О некоторых возможностях...

О НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО/ПСИХОКОНСУЛЬТАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ С АУТИСТИЧЕСКИМИ СИМПТОМАМИ

                Тезисы

   Согласно новой психологической теории, конспективно изложенной российским психологом Федором Василюком, имеются четыре "жизненных мира" психического опыта, в том числе жизненные миры удовольствия и реальности /соотв. активности/. /Данные термины образованы под влиянием ортодоксального психоанализа, но с иными импликациями/.
   Мы предполагаем, что при аутизме налицо серьезные конфликты в первую очередь между двумя вышеназванными жизненными мирами, в результате чего нарушается как способность индивида взаимодействовать со средой /его активность/, так и способность к гратификации /термин "гратификация", отсутствующий в русском языке, включает как субъективное удовольствие, так и объективное удовлетворение /осознаных и неосознаваемых/ желаний, приводящее или могущее привести к удовольствию/.
   Если данная симптоматика, как мы это предполагаем, является центральной для аутизма, то она особенно ярко проявляется в препятствиях осознанной и заранее планируемой активности индивида для достижения своей, особенно интенсивной, гратификации. Трудности активности, направленной на гратификацию субъекта активности, широко наблюдаются не только у детей с диагностируемым аутизмом, но также /открыто или завуалированно/ у взрослых всех возрастных групп. Ввиду отсутствия более точного термина мы будем называть такую психическую патологию "аутистическими симптомами” у взрослых.
   В принципе эти соображения могут быть введены в более широкую психологическую перспективу, с учетом концептуального вклада 3.Фрейда /"мазохизм",выходящий за пределы чисто сексуальных проявлений, У.Ферберна /"внутренний саботажник"/, также, возможно, таких современных мыслителей, как Дж.Фаулз /”Немо” как враг, прони¬кающий в наш лагерь”/ и М.Веллер /"Вот вам и патология. Это после определенной границы патология, а в каких-то пределах — да у каждого обнаружится"./
   Переходя к вопросу о возможности терапии вышеуказанной центральной аутистической симптоматики у взрослых клиентов, следует, по нашему мнению, прежде всего, обратиться к наследию детского психотерапевта Бруно Беттельхейма.
   У. Крейн /W. Crain/ в 5-ом международном издании своей книги "Theories of Development: Consepts and Applications (Prentice-Hall, 2000), пишет о Б.Беттельхейме:
   «Мы изучаем наследие этого ученого, потому что его идеи, глубокие интуитивные догадки и его школа дали надежду на излечение детей с аутистическими расстройствами».               
   В нашей статье /B.S.Rogovoy — „Gratification and Activity in Schizophrenia. Some Curative Factors in Two Dynamic Psychotherapies”, In: Dynamische Psychiatrie, M;nchen, 1994, 27 Jahrgang, 3./4. Heft, s.206-219/ мы дали новую интерпретацию терапевтических факторов в психотерапии Б.Беттельхейма и пришли к выводу, что эта психотерапия, прежде всего, представляет собой искусный метод воспитания у пациентов независимой активности для их гратификации. При этом основным терапевтическим парадоксом психотерапии Б.Беттельхейма является то, что сначала создается новая гратифицирующая среда, которая не стимулирует активности непосредственно и немедленно. Однако, конечной целью является способность пациентов к спонтанной независимой активности, в том числе в условиях, когда отсутствует немед¬ленная гратификация и нет уверенности в результатах.
   Большая роль гратификации пациентов в психотерапии Б.Беттельхейма и в некоторых других методах психотерапии, которые будут рассматриваться ниже, позволяет дать таким методам обобщающее название "терапия гратификации".
Б.Беттельхейм первоначально использовал свою психотерапию для лечения детской и подростковой шизофрении, но затем начал аналогично и с успехом лечить и аутизм.
   В этой связи возникают интригующие вопросы о глубинных связях между шизофренией и аутизмом, которые обычно рассматриваются медиками как совершенно независимые нозологические единицы.
   В рамках настоящих тезисов мы ограничимся лишь предположением, что основные принципы "терапии гратификации” могут оказаться эффективными для лечения также и аутистических симптомов у взрослых клиентов.
   В нашей вышеупомянутой статье мы защищали точку зрения, согласно которой те же основные терапевтические факторы, которые были выделены нами в психотерапии Б.Беттельхейма, налицо также и в другой динамической психотерапии шизофрении детского возраста, а именно в психотерапии Маргарет Сешей /сам Б.Беттельхейм был об этом другого мнения/.
   Если, однако, стать на нашу точку зрения, то, в свете терапевтических успехов психотерапии Б.Беттельхейма можно предположить, что психотерапия М.Сешей также пригодна для лечения аутизма с соответствующими модификациями, её опыт может быть использован при лечении взрослых с аутистическими симптомами.
   В отличии от Б.Беттельхейма, М.Сешей опирается в своей терапии не на терапевтическое воздействие коллектива, а на диадные отношения "пациент-психотерапевт", что связано с более глубокой регрессией.
   Большое значение придает М.Сешей такому важному регрессивному фактору, как подчинение пациента распоряжениям психотерапевта. Эти распоряжения, однако, всегда направляются на поддержку активнос¬ти пациентов в интересах их гратификации.
   Перейдем теперь к вопросу, как можно использовать рассматривающиеся выше основные терапевтические принципы "терапии гратификации” для лечения взрослых с аутистическими симптомами. Нельзя механически перенести опыт Б.Беттельхейма и М.Сешей на терапию взрослых клиентов хотя бы потому, что у взрослых возможны виды активности, не доступные или малодоступные детям, как, например, систематический анализ прошлого опыта, осознанно целенаправленные сексуальные действия, моральные и религиозные суждения и поведение и пр.
   Блестящим примером эффективной "терапии гратификации” у взрослых с аутистическими симптомами является, по нашему мнению, метод личностно-событийного анализа Веры Лосевой.
   На заключительной стадии этого метода клиентам даются «домашние задания» в целях достижения определенной гратификации при посредстве заранее спланированной активности. В осуществлении такого рода «домашних заданий» психотерапевт ведет себя императивно, что напоминает поведение психотерапевта в психотерапии М.Сешей.
   Мы не имели возможности детально познакомится с методом личностно-событийного анализа, однако, судя, по всему, гратификация клиентов в этом методе избирается не так, как в поведенческой терапии, на основе заранее поставленных стратегических целей терапии, а так же, как у Б.Беттельхейма и М.Сешей, на основе актуально проявляющихся же¬ланий клиента.
   Активности клиентов для их гратификации предшествует, в методе личностно-событийного анализа, анализ их прошлого опыта, причем не только осознаются прошлые ошибки в выборе определенных видов активности для достижения определенных видов гратификации; клиент также, говоря словами В.Лосевой, «переживает свою уникальность со знаком плюс».
   Таким образом, мы видим в методе личностно-событийного анализа общее с психотерапевтическими методами Б.Беттельхейма и М.Сешей, а именно, во-первых, воспитание активности клиентов для их гратификации и, во-вторых, предварительную гратификацию клиентов в ходе их контактов с психотерапевтом.
   Перейдем теперь к предельно краткой характеристике возможностей лечения взрослых с аутистическими симптомами на основе использования двух более «высоких» жизненных миров /по Ф.Василюку/ — жизненного мира ценностей и жизненного мира творчества /соотв. свободы/.
   Последний включает, по нашему мнению, также и религиозный опыт.
   Что касается психотерапевтического использования мира ценностей, то еще полвека назад Дейл Карнеги, давший блестящий обзор по данной теме, писал :"Я мог бы составить целую книгу из отчетов людей,которые, забыв о себе, приобрели таким образом здоровье и счастье".
   Благодаря механизмам идентификации, помощь другим людям также становится активностью для гратификации самого помогающего субъекта, причем уровень конфликта между принципами удовольствия и активности в этом случае будет меньше, чем при активности для прямой интенсивной гратификации субъекта активности.
   Более подробно вопросы использования жизненного мира ценностей в психотерапии гратификации рассматриваются в наших тезисах “Altruistic Psychotherapy: Helping Oneself by Helping others”  /не опубликовано/.
   В других наших тезисах “Vipassana; a Re-interpretation”/не опубликовано/ мы рассматриваем некоторые возможности использования «чистого сознания», т.е. сознания минус его конкретное содержание в данный момент времени, для целей психотерапии.
   Многие религиозные практики /обычно называемые «святыми»/ свидетельствуют, что «чистое сознание» при его дистанцировании от конкретного содержания сознания является источником «чистой радости».
   Опираясь на «чистое сознание» /например, с помощью буддисткой медитации «випассана»/ можно черпать из неиссякаемого источника гратификации, свободной от изменчивости и ненадежности феноменальных явлений. /Мы оставляем при этом в стороне метафизические и религиозные вопросы о сущности такого рода .гратификации, а только констатируем, что эта гратификация действительно существует и может быть психотерапевтически использована/. Некоторые американские психологи и практики випассаны, в том числе Р.Беатти /R.Beatty/, Дж.Энглер /J.Engler/ и Дж.Кабат-Зин /J.Kabat-Zin/»несмотря на несогласие буддистких консерваторов, уже начали успешное исследование психотерапевтического потенциала випасcаны.
   Приведенный в настоящих тезисах перечень методов терапии гратификации, которые можно было использовать для взрослых клиентов с аутистическими симптомами, не является исчерпывающим.Что же касается методов, указанных в тезисах, то они нуждаются в дальнейшей теоретической разработке и практической проверке.

                01.04.03.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.