного ГПУ и репрессий, вступились: "Ермаков все время проживал в нашем селе, там же был хлеборобом, но... случилось восстание и Ермаков, как и все, вынужден был участвовать в нем и был избран восставшими на командную должность. Очень и очень многие могут засвидетельствовать о том, что остались живы только благодаря Ермакову... " Писали казаки и про то, что тогда советская власть простила всех, кто участвовал в восстании. Поняла народ. Подали голос в защиту Ермакова и члены хуторской ячейки РКСМ, засвидетельствовали что он не был врагом советской власти. Ермаков был отпущен из-под стражи под личное поручительство. Молодой писатель Шолохов тогда только начинал работу над "Тихим Доном" и успел пообщаться с прототипом своего главного героя.


Приговор приведен в исполнение

20 января 1927 года Ермаков был вновь арестован. По тому же обвинению на этот раз следствие и суд были скорыми. Те же самые свидетели забыв о прежних показаниях, обличали его, "вспоминая"  все новые и новые факты. В защиту не было ни слова. 6 июня 1927 года окружной отдел ОГПУ и коллегия ОГПУ вынесли приговор - расстрелять! Ермаков написал письмо   Семену Буденному - просил о помиловании. Буденный ходатайствовал, но его письмо затерялось в архивах ГПУ и приговор привели в исполнение.  Только в 1989 году   Харлампий Ермаков был реабилитирован посмертно и уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления.

В Григории Мелехове казаки узнавали Харлампия Ермакова - один в один, до мельчайших деталей. Много позже уже появились слухи, что Шолохов использовал дневник белого офицера для написания романа, но люди-то знали, что писатель встречался с Ермаковым и записывал подробно его рассказы. Уголовное цело из архивов КГБ - тому подтверждение. Напрасно злопыхатели обвиняли писателя в плагиате.


Памятник казаку

Памятник Харлампиюю Ермакову появился в 1980 году, во времена правления Леонида Ильича Брежнева. Водитель Горьковского автозавода Иван Калеганов, житель Нижнего Новгорода его и установил. Правда, самовольно.  С 1956 года он регулярно приезжал в Вешенскую, много разговаривал со станичниками - собирал старые фотоснимки.   В том же году Калеганов продал свою автомашину "Волгу" и сделал разборный памятник. Привез его в станицу (памятник весил под 90 килограммов) и закопал на берегу Дона. В следующий приезд установил памятник. Но через неделю памятник перекочевал во двор местного отделения милиции. Совсем убрать его власти не посмели.
В наши дни памятник Ермакову хранится в запасниках музея Шолохова и выставляется каждый год во время фестиваля «Шолоховская весна».


ИРИНА МИНАЕВА

январь 2012

На снимке:  Харлампий Ермаков. Фото из архива УФСБ России по Ростовской службы

Автор благодарит пресс-службу УФСБ России по Ростовской области за содействие в подготовке публикации.


Рецензии
Самая настоящая научная статья. Причём ОЧЕНЬ интересная статья, даже претендующая на сенсационность, так как вполне способна ОКОНЧАТЕЛЬНО поставить точку в многолетнем споре по поводу авторства "Тихого Дона". Поэтому актуальность и значимость данной статьи недооценить трудно.
С теплом и уважением,

Олег Боголюбов   19.12.2017 15:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег!

Ирина Минаева 2   19.12.2017 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.