Августин Блаженный

     Существуют два плана истории: духовный, где судьбами стран и народов вершат   силы духовного мира, и внешний план, где фигурируют люди, в меру своего понимания происходящего действующие на физическом плане. Духовная наука для верующих в существование потустороннего мира может дать понимание происходящих там  процессов. Без этого плана исторический процесс превращается в хронологический набор фактов и событий, установление причинно-следственных связей между которыми не представляется возможным. Поэтому все, что мы читаем в учебниках истории в основном является мифами. И историю все время по идеологической необходимости переписывают и видоизменяют  властьпридержащие и различного рода идеологи. Исторические работы часто используются как  идеологическое оружие. Хорошим примером здесь является недавно изданная «История государства Российского» Б. Акунина.

Такое понимание хода истории и сил действующих на исторической арене появилось уже в средние века. И было подробно развито в V веке н.э. монахом, философом и богословом Августином Блаженным. Он понимал ход истории, как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека. По Августину, люди - лишь актеры драмы (лучше сказать трагедии), автором которой является Бог. Но чтобы это понять нужно постараться вылезти из своей шкуры и заглянуть за границы отпущенного нам времени жизни… Уж очень она коротка! Жизнь человека — мгновение, и находясь в ее рамках ничего понять невозможно. Это все равно как быть одной из молекул, участвующих в броуновском движении: все вокруг тебя пихают, все вокруг тебя толкают, а куда и зачем понять невозможно… А кто-то несет банку с мечущимися  молекулами туда, куда ему надо…
Много фактов, подтверждают эти откровения Августина. Вот, например, стихотворение-признание  «Послушник» И..В. Сталина — в юности он писал хорошие лирические стихи - написанное им незадолго до смерти:

Поговорим о вечности с тобою:
Конечно, я во многом виноват!
Но кто-то правил и моей судьбою,
Я ощущал тот вездесущий взгляд.
Он не давал ни сна мне, ни покоя,
Он жил во мне и правил свыше мной
И я, как раб вселенского настроя,
Железной волей управлял страной.
Кем был мой тайный высший повелитель?
Чего хотел Он, управляя мной?
Я, словно раб, судья и исполнитель,
Был всем над этой нищею страной.
И было всё тогда непостижимо:
Откуда брались силы, воля, власть?
Моя душа, как колесо машины,
Переминала миллионов страсть.
И лишь потом, весною, в 45-м,
Он прошептал мне тихо на ушко:
– Ты был моим послушником, солдатом,
И твой покой уже недалеко!

 Под впечатлением от захвата и разграбления Рима в 419 году королем германского племени Аларихом Августин  написал свое сочинение «О граде Божьем», в котором рассматривал гибель Рима как закономерное наказание за бесчисленные грехи. Одни грехи Нерона и его гонения первых христиан и их  уничтожение на аренах цирков чего стоят… Августин противопоставлял «град земной», т.е. государственность, которая основана на «любви к себе, доведенной до «презрения к Богу», - «граду Божию», т.е. духовной общности, основанной «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
«Презрение к себе...» - очень глубокий тезис, проявление  которого можно разглядеть в судьбе русского народа… Сейчас в сетях читают стихотворение рядовой медсестры Лотошинской ЦРБ «Святой и голозадый наш народ...» - душераздирающий крик  к властям про долготерпение и презрение к себе русского народа… С каким страшным надрывом мы живем, что раньше, что сейчас, и долго ли нашему народу еще мучиться…
В очерке «Народ Христа» и статье «Народный суд» делается попытка найти ответы на эти мучительные вопросы.


Рецензии
Хорошая миниатюра. Но почему за грехи одного человека (или нескольких) должны отвечать целые народы? Мне кажется, религия построена на диполе "человек и Бог". Ещё один довод в пользу того, что никакого бога нет. Бог, который попускает горе, болезни, несчастья людей. А где же его "Любовь"? Ведь если бы он был, люди могли бы вымолить у него счастливую жизнь. Чего же он две тысячи лет не может победить Антихриста? Значит он не всемогущ, потому что его нет вовсе. Кстати, почему нет изображения Антихриста, который всех наказывает и всем мешает?
Потрясает, что среди тех, кто закончил технические Вузы есть верящие в эти чудеса. Наверное, Вузы были соответствующие. Жалко народных денег.

Михаил Иванович Лапшин   21.12.2017 18:24     Заявить о нарушении