Мушни

Имя Мушни я впервые услышала где-то в конце 80-х. Мы сидели в кофейне на улице  Фрунзе, там, где высились останки сгоревшей гостиницы "Абхазия" и росли замечательно красивые, устремленные в синее южное небо пальмы.

"Мушни, Мушни," - с нескрываемым пиететом произнесла моя приятельница. Я увидела невысокого подтянутого человека южных кровей, в пиджачной паре (летом!) и с букетом цветов...
Потом мы несколько раз сидели в одной компании на Амре за чашечкой кофе, за общим столом у знакомых, общались  на раскопках - Мушни был археолог.

Я видела, как к нему относятся его друзья. Для них он был не только другом. Учителем. Как это произошло? Вот этого я не знаю. Об этом должны рассказать его друзья. Я могу лишь зафиксировать факт: он был Учителем, не напрягаясь, не доказывая своё право на учительство и не уча при этом. По крайней мере,  видимым образом.
Он был полон внутреннего достоинства, производил впечатление человека с несгибаемым внутренним стержнем.
Он поведал однажды, как после службы в армии долго не мог спать. Бессонница  мучила его несколько лет. Что он там увидел, в Советской Армии, что лишило его сна?  Он не рассказал.

Во время войны в Абхазии Мушни стал командующим Гумистинским фронтом. Какой-нибудь новобранец  на окрик: "Пароль", не зная, что ответить, отвечал: "Мушни!"
Мушни - это было уже не просто имя. "Мушни" - означало любовь к народу, к ценностям своего народа, непоколебимость в защите этих ценностей и готовность отдать за них свою жизнь.

Мушни почти не удивился,  когда увидел меня в Эшере. Почти все его друзья и хорошие знакомые встали с ним рядом в эти дни.

Сгущаются сумерки... На полу ресторана Эшера,  в котором  находился штаб Гумистинского, полукругом сидят молодые ребята - бойцы, уходившие на задание.( Почему-то воина в Абхазии назвали "вояк". Так трансформировалось там слово "воин"). Мушни спокойно, размеренно  объясняет им цель задания, маршрут... Всех слов я не слышу... Но вижу выражения лиц: сосредоточеннные,  внимающие... Какая-то почти  библейская сцена...


Когда Мушни погиб, я пришла с ним проститься в село. Долго всматривалась в застывшие черты лица. Я прощалась с ним и пыталась понять его загадку. Загадку Мушни. Магию его имени. Его личности.  Почему именно он, выросший, насколько я знаю, в  традиционной абхазской семье, достаточно скромный, по крайней мере, не выпячивающий себя человек,  стал достоянием народа, выражением каких-то сущностных его качеств, символом борьбы за независимость?

Каждый, кто пролил кровь за Родину, заслуживает Вечной памяти. 

Но у Мушни есть какое-то своё,  особое место и особая роль. Никто не "назначал" его народным героем.  Но он им стал.  И чем больше проходит времени со дня его гибели,  тем сильнее интерес к его личности. 


Рецензии