Настроение танца
Но причем же тогда настроение? Приведу пример. Первые балетные Дягилевские сезоны в Париже 1906 год. Анна Павлова, Сенсанс.. Фурор в Опера-Франсез. Миру открылся русский балет. "Умирающий лебедь" - бессюжетный концертный номер. Импровизация Павловой на музыку Сенсанса. Говорят, что при постановке этого номера Фокин ничего не смог сделать и просто "умыл руки". Павлова все сделала сама. Она просо начала танцевать, услышав музыку. Танец лился из ее тела, просто потому, что было так надо, даже не ей, а самому танцу. Сразу вспоминается Бибихин и его "Мир".
"Настроение — это когда за суетой и ненужными встречами, за раздергивающими заботами неведомо откуда, может быть, из детства просится не музыка, не сама музыка, а словно только один ее неслышный тон, он заглушён шумом, но будет яснее слышен, когда мы останемся наконец наедине с собой и пойдем по людной вечерней улице. Настроение захватит нас, и не только нас, а всё вокруг склонит в свою сторону, и мы словно завороженные будем бояться, что его что-то спугнет. Такое настроение может превратиться в стихи, которые не нарушат настроения, а наоборот, дадут ему быть собой и остаться навсегда и стать настроением других людей, может быть, очень многих, может быть, настроением времени; или настроение превратится в музыку — оно ведь и так с самого начала было неслышным тоном; или ни во что не превратится, а развеется, когда чей-то голос проницательно спросит со стороны: «Что это ты сегодня такой задумчивый?» — и мы к собственному стыду поспешим заверить, что вовсе нет, что все это так, ничего."
Павлова не танцевала настроение, она сама была настроением в тот момент, она сама была этой музыкой, которая воплощалась в теле. Музыка сама просила себя станцевать. Вот взмах руки-крыла и стираются лица, балетный класс превращается в озеро и самой Анны Павловой уже не существует.
Что это? Мастерски выполненный образ или сам образ, воплотившийся в теле, некий подходящий типаж? Почему он произвел фурор?
Тут, на мой взгляд вопрос не в считывании образа с тела или с замысла, вопрос совсем не в герменевтике. Вопрос в энергии, в некоем надломе и линии слияния чего-то совсем непостижимого, но чувственного нами, с видимым, с "читаемым". Слушая арию на других языках, не понимая самого языка танца, даже не привязываясь к определенному сюжету нас-зрителей в какой-то момент что-то "трогает", что-то "задевает", и вот уже слезы скатываются по щекам и нам хочется петь или танцевать вместе с артистом, хотя раньше мы этого никогда не делали, мы даже не задумывались об этом никогда. В чем же тут дело? Рассматривая приведенный выше пример можно сделать вывод: Мы идем смотреть не на концептуальные сюжеты, не на определенных артистов, не на перенос в другие эпохи, а мы просто идем получать эмоции. Мы питаемся ими. И чувствуются, как говорят обычно, когда танцуют "от души". Но что же такое "от души"? Вспомним "Лебедя". Павлова, Лебедь и музыка в момент танца есть одно целое. В хрупком теле танцовщицы сконцентрированы сразу несколько измерений и пространств, выражающие себя посредством образа, который как калька накладывается на то же тело. Павлова представляет собой некий сгусток энергий и смыслов: музыка, тело, образ сливаются воедино именно в ней, именно в эту минуту, именно на сцене Колоссальная энергия поднимает тело в прыжке, она не чувствует себя, не чувствует своего тела, она перестает быть собой... Здесь со "сгустком" то ли от непрочности, то ли от восприятия образуется надлом, надлом в "сетке" в пространстве или матрице ризомы.
Зритель, конечно же, попадает в этот ареал энергии, видя ее, из пространства эмпирического, повседневного, "уже такого знакомого", имманентного, мы чувствуем, именно "чувствуем" что-то другое. "Смотрите, сам Бог танцует в ней!". Мы не можем этого объяснить, можем лишь только чувствовать именно из-за этого хочется танцевать вместе с ней, умирать и рождаться, хочется быть к этому причастным.
Но сможем ли мы это повторить? (я не имею в виду, физически повторить) Да и зачем нам все это? Неужели недостаточно просто некоей "подпитки" эмоциональности, подаренной нам артистами? Насытились и ушли, "поговорили" с чистым бытием и достаточно, хватит с нас.
Делез в своей работе "Различие и повторение" говорит:
"Повторять — значит вести себя по отношению к единичному или особенному, лишенному подобного или равноценного. Возможно, такое повторение, как внешнее поведение, является откликом на более тайную вибрацию, более глубокое, внутреннее повторение движущего им особенного."
Более тонкую вибрацию... Задачей артиста является самому получить или почувствовать, а потом и воссоздать эту вибрацию. В этом и помогает сонастроенность. Это значит поймать ту волну, тот отголосок, который витает в воздухе в момент до и момент после, задача соединения до\после в себе. Именно для этого и нужен сюжет, нужен определенный смысл, именно так получаются "любимые роли" или проживание на сцене. Накладывая кальку\образ, после долгой работы (сонастройки) получаем действие\карту, которую пишем сами. Это примерно так же, как с чтением философский текстов - по мере возрастания начитки становится намного проще, сначала не замечаем, как меняется наш собственный язык, затем мысли, а затем и нам самим требуется писать. Но это в очень редких случаях.
"Артист балета" интересный концепт. Ведь первым идет артист, а потом уже балет. Балет - просто инструмент, помогающий настроится, это определенное поле, в котором артисту (в данном случае Павловой) проще работать. Были ведь помимо Лебедя еще ряд гениальнейших перевоплощений. Было и досканальное изучение партитур и либретто, были проведенные в балетных классах, а не на сцене, целые годы. Даже делая Адажио в экзерсисе у станка она была лебедем, но не таким, конечно, не лебедем-концептом, у станка, скорее, сонастройка. "Вот сейчас адажио в стиле лебедя, нужно пробовать его скопировать". Балет - инструментарий, неосознанная подготовка к сцене, к этому сгустку и разрыву, к открытию чего-то именно своего и общего одновременно. Сцена - действие, "рисование" карты, передача ее миру. Все, что делает артист или художник (в английском языке слова почти с синонимическим семантическим значением) в действии, уже не его. Все это общее. На сцене уже артист выступает как инструмент - передатчик бытия миру. Танцуя, он, конечно, отделяет себя от этого мира, сам танец делает его отличным, но не в эгоистическом плане, не в плане "я могу - а вы даже повторить не сможете". Скорее, любое творчество - отличает нас от окружающего, у древних их cultura очерчивала их от naturы, сейчас мы в этом нуждаемся все менее.. Скорее, это на-СТРОение, приводит нас к строю, к огромному упорядоченному космосу, красивому и неизмеримому ничем хороводу, где в идеальном порядке, мы, всматриваясь в звездную даль, пытаемся найти свое крошечное место.
Свидетельство о публикации №217121901764